Найти в Дзене
Типичная Одесса

"По волнам знаменитых капитанов

" «Россия», «Победа», «Украина», «Грузия», «Петр Великий», «Львов»— названия этих пассажирских судов, работавших на Крымско-Кавказской линии, знала вся Одесса. А фамилии их капитанов: Мана, Григора, Сороки, Письменного, Гогитидзе, Гарагули — знали все одесские мальчишки! «Иван Франко» (капитан М. Григор), «Шота Руставели» (капитан Э. Гогитидзе), «Максим Горький» (капитан С. Дондуа), «Одесса» (капитан В. Никитин). Были еще «Латвия», «Литва», «Армения», «Аджария», «Феликс Дзержинский», всех не перечесть! И весь этот пассажирский флот, принадлежавший Черноморскому морскому пароходству, после развала Советского Союза был распродан иностранным судоходным компаниям вместе с огромным количеством сухогрузных судов. А высокопоставленные чиновники, совершив этот беспредел и нажив на этой распродаже миллионы долларов, осели в Лондоне, Пирее и на Кипре, избежав наказания и за развал пароходства, и за воровство. Но еще задолго до крушения Советского Союза, где-то в середине восьмидесятых годов пр

"По волнам знаменитых капитанов"

«Россия», «Победа», «Украина», «Грузия», «Петр Великий», «Львов»— названия этих пассажирских судов, работавших на Крымско-Кавказской линии, знала вся Одесса. А фамилии их капитанов: Мана, Григора, Сороки, Письменного, Гогитидзе, Гарагули — знали все одесские мальчишки!

«Иван Франко» (капитан М. Григор), «Шота Руставели» (капитан Э. Гогитидзе), «Максим Горький» (капитан С. Дондуа), «Одесса» (капитан В. Никитин). Были еще «Латвия», «Литва», «Армения», «Аджария», «Феликс Дзержинский», всех не перечесть!

И весь этот пассажирский флот, принадлежавший Черноморскому морскому пароходству, после развала Советского Союза был распродан иностранным судоходным компаниям вместе с огромным количеством сухогрузных судов. А высокопоставленные чиновники, совершив этот беспредел и нажив на этой распродаже миллионы долларов, осели в Лондоне, Пирее и на Кипре, избежав наказания и за развал пароходства, и за воровство.

Но еще задолго до крушения Советского Союза, где-то в середине восьмидесятых годов прошлого уже века, началась травля самых известных капитанов, считавшихся по международным оценкам лучшими капитанами пассажирских судов мира. Травля этих людей, лишение их права заниматься любимым делом и были началом гибели Черноморского пароходства...

А началось все с назначения на пост второго секретаря Одесского областного комитета Коммунистической партии Украины присланного из Киева партийного функционера Константина Масика.

Чем же не угодили этому «знатоку морского дела» заслуженные капитаны?

В СССР на каждом судне был помощник капитана по политической части. Помполит. В судовой роли он значился как «первый помощник капитана». Набирался этот контингент из демобилизованных армейских политработников,проштрафившихся партийных чиновников или сотрудников КГБ. Вот эти «первые помощники» и старались навязывать капитанам свое понимание «хорошей морской практики».

Были капитаны, которые, боясь испортить отношения с партийными органами, от которых зависела судьба каждого моряка, подчинялись воле своих помполитов. Но другие, как, например, Герой Социалистического Труда Ким Никифорович Голубенко, который, командуя турбоходом «Юрий Гагарин», первым из советских капитанов, прорвав блокаду американскими военными кораблями Кубы, доставил в Гавану 14 тысяч тонн продовольствия (его встречал на причале сам Фидель Кастро), не желал мириться с диктатом своего помполита и списал его с судна.

Санкции последовали незамедлительно. Несмотря на заслуги капитан К. Н. Голубенко, получивший в Кремле Золотую Звезду Героя Социалистического Труда, по решению бюро парткома пароходства, согласованному с обкомом партии, был лишен права на загранплавания.Такая же участь постигла и других капитанов, работавших на пассажирских судах и проявлявших независимость от своих помполитов.

В чем их только не обвиняли! И в чуждой советским людям морали, и в преклонении перед западным образом жизни, и в отходе от марксистко-ленинской идеологии!

Так были списаны с судов и уволены из пароходства капитан пассажирского лайнера «Шота Руставели» Элизбар Гогитидзе, опытнейший моряк, плававший во время Великой Отечественной войны в северных союзных караванах и награжденный за те невероятно тяжелые героические рейсы не только советскими, но и американскими, и английскими боевыми наградами. А также капитан пассажирского лайнера «Максим Горький» Герой Социалистического Труда Сергей Дондуа, капитан пассажирского лайнера «Аджария» Александр Назаренко, капитан пассажирского лайнера «Казахстан» Феликс Дашков, капитан пассажирского лайнера «Одесса» Вадим Никитин.

В советские времена принято было называть суда торгового флота именами известных капитанов. В Черноморском пароходстве плавали «Капитан Плаушевский», «Капитан Лухманов», «Капитан Баглай» и другие.

Сегодня у независимой Украины нет ни своего государственного пароходства, ни своего торгового флота. Но имена капитанов, внесших немалый вклад в морскую славу Одессы, должны жить в памяти людей. И почему бы не называть новые улицы Одессы именами известных капитанов? Они заслужили это сполна!

Аркадий Хасин