Найти в Дзене

"Почему мы так боимся нового?.." Из заметок священника Александра Данилова

Возможно, я кого-то шокирую, но Христос - это не фамилия. Не было Марии и Иосифа Христос. Это титул. Близкий аналог еврейского Машиах, то есть Мессия. И обращение к Господу "Иисус" не является фамильярностью. Откройте один из самых известных акафистов "Иисусу Сладчайшему": "Иисус пречудный, Иисус пресладкий, Иисус преславный, Иисус прелюбимый, Иисус предивный, Иисус претихий, Иисус предвечный" и т.д. Он везде называется по имени. Да, традиционно мы гораздо чаще стараемся добавлять к имени "Иисус" титул "Христос" из благоговения, из любви и как важное свидетельство нашей веры. Но иногда мы можем и называем Его в молитвах и акафистах просто по имени - и это не фамильярность. Это близость. Тема страха перед близостью сама по себе интересна. Нам ведь проще общаться с Богом, как с императором, но гораздо сложнее, как с близким и родным. Мы боимся, словно, перейдя какую-то черту, мы Его оскорбим. На мой взгляд, в общении с Богом должно быть и то, и другое. Он многогранен. Он одновременно Суд
Оглавление
Отец Александр служит в Казани
Отец Александр служит в Казани

Христос - не фамилия

Возможно, я кого-то шокирую, но Христос - это не фамилия. Не было Марии и Иосифа Христос. Это титул. Близкий аналог еврейского Машиах, то есть Мессия. И обращение к Господу "Иисус" не является фамильярностью. Откройте один из самых известных акафистов "Иисусу Сладчайшему": "Иисус пречудный, Иисус пресладкий, Иисус преславный, Иисус прелюбимый, Иисус предивный, Иисус претихий, Иисус предвечный" и т.д. Он везде называется по имени.

Да, традиционно мы гораздо чаще стараемся добавлять к имени "Иисус" титул "Христос" из благоговения, из любви и как важное свидетельство нашей веры. Но иногда мы можем и называем Его в молитвах и акафистах просто по имени - и это не фамильярность. Это близость.

Тема страха перед близостью сама по себе интересна. Нам ведь проще общаться с Богом, как с императором, но гораздо сложнее, как с близким и родным. Мы боимся, словно, перейдя какую-то черту, мы Его оскорбим.

На мой взгляд, в общении с Богом должно быть и то, и другое. Он многогранен. Он одновременно Судья, Спаситель, Царь, Учитель, Друг и Самый близкий из всех.

Хранить, повторять и... не развиваться?

Почему мы романтизируем и идеализируем наше церковное прошлое? Потому, что нас не устраивает и пугает настоящее? Я вижу несовершенство сейчас и мне хочется верить, что ТОГДА, в седую старину, всё было иначе. Просфорки вкуснее, старцы седовласее и батюшки благодатнее. Тогда вышло, даже если сейчас не выходит. А, значит, мой путь верен. А, значит, надо повторять и хранить, но не жить и не развиваться. Новое ничего хорошего не несёт. Так?

Например, старая архитектура храмов — хорошо. Новая — плохо. Нет. Даже не так. Даже скромная попытка предложить новую церковную архитектуру будет встречена воплями об обновленчестве, предательстве православия и т.п. В голове сидит аксиома: старое — хорошо. Всё новое, непривычное — плохо.

Или ещё. Все читают правило. Его не было бОльшую часть истории Церкви. Но вот оно появилось. Попытайся кто-то собрать и предложить новое правило, чтобы у людей был выбор, - его же сожгут! Почему? Потому что новое. Новое — зло.

Однако, это не самый лучший и безопасный путь. Прошлое не столь идеально (да и, если честно сказать, знаем мы о нём очень мало и чаще пребываем в блаженной необразованности), а настоящее и новое не так страшно.

Откуда страх новой церковной архитектуры или разнообразия в молитвенном правиле? Мы просто боимся. Не верим, что сегодня можем сделать "как тогда". Я не призываю к реформам или обновлению. Давайте, банально, задумаемся о нашем страхе перед новым.

Что мешает разработать ещё одно-два-три молитвенных правила? Мы — Церковь с двухтысячелетней историей! Наши гимны, правила, молитвы, чинопоследования были кем-то сочинены. Даже вечернее и утреннее правило когда-то было новшеством. У нас есть духовные академии, ПСТГУ, семинарии, монастыри. Нас — миллионы! Наши приходы есть в Таиланде, Африке, Индонезии, США и т. п.

Никогда не поверю, что моя любимая Русская Православная Церковь не обладает творческими и духовными талантами, чтобы создать что-то красивое и новое! При этом я знаю тех, кто мог бы, но никогда в жизни этим не будет заниматься — не из-за лени. Страшно, что те самые 5% ультраконсерваторов и блюстителей чистоты веры «съедят».

Я убеждён и искренне верю, что у нас огромный потенциал. Мы его не раскрыли даже наполовину.

Моё восхищение

Меня удивляет оптимизм некоторых людей. Я серьёзно. Листает "гипотетический Аркадий" ленту запрещённограмма, ютуба, телеги или ТикТока. Видит мой пост. Пост его раздражает. Пост возмущает его до глубины души. Он понимает, что мою душу надо спасать.

Что же он делает? Он пишет комментарий вроде "Вы ведёте людей в Ад!" И сей гипотетический Аркадий искренне верит, что именно его комментарий непременно ввергнет меня в пучину размышлений и заставит стать ультра-мега-антимодернистом. Он действительно искренне верит в это. Верит, что именно его комментарий всё изменит!

Всегда восхищался оптимизмом таких людей. И банил их.