Спектакль «Дачники» по пьесе Максима Горького недавно появился в афише Учебного театра Школы-студии МХАТ. Там играют студенты четвертого (выпускного) курса актерского факультета. Известно, что школа-студия проводит строгий отбор при приёме на учёбу и туда поступают очень талантливые ребята, а опытные педагоги преподают в соответствии с легендарными мхатовскими традициями. Поэтому мне было интересно увидеть, как почти готовые молодые актёры покажут классику, как актуализируют переживания интеллигенции начала XX века.
В советские годы пьеса «Дачники» часто шла на сцене МХАТа. Сохранилась аудиоверсия спектакля 1954 года, где участвовали народные артисты СССР Марк Прудкин, Ангелина Степанова, Алла Тарасова, Анатолий Кторов и другие знаменитости. В той постановке подчеркивалось, что праздная интеллигентская жизнь состояла из пошлости и пороков, но передовые люди были недовольны таким существованием и стремились к переменам, строили планы о переезде или о делах на благо народа. Понятно, что так изображалось зарождение революционных настроений среди интеллигенции, другой трактовки не могло быть в 1954 году.
Новые «Дачники» оказались совсем непохожими на предшественников. Пьесу основательно перекроили, нескольких персонажей вычеркнули, эпизоды и реплики переставили в ином порядке. Получилась галерея характеров, претендующих на типичность: спивающийся адвокат, его скучающая жена, утративший вдохновение писатель… Персонажи беспрестанно жалуются на свою жизнь, некоторые пытаются поймать призрак счастья в любовных интрижках, но никаких смелых идей о переменах нет и в помине. Недаром в финале все актёры, собравшись на сцене, перебрасывают друг другу горьковскую метафору «резиновый человек». Твердят с разными интонациями «ты резиновый», «я резиновая», «он резиновый», подчеркивая фальшивость и бездушность своих персонажей.
Такие эпизоды с участием всех актёров поставлены очень выразительно. Так, после антракта на сцене появилась группа безымянных простолюдинов с критическими репликами в адрес дачников и протяжной народной песней. Тут слова о том, что дачники «вроде как в ненастье пузыри на луже… вскочит и лопнет… вскочит и лопнет» звучат как обобщенная мнение о буржуазной интеллигенции. А народная песня служит контрастом из другой жизни, более тяжёлой и более деятельной. Кстати, педагоги по вокалу не зря занимались со студентами: они неплохо поют как хором, так и соло (по ходу пьесы были еще две песни).
Кульминацией стал эпизод, которого я не нашла у Горького. Дачники собираются на репетицию любительского спектакля и бурно высказываются по поводу театрального творчества (самая подходящая тема для мхатовских студентов).. Персонажи перебивают друг друга, в гомоне голосов слышны фразы вроде »какой же спектакль нам нужен?» и «говорят, что так уже было, но что же они хотят?»; эта яркая сцена – не только о конкретном любительском спектакле, но и о новых «Дачниках», и о нынешних перспективах театрального искусства. Гомон нарастает, вдруг раздаётся выстрел, перепугавший всех. Выстрел возвращает нас в русло горьковской пьесы: один из дачников надумал застрелиться, но его рана оказалась пустяковой, ничего непоправимого не произошло. «Какой печальный водевиль», – замечает по этому поводу другой дачник.
Очевидно, студенческий спектакль «Дачники» поставлен именно как «печальный водевиль», пьеса с диалогами и песнями. Изначально эти горьковские слова относились к неудачному самоубийству и сопутствующим обстоятельствам, однако в Учебном театре перенесли яркую метафору на всю пьесу целиком. А чтобы перекинуть мостик к современности, включили в спектакль не только народную песню, но также парочку хитов на английском языке. Услышав знакомые мелодии, зритель точнее поймёт характеры персонажей образца 1904 года и, возможно, задумается, не перекочевали ли они оттуда в наши дни.