Вокзал, который знают все
Думаю, вряд ли кого стоит знакомить с героем моего рассказа. Смею утверждать, что этот вокзал хорошо знаком каждому россиянину, даже тем, кто никогда не был на Витебском вокзале в Петербурге. Дело в том, что он стал персонажем более ста фильмов и видеороликов. Сколько киногероев встречали и провожали поезда под его арочными сводами! Поэтому можно смело утверждать, что Витебский вокзал – «киновокзал №1» в России.
Но не только в кино ему принадлежит первенство. Он появился там, где началась история железных дорог России. Первая дорога была проложена в царствование Николая 1 из Петербурга к летней императорской резиденции Царское Село. Отсюда осенью 1837 года отправился первый отечественный поезд «Проворный». Император, при котором по стране решительно начал шагать научно-технический прогресс, первым смело отправился в это путешествие вместе с создателем дороги Францем Герстнером (1795-1840)
Нам даже не представить... Написала фразу и задумалась! Она – следствие начатого ещё в 19 веке научно-технического прогресса, благодаря которому сегодня нас, похоже, удивляет только отсутствие какой-нибудь технической возможности. А потому нам в 21 веке, действительно, не представить, что испытали горожане, пришедшие увидеть своими глазами это чудо – первый отправившийся в путь поезд!
Открытие первой железной дороги России
Торжественное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. На это событие были приглашены высокопоставленные гости и допущены самые обыкновенные жители Петербурга. «Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье...» – эти слова из «Попутной песни» Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника передают настроение собравшихся горожан.
Огромная железная машина чёрного цвета с эффектной белой отделкой блестела свеженькой краской и в нетерпении пыхтела, готовясь рвануться вперёд. Собравшийся народ поглядывал на неё с опаской: неизвестно было, чего ждать от этого гигантского «железного коня». И вот наконец, раздался страшный гудок, женские пронзительные визги, народ в ужасе заткнул уши, однако любопытство было настолько сильным, что никто не разбежался. Все в восторге и оцепенении наблюдали, как колёса медленно начали раскручиваться, паровоз тяжело сдвинулся с места, постепенно набрал скорость и через несколько минут скрылся за горизонтом. Публика ликовала! А первый поезд, преодолев расстояние в 27 километров, доставил своих пассажиров на место за 35 минут, разгоняясь временами до 60 километров в час.
«Петербургские ведомости» на следующий день писали: «Шестьдесят вёрст в час, страшно подумать... Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несёт все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила – ум человеческий!» /цитата с сайта https://www.prlib.ru/history/.
Ещё несколько дней проезд по Царскосельской железной дороге был доступен каждому, возили туда-обратно всех желающих, а уже к лету было налажено регулярное железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом. Однако для большинства горожан массовым развлечением стало отнюдь не катание на поезде, а наблюдение за процессом. Семьями люди приходили смотреть на стремительно летящую по железным рельсам машину. Образ «чугунки», как называли железную дорогу, складывался из разнообразных цветов, звуков, ароматов. Запахи креозота, которым пропитывали шпалы, дым и горячее машинное масло, запахи которых вместе с паром выбрасывал паровоз, вскоре стали манящим ароматом странствий и духом эпохи.
Первые железнодорожные вокзалы
С появлением железной дороги возникла необходимость строительства вокзалов. Их первоначальное назначение – место прибытия и отправления поездов. Первый вокзал строился как временный и, не в последнюю очередь, создавался для организации торжеств, связанных с открытием дороги. Деревянное здание было маленьким и неказистым. Это был первый в России вокзал, и ещё никто толком не понимал, зачем он нужен. Поначалу железная дорога казалась царской забавой. Почти никто тогда не понимал, какие открываются возможности.
Но прошло полтора десятка лет, и всё изменилось. В 1851 году поезда отправились в первопрестольную Москву, а затем и в другие города. Постепенно широкая сеть железных дорог окутала необъятную Россию. За это время петербургская знать успела почувствовать вкус путешествий по железной дороге. Число её пользователей постоянно росло, и стало понятно, для чего нужны вокзалы. Они были частью путешествия.
В Петербурге почти одновременно появилось два роскошных здания – Николаевский вокзал (1849-1851, нынешний Московский) и Царскосельский (1844-1851, нынешний Витебский). Их проекты были созданы архитектором Константином Тоном (1794-1881). Он прославился своими православными храмами, построив Храм Христа Спасителя (1837-1860) в Москве и Благовещенский собор (1844-1849) в Петербурге. Оба были уничтожены в 1930-х годах в период гонений на церковь при советской власти. Под угрозой перестройки в советское время был бывший Николаевский вокзал, но, как обычно, «руки не дошли». Чудом сохранившийся Московский вокзал – память о его выдающемся зодчем.
А вот «тоновский» Царскосельский вокзал перестроили ещё во времена Российской империи. Всё-же он был «вокзалом № 1» и должен был стать «самым-самым»: самым современным, самым удобным для пассажиров и самым красивым! К тому же, пассажиропоток продолжал расти, а железнодорожная сеть расширяться. Не прошло и полвека с начала появления вокзала Тона, как в Петербурге появилось новое здание Царскосельского вокзала (1904, арх. С.А.Бржовский). И снова стало первым – первым общественным зданием в Петербурге, построенным в стиле модерн, а значит – модным и стильным.
К этому времени уже стало понятно, для чего вокзал нужен вообще. Оказалось, это не только место для поездов, но и для временного пребывания пассажиров. Для их комфортного путешествия на вокзале была создана широкая сеть услуг. Пассажиров обслуживали залы ожидания, кассы, отделения для багажа, рестораны, носильщики и пр. Создавались вокзальные помещения с имперской роскошью и с применением новых технологий. В отделке использовали металл, стекло, лепные панно и керамические изделия. Платформы находились на уровне второго этажа вокзала, и для удобства подъёма багажа были устроены специальные грузовые лифты. Вообще вокзал поражал пассажиров разными новшествами и техническими новинками.
Крытые своды вокзала, под которые входили поезда, были созданы с использованием новейших технологий. Несущие металлические конструкции были оставлены открытыми, демонстрируя современную клёпку, что напоминало о недавно открытой и успевшей прославиться во всём мире Эйфелевой башне.
В связи с тем, что к концу 19 века поезда стали востребованным транспортом, а вокзалы общественным местом, для царской семьи был построен отдельно стоящий павильон, маленький «вокзальчик» необыкновенной красоты. Из него попадали сразу на платформу к первому вагону поезда, который с начала функционирования железной дороги и до самой революции всегда оставался царским.
Имперские вокзалы без императоров
Вокзалы всегда были лицом эпохи. После революции они, как стратегически важные объекты, были национализированы в первую очередь и из имперских превратились в советские. Их облик менялся в соответствии с духом времени. Только догадываться можно, каким был Витебский вокзал под красными лозунгами и плакатами, когда в воздухе слились тревога побежденных и революционный дух победителей: радость тех, кто почувствовал дух свободы, и горечь тех, кто принимал судьбоносное решение навсегда покинуть Россию. Этот вокзал для них стал последним воспоминанием родины.
Постепенно избавились от имперских названий. Было решено вокзалы называть по направлениям движения поездов. С 1935 года бывший Царскосельский вокзал (он же Детскосельский с 1918 года) стал Витебским. Отсюда поезда отправлялись на юго-запад, в том числе в союзную республику Белоруссию.
В советской стране роскоши была объявлена война. Вокзалы перестали быть местом комфортного отдыха перед дальней дорогой. Они вновь стали пунктами прибытия и убытия, а залы ожидания превратились в пристанище всякого рода «элементов»: революционных, контрреволюционных, деклассированных и асоциальных. Кто только здесь не обитал!
Великая Отечественная война вмешалась в судьбу вокзалов по всей стране. По железным дорогам шли военные эшелоны и санитарные поезда. У Ленинградских вокзалов судьба была блокадная. Для врага они были тоже стратегическими объектами, а потому вокзалы и железнодорожные пути постоянно подвергались обстрелам и бомбёжкам с целью не допустить ввоз в окружённый город продовольствия, оружия и боеприпасов. Но железная дорога продолжала функционировать. Железнодорожные пути, выходящие из Ленинграда, называли «дорогой смерти». Выбираться по ним из Ленинграда было смертельно опасно.
С первых дней блокады на железнодорожных вокзалах начали создавать бронепоезда, которые принимали участие в обороне Ленинграда и оперативно оказывались вовремя в нужном месте на линии обороны. Они были оснащены орудием, произведённым в Ленинграде до начала блокады, которое не успели вывезти. Их называли «железнодорожной крепостью». Среди них не раз отличился бронепоезд Витебского вокзала. Он назывался «За родину». Есть сведения, что во время блокады Витебский вокзал был замаскирован под руины, продолжая функционировать под их прикрытием. С немецких самолётов вокзал казался уже разрушенным, и лётчики не обращали на него внимания. Даже горожане были уверены – здание пострадало в ходе бомбардировок.
Пережив послевоенное лихолетье, вокзалы вновь приступили к своим прямым обязанностям. И наступившие после восстановления народного хозяйства времена стали не худшими для вокзалов. С подъёмом промышленности в 1950-60-х годах обновился подвижной состав железной дороги, появились новенькие вагончики. Вновь, как в былые времена, по дорогам страны можно было путешествовать с разным уровнем комфортности – в уютных спальных вагонах или в общих без белья и с шумными соседями. На вокзалах работали лучшие городские рестораны. Они вспоминаются по советским фильмам.
Воспоминания о вокзалах советского времени
Период расцвета вокзалов и железных дорог в середине прошлого столетия достался мне в детстве. Витебский и Московский вокзалы были связаны с путешествиями. Отсюда я с родителями отравлялась на поездах дальнего следования к родственникам. Это было время, когда новенькие послевоенные поезда и вагоны ещё не обносились, а проводники не обленились. И я каждое лето с замиранием сердца садилась в поезд в предвкушении чудесного путешествия по просторам нашей страны под стук колёс и дребезжание ложечек в стаканах. Эти стаканы в удивительных металлических подстаканниках были неизменными спутниками, символом советских железных дорог.
Обычно родители брали билеты в купейный вагон, в котором в коридоре лежала красная ковровая дорожка, на окнах висели накрахмаленные занавески, а на покрытых белоснежной салфеткой столиках стояли настольные лампы. Это был мой маленький временный домик, который я сразу начинала обследовать. Однажды нам даже повезло ехать в мягком спальном вагоне. Но связано это было с тем, что с билетами тогда уже начинались проблемы, и покупать приходилось то, что доставалось. С годами всё чаще доставались места в плацкартных вагонах.
Поезд ещё не успевал тронуться, как пространство вагона заполнялось запахами яиц, свежих огурцов, варёной курицы и копчёной колбасы, а вскоре всё это приправлялось ещё каким-то терпким запахом. Чуть-чуть повзрослев, я уже догадывалась, что это была водка – неизменная спутница путешественников из плацкартных вагонов. Но, в каком бы вагоне мы не ехали, самым любимым занятием в поезде было залезть на верхнюю полку, слушать стук колёс и наблюдать, как леса, посёлки и города пролетают мимо, а потом вместе с папой выходить на остановках и полустанках и на короткое время оказываться в чужом незнакомом мире. Но я быстро выросла. К этому времени незаметно наступили застойные времена. Вокзалы снова изменились в лице, мимикрируя под эпоху.
«Лица вокзалов» в 70-80-е годы 20 века были весьма неблаговидными. Я застала эти времена на Балтийском вокзале, откуда ежедневно отправлялась домой в Ораниенбаум-Ломоносов в студенческие времена. На вокзале было холодно, грязно и небезопасно. Ресторанов не помню, а в залах вокзального общепита было уныло и невкусно. Их называли буфетами. В неуютных помещениях стояли высокие столы. Садиться было не принято. Унылого вида тётки в грязных халатах когда-то белого цвета бесформенными тряпками лениво смахивали крошки со столов. И перекусывающие пассажиры им сильно мешали. Вместо салфеток на на столах стояли нарезанные полоски жёсткой обёрточной бумаги в щербатых гранёных стаканах. В похожие стаканы разливали все напитки. Плохо помытые алюминиевые ложки и вилки были такими же ущербными, как стаканы.
«Кофе с молоком», специфический напиток, вероятно, сваренный на воде с добавлением небольшого количества кофейного порошка, цикория и сгущенки, выливали в титан из жёлтых эмалированных вёдер, на которых можно было различить полустёртые косые буквы, выведенные масляной краской. Это была обязательная маркировка для посуды, «гарантировавшая» её безопасность.
Из ассортимента вокзальных буфетов – обязательные сосиски, плавающие в кипятке. К ним предлагалась горчица в общем стакане с деревянной палочкой – накладывай сколько хочешь! Ещё – сметана в стаканах, отварные яйца с плюхнутым сверху майонезом. Повезёт – застанешь подрумяненные пирожки.
Подобная картина наблюдалась в те годы во многих общепитах города, но туда как-то не очень принято было ходить. А на вокзале после целого учебного дня в ожидании электрички, хотелось где-то погреться. В залах ожидания было страшно – на лавках спали или буянили пьяные мужики. Вот и заглядывала в буфет – там хоть и сердитые тётки, но всё же «официальные лица».
На перронах запомнились тележки с мороженым и жареными пирожками. Мама строго-настрого запрещала покупать пирожки с творогом и мясом: «Ими можно отравиться!» Но именно пирожки с мясом казались самыми вкусными, хотя мясо в них было условно-символическим! И всё же страшные истории про отравление вокзальными пирожками ходили по городу. И я опасалась!
Воспоминания детства о Витебском вокзале мало чем отличались от других, хотя семейные поездки становились всё реже, и я здесь не часто бывала. Вокзал был какой-то мрачный и тёмный. Стены, как в других советских общественных заведениях, были небрежно покрыты масляной краской неопределённого цвета. Весь нарядный декор умело был спрятан под её слоями. Даже ажурные арки на перронах были покрашены с подтёками краски, а потому не производили впечатления. Некоторые помещения вокзала были закрыты, а в остальных всегда царил полумрак.
С наступлением нового века времена вновь изменились, и вокзалы опять демонстрируют новое лицо эпохи. Они похорошели: европейский сервис, чистота, красота, комфортные поезда. Но Витебский вокзал остаётся особенным. К нему «вернулось лицо» столетней давности.
Обновлённый вокзал снова в духе времени
Витебский вокзал отреставрировали ещё в 2018 году, и он вновь заиграл во всей своей имперской красе модерна. Как будто раньше мы смотрели на него сквозь полупрозрачные стекло, а теперь оно разбилось и удивлению нет предела: вроде всё знакомое – но всё новое!
Ходить сегодня можно везде. Войдя с парадного входа, или пройдя через кассовый зал, попадаешь в огромное нарядное помещение под высоким куполом. Пол, выложенный метлахской плиткой с затейливым узором, окна с цветными витражами, оригинальные светильники, рисунки под потолком возвращают в те времена, когда в Петербурге зарождался модерн. Но бюст императора Николая 1, установленный на парадной мраморной лестнице, напоминает о том, кому мы обязаны появлением в России железных дорог и вокзалов.
С лестницы, разбегающейся двумя маршами, можно выйти сразу к поездам, или пройти в зал ожидания «для приличной публики». Лавки с затейливыми раковинами, картины на стенах, развешенные под потолком по периметру зала – своеобразная прогулка в историю зданий вокзала и вокзалов ближайших петербургских пригородов.
Из зала ожидания раньше можно попасть в ресторан. А в советское время между этими помещениями появилась стена. В ходе реставрации ресторанный зал восстановили, стена исчезла, и появилась возможность полюбоваться этим красивым помещение. Но ресторан так и не вернулся на прежнее место. Зато в другой части здания открыто много кофеен и других мест, где в ожидании поезда пассажиры могут перекусить с современным комфортом и в соответствии с модными тенденциями нашего времени. Покинув зал ожидания, в «фуд зону» (место, где собраны вместе точки общественного питания, по-моему, русского названия не получило) можно пройти по крытой галерее. Из неё же можно выйти на перрон к поездам. Главное впечатление – бесконечное ажурное кружево решёток.
Здание Витебского вокзала – настоящая азбука модерна. Если вы думаете, что не разбираетесь в архитектурных стилях, то стоит побродить по зданию Витебского вокзала и полюбоваться декором его интерьеров. Высокие окна, плавные линии, обилие чугунных деталей, лаконичность в сочетании с фантазийностью – всё это модерн. После этой прогулки, встречая здания на улицах, построенные в этом стиле, вы непременно будете узнавать их везде.
Жаль, что в Царский павильон попасть сегодня не удастся. Он отреставрирован, но находится в частной собственности некой компании. А ещё удивительно, что в этот первый Петербургский императорский вокзал «не дошли» современные комфортабельные электрические поезда «Ласточка» и «Финист». Они уже практически вытеснили другие электрички с Балтийского вокзала. Какого же было моё удивление, когда автомат категорически отказывался выдать мне билет до Пушкина (Царского Села) на современную электричку. Оказалось, их здесь пока нет!
И всё же Витебский вокзал любят все петербуржцы. А тем, кто приезжает в город, чей маршрут не проходит через него, и кто никогда здесь не был, я советую включить посещение Витебского вокзала в программу пребывания в Петербурге! Не пожалеете!
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!
Будет желание и возможность, теперь можно поддерживать авторов в Дзене с помощью донатов!