Найти в Дзене
Культовая История

Эксперименты по клонированию, которые закончились катастрофой

Причин для клонирования существует немало — в основном ужасных. Например, Барбра Стрейзанд дважды клонировала свою собаку Саманту, якобы из преданности к ней. Но ни один из щенков не стал «воскресшей» Самантой, так что ей стоило бы просто приютить двух новых собак, которым нужен дом.
А ещё был стоматолог, купивший зуб Джона Леннона в надежде клонировать музыканта. Этот поступок широко критиковали как неэтичный — в первую очередь потому, что инициатором был стоматолог, а значит, по умолчанию предполагается, что всё, что он делает, — зло.
Наверное, существуют и хорошие причины для клонирования. Наверное. Но приведённые ниже истории о неудачных экспериментах этого не доказывают. Сегодня многих клонируемых животных составляют умершие питомцы скорбящих владельцев — вроде тех самых клонов Стрейзанд. В Южной Корее одна лаборатория клонировала сотни домашних собак по цене около 100 000 долларов за каждую. Но, как мы уже сказали, клон — это не воскресшее животное: старая собака уже на небесах
Оглавление

Причин для клонирования существует немало — в основном ужасных. Например, Барбра Стрейзанд дважды клонировала свою собаку Саманту, якобы из преданности к ней. Но ни один из щенков не стал «воскресшей» Самантой, так что ей стоило бы просто приютить двух новых собак, которым нужен дом.

А ещё был стоматолог, купивший зуб Джона Леннона в надежде клонировать музыканта. Этот поступок широко критиковали как неэтичный — в первую очередь потому, что инициатором был стоматолог, а значит, по умолчанию предполагается, что всё, что он делает, — зло.

Наверное, существуют и хорошие причины для клонирования. Наверное. Но приведённые ниже истории о неудачных экспериментах этого не доказывают.

Бык, который вернулся не таким

Сегодня многих клонируемых животных составляют умершие питомцы скорбящих владельцев — вроде тех самых клонов Стрейзанд. В Южной Корее одна лаборатория клонировала сотни домашних собак по цене около 100 000 долларов за каждую. Но, как мы уже сказали, клон — это не воскресшее животное: старая собака уже на небесах, и это подтверждено.

Кроме того, клон может не унаследовать характер оригинала.
Кроме того, клон может не унаследовать характер оригинала.

Рассмотрим случай быка по кличке Ченс. Ченс был знаменит своим кротким нравом. Он снимался в фильме с Винсом Воном «Саранча», появлялся у Леттермана, и люди обожали фотографироваться с ним. Когда он был уже при смерти, его владелец Ральф Фишер обратился в Техасский университет A&M с вопросом о клонировании. Университетская лаборатория согласилась: 21-летний Ченс стал бы самым старым клонированным животным в истории, а это звучало круто.

Клонирование прошло успешно, и нового быка назвали Вторым Шансом. Внешне он, разумеется, был копией Ченса — генетические близнецы. Но если кто-то думал, что телёнок вырастет таким же мягким и добродушным, это была полная чушь. В свой второй день рождения он напал на Фишера, и тот едва избежал насаживания на рога. Год спустя избежать этого уже не удалось: Второй Шанс подбросил его, сломал позвоночник и разорвал мошонку.

Очевидно, Второй Шанс был в целом недоволен идеей размножения и пытался разорвать этот цикл. Клонирование человека пока незаконно, а человеческое размножение всё ещё требует наличия мошонки — по крайней мере, пока.

Гибрид человека и коровы

Да, клонирование человека незаконно. Но это не остановило ранних исследователей от первых неуверенных шагов в этом направлении. Как мы уже знаем, яйцеклетки крупного рогатого скота способны развиваться в клоны при должной стимуляции. В конце 1998 года компания из Нью-Джерси превратила одну такую яйцеклетку в эмбрион — но вместо ДНК коровы использовала ДНК, взятую из ноги человека.

Сегодня об этом почти никто не знает, а вся история вспоминается (если вообще вспоминается) в основном по одной широко растиражированной фразе Джорджа Буша-младшего, призывавшего запретить «создание гибридов человека и животного».

Лаборатория не собиралась вынашивать эмбрион в коровьей матке. Целью было заставить клетку превратиться в человеческую стволовую клетку, которая имеет множество применений. Однако эмбрион уничтожили на 12-й день развития. Считалось, что на 14-й день он мог бы считаться человеческим — исходя из сроков имплантации обычных эмбрионов. Таким образом, учёные хотели показать миру, что возможно, не выращивая при этом людей.

Если бы они пошли дальше, скандал был бы куда серьёзнее — что удивительно, ведь мы думали, что Америка любит ковбоев.

Коза, которая вымерла дважды

Лучший аргумент в пользу клонирования вида вместо обычного разведения — ситуация, когда обычное размножение невозможно. Например, если вид находится на грани исчезновения и все особи бесплодны. Или если вид уже полностью вымер, но у нас остались образцы тканей. Мы даже могли бы выставить получившихся животных в каком-нибудь парке — и это было бы совершенно безопасно, если не жалеть средств.

-3

В 2009 году нам действительно удалось вернуть к жизни вымерший вид. Это был не динозавр и не один из мамонтов, на замороженные останки которых мы постоянно натыкаемся. Это был пиренейский козерог — вид горного козла, также известный как букардо. Последний букардо погиб в январе 2000 года, погибнув самым мультяшным образом — его убила упавшая ветка.

Это были не доисторические времена, но всё-таки другое тысячелетие. К счастью, до этого мы успели заморозить образцы кожи последнего букардо. И в 2003 году вид был клонирован с использованием другого вида коз в качестве суррогатных матерей. В общей сложности эмбрионы имплантировали 208 козам. Семь забеременели. Одна родила детёныша — и в этот момент мы официально вернули пиренейского козерога из вымирания.

Детёныш умер почти сразу. Таким образом, букардо стал первым видом, вымершим дважды.

Не тот кот

Как мы уже говорили, клон может не походить на оригинал по характеру. А иногда — даже внешне. Взять хотя бы первую в истории клонированную кошку. Её создала та же лаборатория Техасского университета A&M, что и Второго Шанса-быка. Кошку назвали CC — одновременно carbon copy («точная копия») и copycat.

Игривая CC была полной противоположностью донору ДНК — застенчивой кошке по кличке Рейнбоу. Более того, они выглядели по-разному. Рейнбоу была черепаховой — трёхцветной, с оранжевыми пятнами. CC же оказалась полосатой.

-4

Можно было бы подумать, что окрас не определяется генами. Но он определяется. Просто CC показала, что клон может не проявить все гены донора. Целые хромосомы могут отключаться, а ДНК может изменяться между оплодотворением и рождением — о чём мы раньше не знали.

Так что CC не стала «точной копией». Зато она стала счастливой кошкой. В пять лет она родила помёт, став первым клонированным домашним животным, давшим потомство, и прожила до впечатляющих 18 лет.

Контрабандист мошонок из Монтаны

У жителя Монтаны Артура Шубарта была иная мотивация, чем у остальных героев этой истории. Он владел ранчо и хотел вывести новый, более крупный вид овец, чтобы люди платили ему за возможность охоты на них. Его план состоял в создании гибрида между огромным скалистогорным толсторогом и самой крупной овцой в мире — аргали Марко Поло из Киргизии.

Для этого он раздобыл ткани аргали Марко Поло и отдельно купил яички толсторогого барана. Затем он заказал в лаборатории создание клонированных эмбрионов и лично имплантировал их в местную овцу. Получившееся животное он назвал «Горным королём Монтаны».

-5

Это нарушало целый ряд законов о незаконной торговле дикой природой. Служба охраны рыбных ресурсов и дикой природы конфисковала животное, а власти арестовали Шубарта. В итоге он получил шесть месяцев тюрьмы, хотя прокуратура изначально и не настаивала на лишении свободы. Во-первых, ему был 81 год. Во-вторых, прокуроры были искренне впечатлены тем, что он вообще сумел клонировать животное, и в своём ходатайстве о наказании даже поздравили его с этим достижением.

Никто не поинтересовался мнением самого Горного короля Монтаны. Возможно, он жалеет, что родился, а возможно — благодарен судьбе. В любом случае, объявленная ему участь — отправка в зоопарк — звучит куда счастливее, чем судьба других гибридных овец Шубарта, которых приказали забить, а мясо передать в продовольственный банк.