Найти в Дзене

Давайте немного расскажу вам про скэт и Эллу Фицджеральд

Скэт – это пропевание музыки без слов, на слогах, когда голос перестаёт быть носителем текста и начинает работать как инструмент. Этот приём появился в джазе в начале XX века, в среде музыкантов, где вокалисты подхватывали инструментальные партии и начинали петь так, как играют трубы, саксофоны и кларнеты. Одним из них был трубач Луи Армстронг. Скэт – не набор случайных звуков, а музыкальное мышление в чистом виде. 🎙️ Именно Элла Фицджеральд сделала скэт по-настоящему знаменитым и показала его высочайший уровень. В её исполнении голос не «украшает» музыку, а ведёт полноценную инструментальную линию. Элла свободно импровизировала, проходила по аккордам, строила длинные логичные фразы и звучала как музыкант внутри ансамбля, а не как вокалист «поверх» музыки. 🪐 Смотрите, скэт раскрывает сразу три ключевых слоя вокального мышления. 1️⃣ Инструментальность вокала Голос перестаёт говорить и начинает играть. Он копирует партии инструментов, их движение, дыхание, логику фразировки. В этот мом
Элла Фитцджеральд - джазовая вокалистка, композитор, импровизатор
Элла Фитцджеральд - джазовая вокалистка, композитор, импровизатор

Скэт – это пропевание музыки без слов, на слогах, когда голос перестаёт быть носителем текста и начинает работать как инструмент.

Этот приём появился в джазе в начале XX века, в среде музыкантов, где вокалисты подхватывали инструментальные партии и начинали петь так, как играют трубы, саксофоны и кларнеты. Одним из них был трубач Луи Армстронг.

Скэт – не набор случайных звуков, а музыкальное мышление в чистом виде.

🎙️ Именно Элла Фицджеральд сделала скэт по-настоящему знаменитым и показала его высочайший уровень. В её исполнении голос не «украшает» музыку, а ведёт полноценную инструментальную линию.

Элла свободно импровизировала, проходила по аккордам, строила длинные логичные фразы и звучала как музыкант внутри ансамбля, а не как вокалист «поверх» музыки.

🪐 Смотрите, скэт раскрывает сразу три ключевых слоя вокального мышления.

1️⃣ Инструментальность вокала

Голос перестаёт говорить и начинает играть. Он копирует партии инструментов, их движение, дыхание, логику фразировки. В этот момент вокалист перестаёт быть «солистом с текстом» и становится полноценным участником музыкальной текстуры.

2️⃣ Гармонический слой

В скэте голос не просто движется по «какой-то» мелодии — он проходит по гармонии.

🎹 Пропеваются и опеваются аккорды, септаккорды и другие гармонические структуры.

Скэт часто строится на пентатонике и гаммах, и часто уходит в гармонические отклонения от привычного мажора и минора, как это делает джазовая гармония.

Малый минорный септаккорд по которому можно выстроить целую цепочку опеваний
Малый минорный септаккорд по которому можно выстроить целую цепочку опеваний

3️⃣ Ритм

Скэт всегда насыщен синкопами, паузами, смещёнными акцентами, повторяющимися ритмическими фрагментами и лупами. Благодаря этому голос звучит фирмово, стильно и живо.

Если замедлить хороший скэт, мы получим красивую, продуманную мелодию.

Вот вам знаменитый скэт Эллы, попробуйте, замедлите.

🎬 Ella Fitzgerald- "How High The Moon/Epic scat" LIVE 1966 [RITY Archives]

✔️ Как это помогает нам?

Слушая скэт и пробуя так петь, вы перестаёте ограничивать себя ведущей речевой функцией вокала и начинаете ощущать себя инструментом внутри группы.

☑️ Вы развиваете гармоническое мышление: начинаете слышать, как голос проходит по аккордам. Это даёт понимание, куда можно сдвинуть мелодию, чтобы импровизировать или украсить фрагмент, а не петь «по прямой».

☑️ Вы осваиваете ритмические паттерны, которые затем можно применять в песнях любого жанра. Это выводит вокал за пределы монотонности и одинаковости.

☑️ Происходит жанровое развитие и формирование музыкального вкуса: джазовое мышление делает вокалиста гибким и свободным.

Когда я создаю обучающие курсы-тренажёры, я всегда это учитываю.

В джазовом жанре я пела и работала много лет, и он мне неизменно помогает в любых других стилях, потому что это максимально свободный музыкальный язык.

Даже простые элементы скэта можно переносить в вокал — в том числе начинающим.

Например, опевание и пропевание септаккордов — пропевание аккордов по нотам. С этого мы начинаем в курсе 🟪 «Опевание септаккордов» — тренировочном курсе для слуха и голоса.

По сути, это основа скэта: развитие мелодичности, устойчивости в нотах и ощущения гармонии.

В вокале об этом говорят удивительно мало, делая упор только на приёмы, хотя гармоническое мышление даёт голосу гораздо больше свободы.

То же касается и курсов по пентатонике — это базовый инструмент развития мелодического мышления в пении.

🟥 Курс «Пентатоника. Базовый» и
🟪
Курс «Пентатоника. 2 часть»

И по ритму:

🟫 Курс «Ритм. Базовый»,
🟫
Курс «Ритм. 2 часть» и
🟫
Дополнительные Мега-упражнения к курсам по ритму.

Вокальные приёмы важны.

Но гармоническое и мелодическое мышление — это то, что делает вокал по-настоящему музыкальным

💬 Смотрите видео, друзья, пробуйте замедлить, знакомьтесь с курсами и применяйте все в вашем пении. И делитесь впечатлениями!

❄️ У нас действуют новогодние скидки на вокальные курсы-тренажеры.
🟥🟧🟨
Обучающие курсы вокала
Школа вокала Юлии Кантонистовой