- Попробуйте посмотреть на вернувшихся с СВО ребят не анализируя почему и зачем они туда пошли. Они вернулись. Они живут рядом с нами. Им нужна помощь.
- Им очень важно, чтобы их не сторонились, а приняли. Чтобы не отталкивали и боялись смотреть в глаза, а поддерживали и разговаривали.
- Быть может лучше начнем делать маленькие добрые шаги навстречу? Каждый по чуть-чуть и всё получится.
Пока вы читаете эту статью, пожалуйста, не думайте о ваших политических взглядах, отношению к правительству или специальной военной операции.
Прочитайте её как человек, у которого есть соседи, коллеги. Как тот, кто каждый день встречается на улице, в транспорте, в магазине с незнакомыми людьми.
Попробуйте посмотреть на вернувшихся с СВО ребят не анализируя почему и зачем они туда пошли. Они вернулись. Они живут рядом с нами. Им нужна помощь.
Я психолог и работаю с серьезными психологическими травмами. Помогаю людям избавиться от последствий насилия, аварий и того, что было в зонах боевых действий.
Я выступаю тем мостиком, который сейчас прокидывается между вернувшимися бойцами СВО и обществом.
Это парни, которые попали в тяжелейшие условия. Вокруг них круглосуточно висело жуткое напряжение и опасность. Они каждые день видели как в секунду умирают товарищи, с которыми еще вчера говорили о доме и семьях, и они были бессильны что-либо с этим сделать.
Не у всех из них хватает внутренних сил пережить всю горечь и боль военной службы.
У половины ветеранов сейчас, когда они вернулись домой, всё это пылающим калейдоскопом крутится перед глазами.
Садясь в машину, они вдруг ясно ощущают всем телом, что едут на боевую задачу. От взрыва петарды в голове мгновенно строится путь к укрытию.
Ночами они не спят или постоянно видят одни и те же жуткие сны, от которых подрываются в холодном поту.
Это не навсегда. С такими симптомами можно и нужно работать. Но это тот редкий случай, когда я не готова сразу сказать сколько понадобиться встреч. Минимум 8, а скорей всего не меньше 20.
И я делаю свою работу, но этого мало. Нужна помощь людей, которые живут вокруг ветеранов боевых действий.
Парни, пережившие ад возвращаясь домой встречаются с тем, что работодатели, женщины, соседи шарахаются от них как от чумных. Тем самым усиливая травму, которая и так велика.
Им очень важно, чтобы их не сторонились, а приняли. Чтобы не отталкивали и боялись смотреть в глаза, а поддерживали и разговаривали.
Не обязательно о войне, многие и сами не готовы говорить об ней. Это живые люди, говорите с ними об их интересах, о доме, о родных, в спорте, здоровье, о чем угодно, но дайте им почувствовать, что они часть общества и они нужны.
Именно отвержение людей вокруг заталкивает бывших военных в жуткие чувства, одиночество и желание искать справедливость своим, далеко не всегда мудрым, путем. Разве вы хотите, чтобы рядом с вами жили такие люди? Уверена, что нет.
Не важно почему и за что идет война, это решаем не мы, не простые люди. Но отвергая своих вы стреляете им в спину. Они прошли через ужас, а вы режете их осуждающими взглядами и демонстративным игнором.
Просто поздоровайтесь с соседом-свошником, улыбнитесь при встрече. Попросите знакомого ветерана помочь передвинуть холодильник и напоите чаем. Пожмите руку, похлопайте по плечу. Они поймут и будут благодарны.
Обрекая бывших военных на одиночество, мы своими руками создаем в доме, на улице, в городе тяжелую гнетущую атмосферу, из которой обязательно прорвется злость и обида настрадавшегося бойца.
Быть может лучше начнем делать маленькие добрые шаги навстречу? Каждый по чуть-чуть и всё получится.
Если вы ветеран боевых действий или в вашей семье есть такие, напишите мне в личные сообщения “нужна помощь”. Для вас будет специальная цена на работу, сильно ниже моей обычной стоимости приема. Это мой вклад в здоровье и благополучие не только бывших военных, но и всего общества.