Найти в Дзене
Портал Индокс

Из жалости женился на жене своего первого театрального учителя. Какими были женщины актера Алексея Грибова

Съёмки фильма "Гуттаперчевый мальчик" проходили очень тяжело. Исполнитель одной из главных ролей, прославленный мхатовец Алексей Грибов, регулярно появлялся перед камерой в непотребном состоянии. Молодая ассистентка режиссера Наташа Валандина смотрела на знаменитость с презрением - пьяные выходки звезды её откровенно раздражали. Но однажды в перерыве Грибов отвел её в сторону и совершенно неожиданно, глядя прямо в глаза, спросил: "Наташенька, хотите я посвящу вам трезвость?". Она растерялась настолько, что сама того не ожидая резко ответила: "Да". С этого странного диалога начался роман, который перевернул жизнь народного артиста, превратив его из одинокого, пьющего гения в человека, с которого хотелось брать пример. Первая встреча Натальи и Алексея Грибова произошла из-за курьёза. В тот день съемки "Гуттаперчевого мальчика" в арендованном режиссёром цирке встали: не хватало клоуна Эдвардса, которого играл Грибов. Все прекрасно понимали, что он в очередной раз ушёл в запой. Режиссёр, п

Съёмки фильма "Гуттаперчевый мальчик" проходили очень тяжело. Исполнитель одной из главных ролей, прославленный мхатовец Алексей Грибов, регулярно появлялся перед камерой в непотребном состоянии. Молодая ассистентка режиссера Наташа Валандина смотрела на знаменитость с презрением - пьяные выходки звезды её откровенно раздражали. Но однажды в перерыве Грибов отвел её в сторону и совершенно неожиданно, глядя прямо в глаза, спросил: "Наташенька, хотите я посвящу вам трезвость?". Она растерялась настолько, что сама того не ожидая резко ответила: "Да".

С этого странного диалога начался роман, который перевернул жизнь народного артиста, превратив его из одинокого, пьющего гения в человека, с которого хотелось брать пример.

Алексей Грибов в фильме "Полосатый рейс"
Алексей Грибов в фильме "Полосатый рейс"

Первая встреча Натальи и Алексея Грибова произошла из-за курьёза. В тот день съемки "Гуттаперчевого мальчика" в арендованном режиссёром цирке встали: не хватало клоуна Эдвардса, которого играл Грибов. Все прекрасно понимали, что он в очередной раз ушёл в запой. Режиссёр, понимая, что криками делу не поможешь, решил отправить за артистом "тяжелую артиллерию" - молоденькую красавицу-ассистентку, надеясь, что перед ней мэтру станет стыдно.

Наташа постучала в дверь коммуналки на улице Кирова. Грибов открыл, мрачный, готовый выпроводить непрошеного гостя и продолжить своё затяжное пике. Но, увидев на пороге Наташу, он вдруг оторопел и начал пятиться назад в комнату. Девушка решительно шагнула следом и открыла рот от удивления: за стеклом книжного шкафа народного артиста стояла фотография... её самой.

Это был старый номер журнала "Огонек", для которого она несколькими годами раннее фотографировалась будучи пионервожатой - серьезной ясноглазой девушкой в красном галстуке. Смущенный Грибов пытался заслонить этот "алтарь" своей широкой спиной, но девушка всё уже увидела. "Даже спрашивать ничего не буду. Поехали работать!", - строго сказала красавица с обложки.

Всю дорогу до студии Грибов ехал с недовольным лицом. А уже на площадке Наташа, сменив гнев на милость, налила ему чаю и уложила поспать, прервав тяжелый запой. Фильм досняли, а когда Валандина уехала на следующую картину в Ленинград, Грибов рванул за ней, чтобы признаться в любви. Так начались их отношения, в которые поначалу мало кто верил.

Алексей Грибов с молодой женой Наташей
Алексей Грибов с молодой женой Наташей

Личная жизнь Алексея Грибова к моменту встречи с Наташей напоминала запутанный клубок, распутать который он и сам был не в состоянии. В одной квартире с ним, в той самой коммуналке, жила его первая жена, Елена Владимировна Барановская. Она была старше его на десять лет, вдова его первого театрального учителя. Расписались они в годы войны: в 1941 году Грибов встретил её, только-только потерявшую своего мужа. Во время дождя она пряталась на автобусной остановке, была жутко голодной, денег не было совсем. Грибов предложил ей поехать с МХАТом в эвакуацию, и в пути предложил расписаться только для того, чтобы она могла пользоваться его продуктовыми карточками.

Даже после развода он продолжал её опекать, и новая семья Грибова позже годами носила ей еду и лекарства.

Была и вторая женщина. В театре у Грибова случился служебный роман с Изольдой Апинь, которая в 1947 году родила ему сына Алешу. Ради ребенка Грибов возглавил кооператив на улице Горького и получил квартиру, которую отдал Изольде и сыну. Сам же он остался жить в коммуналке с той самой Еленой, которую спас в годы войны.

Изольда Федоровна долго не могла смириться с появлением молоденькой Наташи в его жизни. В театре она перед всеми коллегами разыгрывала спектакль под названием "счастливая семья": делала вид, что у них с Алексеем Николаевичем всё замечательно, а Наташа - так, его временное увлечение.

Однажды подруга Наташи, узнав об этом, решила позвонить Изольде Апинь домой и попросить Грибова к телефону. "Алексей Николаевич спит, я не буду его будить", - не дрогнув голосом, соврала Изольда Федоровна, хотя Грибов в это время спал перед спектаклем в нескольких метрах от звонившей.

Он никогда не бросал сына, привозил ему из-за границы дорогие подарки и одежду, но жить хотел только с Наташей. Официально они расписались лишь через десять лет совместной жизни, и то ради того, чтобы на гастролях их селили в один номер.

Алексей Грибов с женой
Алексей Грибов с женой

Для дочерей Наташи от первых браков - Маши и Алены - появление в доме известного артиста прошло незаметно, будто бы он всегда был в их жизни. Грибов не пытался их воспитывать в строгости или читать нотации, он просто всеми силами пытался им во всём угодить, и девочки это очень ценили.

Дома народный артист, которого страна знала по ролям Ленина и суровых начальников, превращался в трогательного и смешного человека. Он обожал подтрунивать над падчерицами. Любовался старшей, Аленой: "Ну, Аленка, у тебя глаза - как чашки!". А младшую, Машу, тут же утешал: "А у тебя - как блюдца!".

Он ревностно следил за их кавалерами. Если Алена задерживалась на свидании, Грибов надевал пальто прямо поверх халата и выходил к подъезду "дежурить". Однажды, увидев старшую падчерицу, выходящую из машины с огромным букетом, он толкнул Машу в бок: "Ну что, Машка, завидуешь? Ничего! Ещё не такие у тебя будут!".

Алексей Николаевич оказался гурманом с весьма специфическими вкусами, которые не всегда понимали его близкие. Из заграничных поездок он привозил французские сыры - камамбер, бри, и особенно любил рокфор. Причем учил домашних выбирать самый "червивый", с чёрной плесенью. Наташа морщилась и называла его любимые сыры "ржавой селёдкой", но он только посмеивался.

Кстати о рыбах. Однажды в доме варили суп из воблы, которую артисту подарили поклонники. Запах стоял такой, что дышать было нечем, но Грибов был счастлив. Он вообще любил всё рыбное: судака по-польски, копченых миног. Не любил только треску, но находчивая жена однажды приготовила её с травами и сказала, что это "белорыбица", и артист съел блюдо с огромным удовольствием.

Алексей Грибов в фильме "Гуттаперчевый мальчик"
Алексей Грибов в фильме "Гуттаперчевый мальчик"

В профессиональной жизни Грибов был перфекционистом до мозга костей. Он не признавал халтуры и считал, что артисту всегда нужно "зеркало" - режиссёр. Когда актёру Анатолию Васильеву доверили ставить спектакль, на репетиции он сказал Грибову: "Алексей Николаевич, вы сами знаете, как играть", артист вспылил: "Уберите этого! Позовите мне Ефремова!".

Власти его любили и осыпали наградами, но он держался от чиновников на почтительном расстоянии. Когда могущественная Екатерина Фурцева предложила ему возглавить МХАТ перед назначением Ефремова, он сказал: "Моё дело - играть, больше я ничего не умею". На своё 70-летие в ресторане "Прага" он запретил звать кого-либо из министерства, заявив: "Никогда на моем празднике не будет чиновников". Фурцева, говорят, обиделась.

Но от роли вождя мирового пролетариата деваться было некуда. Костюм Ленина - кепка, жилетка, манишка - висел у него дома в шкафу. 7 ноября, в День Великой Октябрьской революции, он мотался с концерта на концерт в гриме Ильича. Грибов развлекался тем, что наблюдал за реакцией людей, когда его машина останавливалась на светофорах. Водители и пешеходы, видя на заднем сиденье живого Ленина с лукавым прищуром, впадали в ступор, а некоторые даже крестились.

При всей своей внешней серьезности он был азартен. Болел за "Спартак", любил бега, часто ходил на ипподром. Он отлично водил машину, и разбирался в том, как чинить автомобили, так как его отец был одним из первых шоферов в Москве. Гуляя с падчерицей по старой Москве, он мог рассказать, где до революции мужики похмелялись рассолом из бочки, или выдать байку про калачи: мол, ручка у булки сделана для того, чтобы её могли держать грязными руками золотари - чистильщики нужников. Хлеб съедали, а ручку выбрасывали.

Алексей Грибов с внучкой
Алексей Грибов с внучкой

Беда пришла, откуда не ждали. На гастролях в Ленинграде, прямо во время спектакля "Три сестры", у Грибова случился инсульт. Он начал припадать на ногу, речь стала невнятной. Из зала закричал врач: "Дайте занавес! У актера инсульт!".

Грибов с трудом добрался до гостиницы и смог позвонить жене. Наташа по одному его голосу поняла, что случилось. Она велела ему открыть дверь номера и ждать, а сама первым рейсом вылетела в Ленинград.

Следующие пять месяцев она прожила с ним в больничной палате, попросив поставить рядом вторую койку. Грибов заново учился писать, ходить и говорить, и жена ему помогала в этом каждый день.

Когда его привезли домой, главным лекарством стала маленькая внучка Катя. Она ползала по деду, смешила его, и суровый народный артист шёл на поправку. Казалось, болезнь отступила. Он даже начал преподавать актёрское мастерство, а студенты приходили к нему домой с гостинцами, потому что относились к нему как к родному отцу. Но судьба готовила новый удар: врачи обнаружили у него рак легких.

-6

На каждый день рождения жены Грибов дарил ей ровно столько цветов, сколько ей исполнялось лет. В тот последний год, уже будучи тяжело больным, он с помощью падчерицы объездил пол-Москвы в поисках особого подарка - пряжи, черного мохера, о котором мечтала Наташа.

В день праздника Наташа вышла в коридор квартиры и увидела роскошный букет алых роз. Но радость сменилась дрожью: цветы были обмотаны мотками той самой черной шерсти. Сочетание красного и черного показалось ей траурным, предвещающим беду. И беда действительно пришла - вскоре Алексея Грибова не стало.

После ухода артиста из жизни произошло ещё одно важное событие. К вдове пришёл его сын Алеша, который раньше избегал общения с семьей отца. Он узнал, что Наташа лежит без сил, и не стал её тревожить долгими разговорами. Протянул лишь короткую записку. Она начиналась словами "Разрешите поцеловать Вашу руку". Это был конец многолетней холодной войны. Сын признал, какую огромную роль эта женщина сыграла в жизни отца и решил, что им нужно поддержать друг друга в это тяжелое время.

Алексей Грибов ушёл, зная, что его любят. Как сказала потом сама Наташа: "Я любила его, как не знала, что можно любить".

-7

Дорогие читатели, спасибо за внимание, лайки, комментарии и подписки на канал!