Найти в Дзене

"Это значит, что и в аду люди не лишены божественной любви..." Митрополит Иерофей (Влахос) об огне - символе очищения, памяти и геенны

Общим местом в учении святых отцов Церкви является положение, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия, но не Бог сотворил это различие. Из святоотеческого предания ясно видно, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников. Важно помнить: Бог никогда не враждует с человеком. Даже если человек становится врагом Бога, Бог не становится врагом человека. Человек же по совершении греха сам представляет себе Бога разгневанным и враждебным. Благодать Божия получает различные наименования в зависимости от того, какое дело она совершает. Если она очищает человека, то называется очистительной, если просвещает его – просвещающей, если обоживает – обоживающей. Также иногда она называется естествотворящей, иногда животворящей, а иногда мудротворящей. Не только человек, а вся земная и внеземная тварь приобщается
Оглавление
Иерофей (Влахос) - епископ Элладской Православной Церкви
Иерофей (Влахос) - епископ Элладской Православной Церкви

Для Бога нет разницы между адом и раем

Общим местом в учении святых отцов Церкви является положение, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия, но не Бог сотворил это различие. Из святоотеческого предания ясно видно, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников.

Важно помнить: Бог никогда не враждует с человеком. Даже если человек становится врагом Бога, Бог не становится врагом человека. Человек же по совершении греха сам представляет себе Бога разгневанным и враждебным.

Что святому благодать, то грешнику мука

Благодать Божия получает различные наименования в зависимости от того, какое дело она совершает. Если она очищает человека, то называется очистительной, если просвещает его – просвещающей, если обоживает – обоживающей. Также иногда она называется естествотворящей, иногда животворящей, а иногда мудротворящей. Не только человек, а вся земная и внеземная тварь приобщается нетварной благодати Божией, но приобщается по-разному. Потому мы не должны смешивать обоживающую благодать, которой приобщаются святые, с другими энергиями.

Это относится и к благодати Божией в вечной жизни. Праведные приобщатся просвещающей и обоживающей энергии, в то время как грешники и нечистые испытают на себе попаляющее и мучающее действие Божие.

"Сойду в преисподнюю - и там Ты"

Ад – это не отсутствие Бога, как иногда говорят, но Его присутствие и видение Его как огня. Ад — это мучение от воздействия любви Божией. Преподобный Исаак говорит, что печаль от греха против любви Божией страшнее всякого возможного наказания. Страшная вещь — вести себя неподобающим образом по отношению к тем, кто нас искренне любит! Преподобный Исаак считает неверным утверждать, "что грешники в геенне якобы лишаются любви Божией".

Это значит, что и в аду люди не лишены божественной любви. Бог будет любить всех людей — и праведников, и грешников, но не все люди будут одинаковым образом ощущать эту любовь.

Во всяком случае неуместно утверждать, что ад — это отсутствие Бога.

Через опыт ада - к свету

Для чистого сердца очищающий огонь становится просвещающим светом . Опыт святых подтверждает, что в начале своего пути они ощущают благодать Божию как огонь, опаляющий страсти, а впоследствии, по мере очищения сердца, начинают ощущать её как свет. Чем в большей мере человек кается и в процессе своего подвига получает по благодати опыт ада, тем в большей мере эта нетварная благодать может неожиданно для самого подвижника преобразоваться в свет.

Та же самая благодать Божия, которая сначала очищает человека как огонь, начинает созерцаться как свет, когда он достигнет великой степени покаяния и очищения. То есть здесь мы имеем дело не с какими-то тварными реальностями или субъективными человеческими ощущениями, но с опытом переживания нетварной благодати Божией.