Найти в Дзене
частные суждения

Загадка Эсфири Литвиновой из «Статского советника» Акунина.

Экранизации исторических приключенческих романов Бориса Акунина трудно назвать удачными, за исключением «Турецкого гамбита» и «Статского советника», оба фильма были сняты в 2005 году. В последнем немало ярких персонажей — например, Эсфирь Авессаломовна Литвинова, дочь миллионера, связанная с революционерами и любящая главного героя, Эраста Фандорина. Считается, что прототипом её отца, банкира Литвинова, был Лазарь Соломонович Поляков (1842 — 1914), основатель банкирского дома и известный меценат. В конце XIX века среди русских революционеров в самом деле было немало юношей и девушек еврейского происхождения. Отпрыски богатых фамилий также порой сочувствовали и помогали революционерам. Однако финансовая и прочая помощь — это одно, а вот личное участие в революционной деятельности — совсем другое дело, намного более рискованное и опасное. В романе и фильме Эсфирь не просто присутствует на подпольном собрании революционеров (да ещё каких — связанных с Боевой группой, то есть натуральны

Экранизации исторических приключенческих романов Бориса Акунина трудно назвать удачными, за исключением «Турецкого гамбита» и «Статского советника», оба фильма были сняты в 2005 году. В последнем немало ярких персонажей — например, Эсфирь Авессаломовна Литвинова, дочь миллионера, связанная с революционерами и любящая главного героя, Эраста Фандорина. Считается, что прототипом её отца, банкира Литвинова, был Лазарь Соломонович Поляков (1842 — 1914), основатель банкирского дома и известный меценат.

Портрет Л.С. Полякова работы художника Маковского, 1882 г.
Портрет Л.С. Полякова работы художника Маковского, 1882 г.

В конце XIX века среди русских революционеров в самом деле было немало юношей и девушек еврейского происхождения. Отпрыски богатых фамилий также порой сочувствовали и помогали революционерам. Однако финансовая и прочая помощь — это одно, а вот личное участие в революционной деятельности — совсем другое дело, намного более рискованное и опасное. В романе и фильме Эсфирь не просто присутствует на подпольном собрании революционеров (да ещё каких — связанных с Боевой группой, то есть натуральных террористов), но ещё и выскакивает во время налёта полицейских с револьвером и чуть было не убивает полицейского чиновника, которого в последний момент спасает Эраст Фандорин.

Эсфирь, кадр из фильма «Статский советник».
Эсфирь, кадр из фильма «Статский советник».

В любой стране и при любом государственном строе за покушение на жизнь полицейского, даже рядового, полагается как минимум солидный тюремный срок, если не смертная казнь. Однако благодаря связям своего отца в фильме и романе революционерка Эсфирь после допроса в полиции была отпущена на свободу. Ну, допустим. Однако возникает вопрос — если её отец, видный банкир, от своей дочери не отказывался и спас её в критической ситуации, то как он вообще подобную ситуацию допустил?

Московский генерал-губернатор утешает несчастную еврейку.
Московский генерал-губернатор утешает несчастную еврейку.

У реального Полякова было две дочери: Цита (1883 г.р.) и Раиса (1871 г.). Обе они благополучно вышли замуж, Цита за Элияху Берлина, банковского деятеля и политика, а Раиса за Адольфа фон Гирша, родственника барона Мориса фон Гирша, баварского миллионера. Как видим, любящий отец пристроил своих дочерей замуж за солидных людей, тем самым упрочив и своё положение родственными связями с богатыми и влиятельными семьями. А теперь скажите — взяли бы замуж эти серьёзные люди девицу, которая в 20 лет не просто не замужем, но ещё и замешана не просто в какой-то агитации за революцию, а в терроре и покушении на убийство полицейского?

Костюм Эраста Фандорина соответствует эпохе, в отличие от платья Эсфири. Кадр из фильма «Статский советник»
Костюм Эраста Фандорина соответствует эпохе, в отличие от платья Эсфири. Кадр из фильма «Статский советник»

Допустим, сама Эсфирь Литвинова о замужестве не думает. Но её родные мать и отец не могут об этом не задумываться. Более того, в таком возрасте девушка из подобной семьи уже была бы замужней. Просто так ходить по ночам на сборища революционеров ей ни муж, ни родители не позволили бы. Может быть Эсфирь ушла из родной семьи и не поддерживала с ней отношения, а на репутацию как свою, так и своих ближайших родственников ей было наплевать? Но ведь отцу-то на неё отнюдь не плевать — судя по тому, что он её вытащил из полиции и отмазал от уголовного расследования, явно затратив на это немалые деньги и пустив в ход свои связи.

В застенках у царских жандармов. Кадр из фильма «Статский советник».
В застенках у царских жандармов. Кадр из фильма «Статский советник».

Но в таком случае почему он до того никак не заботился о том, где и с кем водится его родная доченька? Ведь дочь-уголовница… простите, террористка (что, впрочем, ещё хуже) — это пятно и на его репутации тоже. А также на репутации его банка и всего семейного бизнеса. Реальный исторический банкир Поляков в 1880 году получил чин статского советника, в 1883-м — действительного статского, в 1906-м тайного советника. То есть чиновничья карьера, помимо бизнеса, была ему отнюдь не чужда. Что бы стало с его карьерой, если бы его родная дочь оказалась связана с радикальными революционерами?

Здание одного из банков, председателем которого был Поляков.
Здание одного из банков, председателем которого был Поляков.

Вот цитата из статьи Рувики о Лазаре Полякове:

«Председатель правления Московского международного торгового банка (1885—1908), Орловского коммерческого банка (1872—1908), Московского земельного банка (1871—1914), председатель совета Петербургско-Московского коммерческого банка (1895—1904), председатель правления Коммерческого страхового общества (1873—1908), учредитель Русского торгово-промышленного (1890) банка. В 1897 году был возведён в потомственное дворянство».

Здание Русского торгово-промышленного банка, который учредил Поляков. Современное фото.
Здание Русского торгово-промышленного банка, который учредил Поляков. Современное фото.

Если бы с дочерью реального Полякова произошло нечто подобное тому, что показано в книге и фильме «Статский советник», как вы думаете, доверили бы ему коллеги, банкиры и коммерсанты, возглавлять банки и страховые общества? Да и потомственное дворянство он бы вряд ли получил. В общем, мотив для того, чтобы любыми способами не допустить никаких порочащих как саму дочь, так и её отца, а также всю семью, связей Эсфири с революционными организациями был более чем весомым.

Иллюстрация к роману Акунина.
Иллюстрация к роману Акунина.

Отвадить революционеров от родной дочери можно было множеством способов. Самый простой — пустить слух, что она в семейном кругу или среди своих знакомых слишком много болтает, в результате полиция получает ценные сведения о её революционных товарищах. Её бы за подобную утечку информации убивать не стали, слишком опасно (ведь в этом случае её отец пустит в ход все свои деньги и влияние чтобы отомстить за родную кровиночку) да и бессмысленно. Вполне достаточно просто прервать с ней всякие отношения. И тогда на тайном собрании подпольщиков Эсфирь бы никак не могла оказаться и событий, описанных Акунином, не произошло.