— Она всё подстроила! Специально забеременела, чтобы тебя удержать! — Елена выкрикивала эти слова, не думая о том, что их слышит весь театр за кулисами. Слёзы ярости и обиды душили её.
— Леночка, успокойтесь, на нас же смотрят… — Виталий Соломин пытался взять её за руку, но она дёрнулась.
— Пусть смотрят! Пусть все видят, какой ты подлец! Ты же клялся, что уйдёшь к мне! Ты обещал!
Этот публичный скандал стал лишь горькой точкой в долгой истории обмана.
Она, юная, талантливая, звезда советского кино, поверила мужчине, который был старше её на целых семнадцать лет и… никогда не собирался уходить из семьи.
Ей предстояло пережить ещё многое: боль предательства, трагедию в больнице, которая навсегда лишила её материнства, пропасть депрессии и алкоголя. Но там, в самом конце туннеля, её ждало неожиданное спасение, пришедшее в образе случайного попутчика на пустынной дороге.
Детство в красках и детдоме: от «Верхней Масловки» до интерната
Елена появилась на свет 13 ноября 1958 года в Ленинграде, в семье, где пахло скипидаром и творчеством. Её родители, Октябрь Иванович и Зоя Васильевна, были художниками-графиками, принадлежали к той самой творческой богеме, для которой позже будут строить целые городки вроде «Русского Монпарнаса» на Верхней Масловке. Мир девочки с самого начала был наполнен разговорами о композиции, свете и цвете.
Но идиллия рухнула в один день. Когда Лене было шесть, её отцу поставили диагноз. Чтобы уберечь дочь от заражения, матери пришлось пойти на отчаянный шаг — отдать единственного ребёнка в интернат. Для чувствительной девочки это стало шоком и травмой на всю жизнь. Годы, проведённые за казёнными стенами, она вспоминала с ужасом: суровые наказания за малейшие провинности, тоска по дому и по запаху отцовских красок.
Даже вернувшись домой, она продолжала пить противотуберкулёзные препараты для профилактики. Болезни удалось избежать, но лекарства нарушили юный обмен веществ, что позже аукнется проблемами со здоровьем.
Возможно, именно эта ранняя закалка и подарила ей ту самую внутреннюю сталь. Она с головой ушла в спорт — фигурное катание, плавание, лёгкая атлетика. И отлично училась, мечтая о карьере в точных науках. О кино она и не помышляла. Но судьба уже вела её к съёмочной площадке.
Случайность длиною в карьеру: как школьница стала звездой
В доме Цыплаковых, как и полагается дому художников, всегда было многолюдно. Однажды в гости зашёл художник Николай Юдин со своей женой — молодым, но уже известным режиссёром Динарой Асановой. Взгляд профессионала сразу выхватил из пространства живую, непосредственную Леночку с горящими глазами.
— Вот наша героиня, — решительно сказала Асанова.
Так шестнадцатилетняя школьница, не имевшая ни малейшего актёрского опыта, получила одну из главных ролей в фильме «Не болит голова у дятла» (1974). Картина имела оглушительный успех и даже получила приз как лучший иностранный фильм на фестивале на Кубе. Вопрос «Куда поступать?» отпал сам собой.
Она поступила в ГИТИС, но вскоре перевелась во ВГИК — правила престижного театрального вуза запрещали студентам сниматься, а Цыплакова уже не могла жить без съёмочной площадки. Ей даже в голову не приходило просить деньги у родителей — она рвалась зарабатывать сама, хоть статисткой.
Ещё будучи студенткой, она сыграла свою самую, пожалуй, пронзительную роль — школьницу Зосю в картине «Школьный вальс» (1978), которая родила ребёнка от одноклассника.
А всенародную славу ей принесла очаровательная служанка Кэтти в культовом телефильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Говорили, что её обаянию не смог устоять даже сам Михаил Боярский. Казалось, перед юной, красивой, востребованной актрисой лежит ковровая дорожка. Но личная жизнь готовила ей одни горькие уроки.
Первый брак: гастрольная горячка и ревность до истерик
Судьбоносной стала поездка на гастроли в Ригу с труппой Малого театра, куда она устроилась после окончания ВГИКа. Сердце юной актрисы покорил коллега по сцене, выпускник Щепкинского училища Сергей. Роман развивался со скоростью урагана.
Настолько, что влюблённые, не раздумывая, решили пожениться прямо в Риге. Руководству театра пришлось срочно отправлять в местный ЗАГС ходатайство, чтобы пару расписали без традиционного месячного ожидания. Свидетелями стали звёзды театра — Борис Галкин и Ирина Печерникова.
Но страсть, вспыхнувшая как порох, так же быстро и сгорела. Оказалось, что за пылкими чувствами не стояло ничего общего. Муж оказался патологически ревнивым, устраивая унизительные сцены на пустом месте. Меньше чем через год этот брак, начавшийся как романтическое приключение, тихо и бесславно распался. Елена снова была одна. Но ненадолго. На сцене её жизни уже ждал главный антагонист.
«Я уйду от неё»: роковой роман с Соломиным и скандал на весь театр
В Малом театре её партнёром был уже состоявшийся, знаменитый, обаятельный Виталий Соломин. Разница в семнадцать лет тогда не казалась ей пропастью. Его внимание льстило. А он, уставший от домашних бурь, был очарован молодостью, энергией и искренностью Цыплаковой.
Он уверял её, что брак с женой Марией давно исчерпан, живут они только ради привычки, и вот-вот он соберётся с духом, чтобы уйти. Лена верила. Она верила его нежным словам, его обещаниям скорой свадьбы. Их роман не был тайной — Соломин даже не пытался его скрывать, что лишь сильнее ранило его законную супругу.
Мария Соломина металась между отчаянием и гневом. Она закатывала сцены, требовала выбрать — или семья, или любовница. Виталий разрывался. С одной стороны — жена, давний союз, привычка. С другой — молодая возлюбленная, с которой он чувствовал себя заново рождённым. Он продолжал тянуть время, обещая Лене всё и ничего не решая.
Вероятно, он действительно мог сделать выбор в её пользу, если бы не случайность. От общей подруги он узнал шокирующую новость: Мария беременна. Этот факт перевернул всё. Соломин, воспитанный в традиционных ценностях, не мог бросить будущую мать своего ребёнка. Он сделал «сознательный выбор» в пользу семьи.
А Лена узнала об этом одной из последних. Известие обрушилось на неё как удар обухом. Всё, во что она верила все эти годы, оказалось иллюзией. Её любовь, её надежды, её время — всё было впустую. Именно тогда, за кулисами театра, и разразился тот самый громкий скандал, где она в ярости обвиняла его в обмане, а он беспомощно просил успокоиться. Для неё мир рухнул.
— Он просто использовал меня, — с горечью говорила она позже подругам. — А я верила каждому слову.
Брак «назло» и трагическая ошибка врачей
Оправиться от такого удара было невероятно трудно. И, возможно, движимая болью и желанием доказать всем (а главное — себе), что она может быть счастлива, Елена совершила импульсивный поступок.
Всего через неделю после разрыва с Соломиным она познакомилась со стоматологом Сергеем Липецом и очень скоро вышла за него замуж. Многие шептались, что этот брак — «назло» бывшему любовнику.
Но жизнь полна парадоксов. Этот союз, начавшийся как попытка забыться, оказался по-настоящему тёплым и долгим. С Сергеем она прожила тринадцать лет. Они купили дачу, завели кошек и собак, вели тихую, уютную жизнь. Брак мог бы быть ещё крепче, если бы не одно трагическое обстоятельство.
Ещё до свадьбы Елене потребовалась срочная операция из-за внезапного кровотечения. Врачи, как выяснилось позже, поспешили с диагнозом и с вмешательством. Результат оказался необратимым — после этой операции Цыплакова уже не могла иметь детей.
Эта травма навсегда осталась в её душе незаживающей раной. Позже, в самые трудные времена, она будет думать: будь у неё ребёнок, всё сложилось бы иначе. Но судьба распорядилась иначе.
Дно: депрессия, пагубные привычки и обещание никогда не выходить замуж
1990-е годы стали тяжёлым испытанием для всей страны и для Цыплаковой лично. Кино снималось мало, актрисы её поколения оказались не у дел. Наступила пора «неустроенности и безработицы», как она сама это называла. Творческая нереализованность, воспоминания о предательстве Соломина, невозможность иметь детей — всё это наложилось друг на друга и погрузило её в затяжную, чёрную депрессию.
Она нашла своё горькое утешение в выпивке. Бутылка стала помогать забываться, но лишь усугубляла проблемы. Её второй муж, Сергей, долго терпел, пытался помочь, но в конце концов не выдержал этого испытания. После тринадцати лет брака он подал на развод.
Потеряв опору в жизни и в семье, Цыплакова оказалась на самом дне. Выйдя из этого штопора, она дала себе строгий обет: больше никогда, ни при каких обстоятельствах не выходить замуж и не подпускать к своему сердцу никого.
Она сосредоточилась на режиссуре, которой начала заниматься ещё в 80-е, окончив режиссёрский факультет ВГИКа. Её фильм «Камышовый рай» даже получил приз на фестивале в Сан-Себастьяне. Но пустота внутри никуда не девалась.
Спасение на пустынной дороге: третий муж и война за жизнь
Судьба, однако, снова приготовила неожиданный поворот. Однажды её машина сломалась на глухой дороге. Ситуация казалась безвыходной, пока не остановился проезжавший мимо мужчина по имени Павел Щербаков. Он не просто помог — он отбуксировал машину, поддержал, проявил участие.
Так началась их история — сначала дружба, основанная на благодарности, а потом и нечто большее. Павел видел в ней не изломанную жизнью женщину, а сильную, талантливую личность. Он осторожно и настойчиво разрушал возведённые ею стены. И добился своего.
В 2005 году, в 48 лет, нарушив свой же обет, Елена Цыплакова в третий раз вышла замуж. Позже, обретя веру, они обвенчались. Павел стал её тихой гаванью, надёжным тылом, тем, кто принял её всю — со всеми ранами, страхами и прошлым.
Но испытания не закончились. Давние проблемы с обменом веществ, стрессы и возраст привели к развитию сахарного диабета и серьёзным проблемам с ногами. В какой-то момент она оказалась прикована к инвалидной коляске. И тогда в ней снова заговорил боевой дух той самой девочки-спортсменки. Благодаря силе воли, поддержке мужа и вере в Бога, которую она обрела, она начала заново учиться ходить. И смогла!
Сегодня Елена Цыплакова находит своё счастье в тихой семейной жизни, в педагогической работе (она была деканом факультета кино и телевидения), в вере. Оглядываясь на пройденный путь — интернат, несостоявшуюся любовь, потерю детей, разводы, вредные привычки и болезни — она воспринимает его как тяжёлую, но необходимую расплату за ошибки молодости.
Она нашла мир. И, возможно, её история — лучшее доказательство того, что даже после самых страшных бурь солнце всё-таки выходит. Главное — дождаться своего спасителя на пустынной дороге и найти в себе силы сделать с ним последний, самый важный шаг.
Если эта история задела вас за живое, поставьте лайк и поделитесь ею с друзьями. А что вы думаете о выборе Елены Цыплаковой? Стоило ли ей так долго ждать Соломина? Ждём ваши мнения в комментариях!