Найти в Дзене
ГлавАгроном

Ученые научились переребатывать томатные отходы в экологичное авиатопливо

Отходы, получаемые при производстве томатов (листья, стебли, семена, кожура, незрелые и заплесневелые плоды), будут использоваться в качестве топлива для самолетов. В рамках проекта ЕС ToFuel ученые Грацского технического университета, Австрия, разрабатывают инновационную технологию биопереработки, которая позволит преобразовывать остатки томатов в экологически чистое авиатопливо, а также в удобрения, корма для животных и питательные масла. Томаты являяются вторыми по потреблению овощами в мире после картофеля. ЕС входит в ТОП-3 производителя данной культуры, однако выращивание томатов приводит к образованию большого количества остаточной биомассы – растительного материала, такого как цветы, листья и стебли, кожура, семена и плоды ненадлежащего качества. Большая часть этих остатков сжигается как сельхозотходы или утилизируется с большими затратами. В то же время Европа выступает за достижение климатической нейтральности и сокращение выбросов CO₂ в авиационном секторе. По оценкам, око

Фото: Lunghammer - TU Graz
Отходы производства томатов, такие как листья, стебли, семена, кожура, незрелые и заплесневелые плоды, будут перерабатываться в экологически чистое авиационное топливо
Фото: Lunghammer - TU Graz Отходы производства томатов, такие как листья, стебли, семена, кожура, незрелые и заплесневелые плоды, будут перерабатываться в экологически чистое авиационное топливо

Отходы, получаемые при производстве томатов (листья, стебли, семена, кожура, незрелые и заплесневелые плоды), будут использоваться в качестве топлива для самолетов. В рамках проекта ЕС ToFuel ученые Грацского технического университета, Австрия, разрабатывают инновационную технологию биопереработки, которая позволит преобразовывать остатки томатов в экологически чистое авиатопливо, а также в удобрения, корма для животных и питательные масла.

Томаты являяются вторыми по потреблению овощами в мире после картофеля. ЕС входит в ТОП-3 производителя данной культуры, однако выращивание томатов приводит к образованию большого количества остаточной биомассы – растительного материала, такого как цветы, листья и стебли, кожура, семена и плоды ненадлежащего качества. Большая часть этих остатков сжигается как сельхозотходы или утилизируется с большими затратами. В то же время Европа выступает за достижение климатической нейтральности и сокращение выбросов CO₂ в авиационном секторе.

По оценкам, около трех процентов потребности Европы в экологически чистом авиационном топливе к 2030 году может быть обеспечено за счет томатного жмыха, производимого в ЕС, то есть отходов переработки томатов.

Марлен Кинбергер - руководитель проекта

Фото: Lunghammer - TU Graz
Австрийские ученые получают авиатопливо из томатной биомассы
Фото: Lunghammer - TU Graz Австрийские ученые получают авиатопливо из томатной биомассы

Чтобы получить из томатных отходов высококачественное топливо, биомассу необходимо предварительно переработать, чтобы микроорганизмы могли эффективно ее использовать. Компания ToFuel исследует две современные технологии фракционирования – экструзию и гибротермальное сжижение. Прежде чем извлеченное биомасло можно будет переработать в авиационное топливо, его необходимо очистить от в основном азотсодержащих мешающих ионов. В противном случае эти нежелательные ионы окажут негативное влияние на последующее преобразование в экологически чистое авиационное топливо.

Затем липиды и биомасло преобразуются в топливо, соответствующее международным стандартам качества для экологически чистого авиатоплива, с использованием процесса HEFA.

HEFA – «гидрогенизированные эфиры и жирные кислоты». Процесс представляет собой производство экологически чистого авиационного топлива из растительных, животных или переработанных жиров и масел.
Фото: Lunghammer - TU Graz
Марлен Кинберге, руководитель проекта
Фото: Lunghammer - TU Graz Марлен Кинберге, руководитель проекта

Разработанные в рамках проекта технологии постепенно масштабируются и проходят тестирования на разных площадках.

Наша главная цель – производство экологически чистого авиационного топлива на основе томатных отходов по конкурентоспособной цене. В конечном итоге, экологически чистое авиатопливо просто должно быть экономически целесообразным.
Марлен Кинбергер - руководитель проекта

Команда проекта также анализирует экологическое, экономическое и социальное воздействие технологий. Кроме того, использование томатных отходов создает новые источники дохода для предприятий пищевой промышленности.

Официально проект «ToFuel: интегрированный биоперерабатывающий завод для устойчивого производства авиационного топлива из томатных отходов» будет запущен 1 января 2026 года. В проекте ToFuel участвуют 11 партнеров из 7 европейских стран. Помимо Грацкого технического университета, в их число входят португальский исследовательский институт LNEG, Загребский университет, Венский технологический университет, Лаппеенрантский технологический университет в Финляндии, Леобенский университет и общество Фраунгофера. Промышленные партнеры Mutti и Podravka предоставят томатные отходы и поделятся своим многолетним опытом в переработке растительного сырья.

В РФ разработали технологию производства настоек и ликеров из зерна и яблок