Найти в Дзене
Педсовет

Микроуроки гибких навыков: опыт внедрения онлайн-методик в школьную практику

Последние годы все чаще звучит мысль: современному ребенку недостаточно одних академических знаний. Мир, в котором им предстоит жить и работать, требует «гибких навыков» — умения взаимодействовать, договариваться, креативно мыслить, управлять собой. Но в школьной программе этим компетенциям уделяют недостаточно внимания. Учителю приходится самостоятельно решать, как встроить развитие soft skills в уроки, при этом не перегружая себя и детей. В начале учебного года я столкнулась с подобным вызовом. Мои пятиклассники после каникул оказались дезорганизованными: внимание рассеянное, мотивация слабая, конфликты на ровном месте. Я решила провести педагогический эксперимент — встраивать в каждый урок микроупражнения на 5–7 минут для развития гибких навыков. Часть идей навеяна опытом работы на образовательной платформе UKIDS, где применяют онлайн-методики по развитию soft skills. Эксперимент длился один месяц и строился на четырех принципах: Эти принципы позволили встроить упражнения в урок, п
Иллюстрация: Александр Митин
Иллюстрация: Александр Митин

Последние годы все чаще звучит мысль: современному ребенку недостаточно одних академических знаний. Мир, в котором им предстоит жить и работать, требует «гибких навыков» — умения взаимодействовать, договариваться, креативно мыслить, управлять собой. Но в школьной программе этим компетенциям уделяют недостаточно внимания. Учителю приходится самостоятельно решать, как встроить развитие soft skills в уроки, при этом не перегружая себя и детей.

В начале учебного года я столкнулась с подобным вызовом. Мои пятиклассники после каникул оказались дезорганизованными: внимание рассеянное, мотивация слабая, конфликты на ровном месте. Я решила провести педагогический эксперимент — встраивать в каждый урок микроупражнения на 5–7 минут для развития гибких навыков. Часть идей навеяна опытом работы на образовательной платформе UKIDS, где применяют онлайн-методики по развитию soft skills.

Подготовка и методика

Эксперимент длился один месяц и строился на четырех принципах:

  1. Минимальная длительность — упражнения должны быть короткими, чтобы не мешать выполнению программы.
  2. Регулярность — эффект достигается только при системности.
  3. Разнообразие — чередование направлений: саморегуляция, командное взаимодействие, креативность.
  4. Адаптация — корректировка под настроение класса, время дня и контекст.

Эти принципы позволили встроить упражнения в урок, при этом не жертвуя программой, и сразу задали понятные рамки для детей и для меня.

Теоретической основой эксперимента стали материалы по социально-эмоциональному обучению, SEL, труды Д. Гоулмана, Дж. Готтмана, Д. В. Люсина и других исследователей. Эти источники помогли определить, какие именно навыки следует развивать и как можно интегрировать их в образовательный процесс.

→→→ Читайте продолжение статьи на сайте Педсовет