Найти в Дзене
ФОТО ЖИЗНИ ДВОИХ

5 кино Советского Союза, которым предрекали провал, а они стали очень успешными

Оглавление

Пять фильмов СССР, которым пророчили крах, а они стали очень успешными

Фильмы со трудной судьбой «вынашивали» с трудом, перед начальством отвоевывали «со скрипом». И особо заковыристо приходилось доказывать удачное будущее перед теми, кто обещал провал! Вот такие бывают благожелатели!!!

Однако же было несколько кино СССР, которым пророчили крах, но которые не просто вышли в том успеха, а имели оглушительный успех, становились самыми популярными, кассовыми, цитируемыми и все в таком духе. Ну что, друзья, вы, наверняка, эти фильмы узнаете по первым кадрам... Проверим?

Давайте напомним сами себе наиболее яркие фильмы.

1. Комедия СССР Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» 1967 г.

Это1-я широкоформатная цветная музыкальная комедия СССР. А ведь ее могло не быть вообще.

Дело в том, что с киностудии спустили отказ: мол, комедия с названием «Свадьба в Малиновке» шла в театрах оперетты 2 столиц – СССР и УCCP – с 1936 г. То есть около 30 лет!

Никто не ожидал 2-го дыхания либо чего-то подобного эфемерного от сюжета, «отжившего свое». Напротив, начальство киностудии им. Довженко предрекло провал картины и отказалось от съемок просто от слова совсем.

С трудом удалось отстоять сюжет – и за съемки принялась киностудия «Ленфильм». Однако тут начались неурядицы то со съемками, то с актерами.

Так, с самого начала утвержденная на главную роль Лариса Голубкина вдруг уехала по приглашению в… Японию (по другим сведениям, в Индию). Вместо нее режиссер вынужденно взял никому не известную юную студентку из ленинградского вуза Валю Николаенко.

Утвердили – и новая проблема: Гелий Сысоев, который должен был играть с этой актрисой лирическую пару, отказался от участия в съемках из-за такой замены. Еле-еле смог режиссер его уговорить. Для этого Тутышкину потребовалось ехать аж в другой город…

Сложность была и с Михаилом Пуговкиным. У него с ВОВ осталось боевое ранение в ногу, и танцевать ему было уж очень больно. Каждая репетиция давалась ему через огромное недомогание. А Михаил Иванович не только всё вытерпел, но и сплясал так, что затем весь СССР повторял его известное: «Вашу ручку, фрау-мадам! Я урок вам танцев дам!»

Воспоминания из комедии СССР Тутышкина «Свадьба в Малиновке»
Воспоминания из комедии СССР Тутышкина «Свадьба в Малиновке»

Комедию посмотрели 74,6 млн зрителей. Вы можете представить такое число?

По кассовым сборам «Свадьба в Малиновке» в год своей премьеры стала 2-й в Союзе, уступив первенство только «Кавказской пленнице…» Леонида Гайдая. А в общем списке лидеров кинопроката в СССР комедия Тутышкина заняла 5-е место.

Такого огромного успеха не ожидал никто! До сих пор эту советскую комедию обожают и цитируют. И самыми частыми по цитированию остаются, пожалуй:

1) артиллерист Яшка. Так, при прицеливании к ориентирам самым разным (от работы до девушек) наши люди желали повторить голосом Пуговкина: «Трубка 15, прицел 120, батарея, ОГОНЬ! Бац! Бац! И мимо»;

2) Попандопуло. Так, когда кто-то хотел кому-нибудь пригрозить, он произносил: «…а то я тебе оторву голову и скажу, шо так и було». А в момент опасности шутили: «Чует мое сердце, что мы стоим накануне грандиозного шyxepa».

Ну, а уж при гуляниях просили в тон персонажу сбацать «что-нить такое, чтобы душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась» или требовали предоставить «феноменальную музыку в лице этого вундеркинда».

Особенно же публика обожала повторять его фразочку с интонациями самого актера Михаила Водяного: «Гриш, и шо я в тебя такой влюбленный?..» Причем в то время по своеобразным интонациям никто не подозревал адъютанта атамана ни в чем этаком, как могли бы заподозрить сейчас…

2. Советский фильм Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны» 1973 г.

Даже актеры, снимавшиеся в этом сюжете, потом признавались, что ожидали самого простого, если не сказать – шаблонного банального политического детектива.

Ведь в СССР снималось очень много картин, из которых многие, но далеко не все были удачными и запоминавшимися.

По официальной статистике, с 1918 по 1991 г. в Советском Союзе выпустили около 7250 кино. То бишь примерно по 100 фильмов за год (конечно, с учетом, что это число в периоды войн значительно снижалось, а с конца 1970-х гг. стало стремительно расти).

Итак, вполне можно понять ожидания актеров, которые были уверены, что и «17 мгновений весны» получатся очередным «проходным» фильмом.

Каково же было их удивление, когда и картина стала одной из самых знаменитых в СССР, и сами актеры приобрели особую популярность именно после данной экранизации книги Юлиана Семенова.

Так, до сих пор почти все телезрители ассоциируют:

  • Вячеслава Тихонова – с Максом Отто фон Штирлицем;
  • Леонида Броневого – с Генрихом Мюллером;
  • Ростислава Плятта – с пастором Фрицом Шлагом;
  • и с другими известными фашистами.

Фильм Лиозновой и заодно книги Семенова расхватали на цитаты. Тема разведчиках стала особенно популярной. О нашем герое и его прототипах стали рассказывать даже на уроках в школах.

И мы уж молчим о том, что стать героем огромнейшей череды анекдотов дано далеко не каждому. Штирлиц же у нас числится лидером среди персонажей анекдотов. Чем не показатель (хоть и не явный) народной любви и обожания?..

Кадры из фильма СССР Лиозновой «17 мгновений весны»
Кадры из фильма СССР Лиозновой «17 мгновений весны»

3. Легендарный фильм СССР Василия Шукшина «Калина красная» 1973 г.

В том же году, что и фильм Лиозновой, вышло на экраны страны кино Шукшина, которое далее стало абсолютным лидером проката 1973 г.

Любопытно, что и сам режиссер поначалу не слишком хотел его снимать, и родной кинематограф не особо ему в этом помогал.

Так, Василий Макарович буквально оказался вынужден ставить фильм под нажимом. Сам-то он горел мечтной экранизировать собственный роман «Я пришел дать вам волю» о Степане Разине. Но ему поставили условие перед этим снять что-то на современную тему.

Режиссер так сильно переживал, что попал в больницу, где между обследованиями и процедурами писал сценарий сюжета, который его жена Лидия Федосеева-Шукшина предложила назвать «Калина красная».

Кстати, завязка на названии фильма не удалась: у композитора-песенника Яна Френкеля, написавшего некогда музыку к народным стихам для одноименной песни, не получилось выкупить авторские права.
Поэтому в фильме Шукшина песня, в честь которой назвали фильм, так и не прозвучала.

Буквально всё весьма красноречиво свидетельствовало о провале, который ожидали от кино:

  • и бюджет сильно сократили,
  • и технику для съемок дали устаревшую,
  • и пленки выделили в 6 раз меньше, чем нужно было,
  • и декорации дали самые дешевые (подумаешь – остановку в деревне обустроили… выстроить деревню в павильоне обошлось бы гораздо дороже… даже на исправительную колонию не издержались, показали настоящую – в Вологодской области),
  • и команду набрали не самую опытную в кино-деле (вплоть до местных жителей деревень Вологодской области, ради которых не надо было разоряться на оплату) – мол, сюжет о каком-то уголовнике, зачем напрягаться-тратиться…

Кроме того, в уже отснятый фильм было волею критиков внесено множество изменений (скажем, убрали признание матери Егора о размере пенсии: «Поживи-ка ты сам на 17 рублях!»), против которых режиссер восставал. В результате победила цензура, а сам Шукшин вновь слег в больницу. Его не стало с нами в 1974-м...

Чудесный кадры из советского кино Шукшина «Калина красная»
Чудесный кадры из советского кино Шукшина «Калина красная»

4. Советский фильм для детей Леонида Нечаева «Приключения Буратино» 1975 г.

После 1-го просмотра этой картины участники худсовета были практически все возмущены. Их раздражало всё: и главный герой издевался над пожилым (Карабасом), и лиса была почему-то в платье, и кот был без хвоста...

Пошумев, решили все-таки картину взять в оборот (и то главным образом, чтобы не срывать план – заканчивался год, надо было подводить результаты… неутверждение кино грозило лишением премий), пророча, тем не менее, полный крах.

И кто бы мог предположить, что спустя время эту сказку станут считать одной из лучших, практически культовой! Зрителям понравилось в ней всё:

  • игру актеров-детей. В первую очередь Димы Иосифова, сыгравшего Буратино;
  • игру взрослых актеров. Особенно папы Карло в исполнении Николая Гринько и того самого Барабаса, в которого воплотился Владимир Этуш… А Тортилла – Рина Зеленая? А Дуремар – Владимир Басов? А кот Базилио – Ролан Быков?.. И др.;
  • прекрасную музыку Алексея Рыбникова;
  • прелестные тексты песен Булата Окуджавы и Юрия Энтина;
  • шутки, прозвучавшие в данной картине. Одну только фразу Карабаса «да это праздник какой-то!» повторяли к месту и не к месту – до того она всем нравилась. А уж Алисино «какое небо голубое!» и вообще может соперничать с фразами из комедий Леонида Гайдая по частоте употребления публикой;
  • еще то светлое, что турдно назвать словами и можно лишь почувствовать, вот как в «Песне фонарщиков» или песне «Да будет свет!» с библейской фразой...
Кадры из советской сказки Нечаева «Приключения Буратино»
Кадры из советской сказки Нечаева «Приключения Буратино»

5. Позднесоветское кино Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино» 1988 г.

Этот сюжет стал одним из самых классных непосредственно среди картин, снятых на студии «Беларусьфильм». Только за 1-й год проката его посмотрели 41,9 млн зрителей!

До него 1-е место в прокате «Беларусьфильма» занимали «Белые росы», причем со значительным отрывом: эту комедию Игоря Добролюбова 1983 г. посмотрело 36 млн советских зрителей (т.е. примерно на 9 млн человек меньше).

Более того, в главном журнале СССР о кино – «Советский экран» – эта картина заслужила высокие оценки конкретно в номинациях:

  • «Лучшие фильмы 1988 г.» – 4-е место;
  • «Лучшая актриса года» – 6-е место Светлане Копыловой за роль девушки главного героя;
  • «Лучший актер года» – 10-е место Олегу Фомину, сыгравшему Арлекино.

А ведь это кино целый год «пролежало на полке». И всё – из-за цензуры: критики увидели в нем пропаганду «несоциалистического способа существования». Знали бы они, какие картины ждут их спустя всего пару лет в эпоху кооперативного кинематографа...

Кадры из позднесоветского фильма Рыбарева «Меня зовут Арлекино»
Кадры из позднесоветского фильма Рыбарева «Меня зовут Арлекино»

За исключением, может быть, последнего в этом ряду фильма, остальные до сих пор любимы всеми в нашей стране. А что, если бы создатели этих картин в свое время послушали советы пессимистов и на стали снимать? Тогда бы мы потеряли замечательные фильмы, которые ценим и обожаем вот уже несколько десятков лет.

Друзья, что думаете про эти фильмы? И особенно хотим спросить про Буратино...

Сергей Упертый

#СССР #буратино #кино #фильм #дети #детство #советскаяэпоха #сша #мультфильм #актеры