Знакомая картина? Учитель в чате пишет сухое: «Выучить параграф, упражнение 145. Родители, проконтролируйте». А в ответ - гробовое молчание или взрыв негодования: "Опять на родителей всё свалили! Сами не можете научить?" С другой стороны - родитель на собрании с претензией: «Почему вы ставите тройку за грязь в тетради? Вы же учитель предмета, а не чистописания!» А учитель в ответ: "А вы дома проверяете, в какой тетради ребёнок пишет? Сами своих детей и учите тогда!"
Родители не дают учителям нормально работать, но обвиняют их в отсутствии результата. Учителя воспринимают родителей как угрозу, от которой нужно защищаться. Давайте разберёмся, как мы до этого дошли и, главное, как сойти с этой гибельной дороги.
Родители. От саботажа до открытой агрессии
«Молчаливая ненависть»: Задание в электронном дневнике? Игнорируем. Просьба помочь с проектом? Это школа должна обеспечивать. Родитель видит в учителе не партнёра, а наёмного работника с бесконечным списком претензий. Вместо диалога - пассивное сопротивление. На выходе - претензии, но ни одной мысли о том, что это именно они не выполнили свою часть, нет.
«Партизанская война»: Ребёнок получил замечание? Значит, учитель просто "придирается". Получил двойку? Значит, необъективно оценивает. Родитель автоматически занимает позицию адвоката своего чада против "системы", подрывая авторитет педагога в его же глазах.
«Открытый фронт»: Гневные посты в соцсетях, жалобы на плохое отношение директору и в департамент по любому поводу. Цель - не разобраться, а просто всех наказать. Учитель в этой ситуации превращается в осаждённую крепость - и вместо работы вынужден окружать себя огромным количеством бумажного .
Учителя. От выгорания до оборонительной агрессии
Страх как двигатель: Любое лишнее слово, нестандартное задание, творческий подход - это риск. Риск, что кто-то поймёт неправильно, пожалуется, обвинит в профнепригодности. Проще всего - спрятаться за учебником и формальными требованиями программы. Безопасно.
Цинизм и самооборона: После примерно десятка необоснованных претензий вырабатывается иммунитет в виде колючек. На любой вопрос идут стандартные ответы: "Программа такая", "Все сдают, и ваш сдаст", "Домашнее задание - это ваша зона ответственности" (на самом деле - детская, но так уж повелось у нас). Эмоциональное выгорание от склок делает любого опытного учителя чёрствым сухарём, которому не до преподавания предмета детям.
Месть по правилам: А если уж родитель "напал", то можно и ответить ударом - придирчивостью к мелочам, холодностью к ребёнку, а ещё и дополнительными формальными требованиями, неисполнение которых закрывает ребёнку путь к приличным оценкам и ещё сильнее подстёгивает родителя нападать на учителя. Замкнутый круг взаимной ненависти.
Борьба не на жизнь, а на смерть. А кто в проигрыше? Всегда ребёнок.
Он разрывается между двумя главными авторитетами в жизни. Мама говорит: "Да забей ты на эту её биологию!" Учительница мысленно ставит на нём крест: "В семье не интересуются, и я не буду стараться". Ребёнок теряет мотивацию, уважение к институтам и понимание, где правда. Он учится манипулировать, играя на этом противостоянии.
В итоге проигрывают абсолютно все - во главе с экономикой страны.
Перемирие невозможно. Нужен союз.
Пора вспомнить простую истину: учитель и родитель хотят (ну - должны хотеть) одного и того же. Чтобы ребёнок вырос воспитанным, успешным и счастливым человеком. Мы просто смотрим на него с разных берегов одной реки.
Как перейти от войны к сотрудничеству? Никак. Это невозможно, пока стороны не слышат друг друга. Но давайте попробуем немного пофантазировать, что бы можно было бы сделать, если бы - в параллельной реальности - исчезло бы это взаимное недоверие.
Советы для родителей:
1. Смените парадигму: Учитель - не обслуживающий персонал и не личный враг. Это ваш союзник на 11 школьных лет и ваш основной помощник в воспитании ребёнка. Начните с этого в своём сознании.
2. Выбирайте личный контакт, а не общий чат. Начинайте разговор с вопроса, а не претензий. Учитель вам лично ничего не должен - а если он действительно в чём-то всерьёз ошибся, то в доброжелательной атмосфере с гораздо большей вероятностью признает и исправит ошибку, чем под влиянием криков и ругани.
3. Поддерживайте авторитет учителя при ребёнке. Даже если не согласны с ним по какому-то вопросу, решайте это наедине. Если учитель действительно ничего ни в чём не смыслит, то надо решать вопрос с его заменой или сменой школы, а не поливать учителя грязью за глаза. Если ж дело не в учителе, то не надо ругать его. Для ребёнка вы должны выступать единым фронтом.
Советы для учителей:
1. Видеть в родителе человека, а не источник угрозы. Он тоже устал, он боится за своего ребёнка. Дайте ему понять, что вы на одной стороне.
2. Говорить не только о проблемах. Отправьте иногда сообщение: "Сегодня ваш сын блестяще ответил у доски!" Это особенно полезно там, где успехи настолько редки, что если о них не сказать, то может казаться, будто их вообще нет.
3. Быть прозрачным. Чётко, но доброжелательно объяснять свои требования и критерии. Когда понятно, что за что кому и как, то и недовольство учеников и родителей будет направлено на самих себя.
Война опустошает обе стороны, а победы не будет никогда.
Образование - это не услуга по принципу "получил - ушёл". Это совместный труд - учителя и ученика при содействии родителя. Как только родитель вдруг перестаёт видеть в учителе врага, а учитель в родителе - обвинителя, сразу же происходит чудо. Появляется пространство для доверия, для творчества, для настоящей работы на будущее ребёнка.
Давайте сложим оружие. Иначе мы потеряем ещё одно поколение. Запасного поколения у нас нет, чтобы продолжать разбазаривать имеющееся.
А как вы считаете, реально ли переломить эту ситуацию? Сталкивались ли вы с примерами того, как работает сотрудничество учителя с родителем, или же всё больше наблюдали конфронтацию?