Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Как пересечь границу на сноуборде: мой личный опыт в итальянской Червинии

Брёй-Червиния — итальянский курорт, отделённый от швейцарской долины Церматт горным перевалом. Две зоны катания, один ски-пасс — удобно, но коварно: заблудиться проще, чем кажется. Расскажу об отдыхе в этом месте и поделюсь опытом, что бывает с теми, кто уехал «не в ту страну» после закрытия подъёмников. Впервые я попала в Червинию ещё неопытной сноубордисткой, это были мои первые настоящие горы. Возможно, поэтому всё вокруг казалось увеличенным вдвое: трассы длиннее, а снег — белее, чем на новогодних открытках. Червиния — один из самых высокогорных альпийских курортов, который называют Cervino Ski Paradise. Нижняя станция здесь находится на отметке 2000 метров, верхняя расположена на высоте 3900 метров над уровнем моря, у ледника Плато Роза. Для сравнения: на «Розе Хутор» высшая точка, куда ведут канатки, — 2320 метров, то есть разница почти в полтора раза. В Червинии около двухсот километров трасс на любой вкус: от учебных горок до красных скоростных и пары «чёрных» крутых спусков дл
Оглавление

Брёй-Червиния — итальянский курорт, отделённый от швейцарской долины Церматт горным перевалом. Две зоны катания, один ски-пасс — удобно, но коварно: заблудиться проще, чем кажется.

Расскажу об отдыхе в этом месте и поделюсь опытом, что бывает с теми, кто уехал «не в ту страну» после закрытия подъёмников.

Ski Paradise по-итальянски

Впервые я попала в Червинию ещё неопытной сноубордисткой, это были мои первые настоящие горы. Возможно, поэтому всё вокруг казалось увеличенным вдвое: трассы длиннее, а снег — белее, чем на новогодних открытках.

С канатных станций открывается идеальный вид на Маттерхорн — ту самую «пирамиду» с упаковки шоколада Toblerone. Фото: Matt_214 / Unsplash
С канатных станций открывается идеальный вид на Маттерхорн — ту самую «пирамиду» с упаковки шоколада Toblerone. Фото: Matt_214 / Unsplash

Червиния — один из самых высокогорных альпийских курортов, который называют Cervino Ski Paradise. Нижняя станция здесь находится на отметке 2000 метров, верхняя расположена на высоте 3900 метров над уровнем моря, у ледника Плато Роза. Для сравнения: на «Розе Хутор» высшая точка, куда ведут канатки, — 2320 метров, то есть разница почти в полтора раза.

Путь от подножия Червинии до ледниковой станции занимает около 40 минут с пересадками, перепад высоты — почти 2000 метров, уши закладывает, как в самолёте. Фото: Pier B / Wikimedia
Путь от подножия Червинии до ледниковой станции занимает около 40 минут с пересадками, перепад высоты — почти 2000 метров, уши закладывает, как в самолёте. Фото: Pier B / Wikimedia

В Червинии около двухсот километров трасс на любой вкус: от учебных горок до красных скоростных и пары «чёрных» крутых спусков для могула.

При этом «высоко» не значит «сложно». Многие думают, что спуск с ледника подойдёт только профи, но это не так: наверху много пологих склонов, широких, как взлётные полосы. По ним приятно спускаться в расслабленном темпе, разглядывая скалистые пики и снежные поля.

Иногда трассы такие пологие, что можно потерять скорость, поэтому важно не расслабляться: если часто тормозить, есть шанс пройти пару десятков метров с доской в руках. Фото: Karin Hiselius / Unsplash
Иногда трассы такие пологие, что можно потерять скорость, поэтому важно не расслабляться: если часто тормозить, есть шанс пройти пару десятков метров с доской в руках. Фото: Karin Hiselius / Unsplash

Плато Роза

На леднике Плато Роза находится самый высокогорный музей Европы Una Montagna di Lavoro, посвящённый жизни в горах и развитию курорта. Архивные фотографии, инструменты и артефакты рассказывают о строительстве подъёмников в долине Breuil‑Cervinia с 1930-х годов.

Снаружи — панорамная площадка с видом на Маттерхорн, соседние вершины и вековой ледник Теодул (Theodulgletscher), спускающийся в сторону Швейцарии. Посещение музея и смотровой включено в ски-пасс. Но предупреждаю: на высоте почти 3900 метров пронизывает ветер, так что перчатки, маска и бафф точно пригодятся.

Иногда ветер выдувает снег, и поверхность ледника Теодул становится похожей на айсберг. Фото: Krzysztof Kowalik / Unsplash
Иногда ветер выдувает снег, и поверхность ледника Теодул становится похожей на айсберг. Фото: Krzysztof Kowalik / Unsplash

Из Червинии в Церматт через границу

Одно из самых необычных ощущений в Червинии — возможность пересечь границу между Италией и Швейцарией. Она проходит чуть ниже станции Testa Grigia (3480 метров), и там нет будок или шлагбаумов. Только снег, указатели трасс и редкие таблички с надписью Italia / Schweiz.

Стартовать к Церматту — швейцарской стороне — можно с Плато Роза (Plateau Rosa), где трассы чуть круче и часто проходят через лес.

Швейцарская часть отличается от Червинии: спуски здесь извилистые, а пейзажи кажутся чуть более «сказочными» из-за еловых лесов. Фото: Angelo Burgener / Unsplash
Швейцарская часть отличается от Червинии: спуски здесь извилистые, а пейзажи кажутся чуть более «сказочными» из-за еловых лесов. Фото: Angelo Burgener / Unsplash

Если не планируете проводить в Церматте много времени, покатайтесь недалеко от Плато, чтобы быстро вернуться в итальянскую зону. А можно устроить ски-сафари со спуском в деревню Церматт и прогулкой по её улочкам.

Церматт — уютный городок с открытки, где запрещено автомобильное движение, зато встречаются гужевые повозки и курсирует горный поезд. Фото: Young Shih / Unsplash
Церматт — уютный городок с открытки, где запрещено автомобильное движение, зато встречаются гужевые повозки и курсирует горный поезд. Фото: Young Shih / Unsplash

Вот как обычно выглядит путь при спуске из Червинии в Церматт:

  1. Широкий ледниковый спуск с Плато Роза к швейцарской стороне, трассы разного уровня сложности с видами на Маттерхорн.
  2. Промежуточная станция Trockener Steg — нижняя точка ледниковой зоны и пересадка на подъёмники, ведущие к основной сети склонов Церматта.
  3. Дальше Furi или Schwarzsee — широкие и пологие спуски через лесные участки с видами на город и горные пики.
  4. Финиш в деревне Церматт — последний участок ведёт к центру города или к нижней станции подъёмников.

Поворот не туда

За неделю в Червинии я освоилась, стала лучше чувствовать доску и ориентироваться на местности. По крайней мере мне так казалось, пока в один из вечеров я не заблудилась.

В тот день мы с друзьями провели на трассах больше пяти часов, а финальный спуск к своим апартаментам в Червинии решили начать с самой вершины горы. Я помню, что ехала, любуясь закатом и думая, насколько лучше стала кататься. Меня отвлёк красно-белый флаг сбоку от склона — маленький швейцарский спойлер, намекающий на то, что я нахожусь не там, где планировала.

Осознав, что спускаюсь в Церматт, я приняла неверное решение: приехать к швейцарской канатной станции, ведущей обратно на плато. На часах было 16:00 — в это время подъёмники закрываются. Наверное, в какой-то другой стране они могли бы завершить работу позже и мне бы повезло запрыгнуть в уходящий вагон. Но только не в пунктуальной Швейцарии. Когда я долетела до посадки на креселку в 16:05, она была закрыта.

Я стояла на опустевшей трассе без понимания, что делать. Одной из идей было продолжить спуск в деревню Церматт, чтобы попробовать снять там жильё на ночь или вызвать такси и вернуться в Червинию. Позже я узнала, что трансфер обошёлся бы мне в копеечку: минимальная цена за машину — 100 евро. Да и свободный номер в высокий сезон — редкость.

Не рискнув ехать в Церматт, я отстегнула сноуборд и начала подниматься пешком к итальянской границе. Расстояние казалось не таким уж большим — один пролёт канатной дороги. Но шаги по снегу давались тяжело, за час я не прошла и половины пути.

К счастью, спасатели на снегоходах совершали объезд и подобрали меня. Мы поднялись до перевала и оттуда спустились к подножью итальянской деревни. Похоже, они даже не удивились, когда меня увидели, — настолько часто по склонам блуждают туристы.

Ски-пассы: Червиния или оба курорта

В Червинии есть два основных типа ски-пассов: только Червиния и Червиния + Церматт.

Цена зависит от сезона и количества дней: в январе-феврале однодневный ски-пасс в зону Червинии стоит от € 65, мультипасс — от € 75–85.

Советы туристам

  1. Всегда сверяйтесь с картой трасс. Вам могут встретиться участки, не подходящие вашему уровню. Перед выходом на склон посмотрите, где расположены «зелёные» и «синие» трассы, а где — «красные» и «чёрные».
  2. Планируйте время на горе. С учётом подъёмников и спусков ваш маршрут может занять больше времени, чем кажется. Особенно важно следить за временем в конце дня, когда подъёмники начинают закрываться.
  3. Если вы собираетесь ехать из Червинии в Церматт, выезжайте как можно раньше. На весь маршрут туда и обратно, включая спуски и пересадки на подъёмники, обычно уходит целый день.
  4. Зарядите телефон и сохраните контакты спасателей. Номер службы экстренной помощи указан на обратной стороне ски-пасса. Даже если кажется, что всё под контролем, полезно иметь его под рукой на случай непредвиденных ситуаций.

Полезные ссылки

6 главных горнолыжных курортов Швейцарии: трассы, цены на ски-пассы и проживание

Текст: Елизавеста Бебех для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!