Брёй-Червиния — итальянский курорт, отделённый от швейцарской долины Церматт горным перевалом. Две зоны катания, один ски-пасс — удобно, но коварно: заблудиться проще, чем кажется.
Расскажу об отдыхе в этом месте и поделюсь опытом, что бывает с теми, кто уехал «не в ту страну» после закрытия подъёмников.
Ski Paradise по-итальянски
Впервые я попала в Червинию ещё неопытной сноубордисткой, это были мои первые настоящие горы. Возможно, поэтому всё вокруг казалось увеличенным вдвое: трассы длиннее, а снег — белее, чем на новогодних открытках.
Червиния — один из самых высокогорных альпийских курортов, который называют Cervino Ski Paradise. Нижняя станция здесь находится на отметке 2000 метров, верхняя расположена на высоте 3900 метров над уровнем моря, у ледника Плато Роза. Для сравнения: на «Розе Хутор» высшая точка, куда ведут канатки, — 2320 метров, то есть разница почти в полтора раза.
В Червинии около двухсот километров трасс на любой вкус: от учебных горок до красных скоростных и пары «чёрных» крутых спусков для могула.
При этом «высоко» не значит «сложно». Многие думают, что спуск с ледника подойдёт только профи, но это не так: наверху много пологих склонов, широких, как взлётные полосы. По ним приятно спускаться в расслабленном темпе, разглядывая скалистые пики и снежные поля.
Плато Роза
На леднике Плато Роза находится самый высокогорный музей Европы Una Montagna di Lavoro, посвящённый жизни в горах и развитию курорта. Архивные фотографии, инструменты и артефакты рассказывают о строительстве подъёмников в долине Breuil‑Cervinia с 1930-х годов.
Снаружи — панорамная площадка с видом на Маттерхорн, соседние вершины и вековой ледник Теодул (Theodulgletscher), спускающийся в сторону Швейцарии. Посещение музея и смотровой включено в ски-пасс. Но предупреждаю: на высоте почти 3900 метров пронизывает ветер, так что перчатки, маска и бафф точно пригодятся.
Из Червинии в Церматт через границу
Одно из самых необычных ощущений в Червинии — возможность пересечь границу между Италией и Швейцарией. Она проходит чуть ниже станции Testa Grigia (3480 метров), и там нет будок или шлагбаумов. Только снег, указатели трасс и редкие таблички с надписью Italia / Schweiz.
Стартовать к Церматту — швейцарской стороне — можно с Плато Роза (Plateau Rosa), где трассы чуть круче и часто проходят через лес.
Если не планируете проводить в Церматте много времени, покатайтесь недалеко от Плато, чтобы быстро вернуться в итальянскую зону. А можно устроить ски-сафари со спуском в деревню Церматт и прогулкой по её улочкам.
Вот как обычно выглядит путь при спуске из Червинии в Церматт:
- Широкий ледниковый спуск с Плато Роза к швейцарской стороне, трассы разного уровня сложности с видами на Маттерхорн.
- Промежуточная станция Trockener Steg — нижняя точка ледниковой зоны и пересадка на подъёмники, ведущие к основной сети склонов Церматта.
- Дальше Furi или Schwarzsee — широкие и пологие спуски через лесные участки с видами на город и горные пики.
- Финиш в деревне Церматт — последний участок ведёт к центру города или к нижней станции подъёмников.
Поворот не туда
За неделю в Червинии я освоилась, стала лучше чувствовать доску и ориентироваться на местности. По крайней мере мне так казалось, пока в один из вечеров я не заблудилась.
В тот день мы с друзьями провели на трассах больше пяти часов, а финальный спуск к своим апартаментам в Червинии решили начать с самой вершины горы. Я помню, что ехала, любуясь закатом и думая, насколько лучше стала кататься. Меня отвлёк красно-белый флаг сбоку от склона — маленький швейцарский спойлер, намекающий на то, что я нахожусь не там, где планировала.
Осознав, что спускаюсь в Церматт, я приняла неверное решение: приехать к швейцарской канатной станции, ведущей обратно на плато. На часах было 16:00 — в это время подъёмники закрываются. Наверное, в какой-то другой стране они могли бы завершить работу позже и мне бы повезло запрыгнуть в уходящий вагон. Но только не в пунктуальной Швейцарии. Когда я долетела до посадки на креселку в 16:05, она была закрыта.
Я стояла на опустевшей трассе без понимания, что делать. Одной из идей было продолжить спуск в деревню Церматт, чтобы попробовать снять там жильё на ночь или вызвать такси и вернуться в Червинию. Позже я узнала, что трансфер обошёлся бы мне в копеечку: минимальная цена за машину — 100 евро. Да и свободный номер в высокий сезон — редкость.
Не рискнув ехать в Церматт, я отстегнула сноуборд и начала подниматься пешком к итальянской границе. Расстояние казалось не таким уж большим — один пролёт канатной дороги. Но шаги по снегу давались тяжело, за час я не прошла и половины пути.
К счастью, спасатели на снегоходах совершали объезд и подобрали меня. Мы поднялись до перевала и оттуда спустились к подножью итальянской деревни. Похоже, они даже не удивились, когда меня увидели, — настолько часто по склонам блуждают туристы.
Ски-пассы: Червиния или оба курорта
В Червинии есть два основных типа ски-пассов: только Червиния и Червиния + Церматт.
Цена зависит от сезона и количества дней: в январе-феврале однодневный ски-пасс в зону Червинии стоит от € 65, мультипасс — от € 75–85.
Советы туристам
- Всегда сверяйтесь с картой трасс. Вам могут встретиться участки, не подходящие вашему уровню. Перед выходом на склон посмотрите, где расположены «зелёные» и «синие» трассы, а где — «красные» и «чёрные».
- Планируйте время на горе. С учётом подъёмников и спусков ваш маршрут может занять больше времени, чем кажется. Особенно важно следить за временем в конце дня, когда подъёмники начинают закрываться.
- Если вы собираетесь ехать из Червинии в Церматт, выезжайте как можно раньше. На весь маршрут туда и обратно, включая спуски и пересадки на подъёмники, обычно уходит целый день.
- Зарядите телефон и сохраните контакты спасателей. Номер службы экстренной помощи указан на обратной стороне ски-пасса. Даже если кажется, что всё под контролем, полезно иметь его под рукой на случай непредвиденных ситуаций.
Полезные ссылки
6 главных горнолыжных курортов Швейцарии: трассы, цены на ски-пассы и проживание
Текст: Елизавеста Бебех для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!