Найти в Дзене
Подумалось мне часом

Старый Год и его три злые бабы

Однажды я заявил, что единственной новогодней сказкой, снятой в СССР для детей, был фильм «Новогодние приключения Маши и Вити». Я был неправ. Так получилось, что я никогда в своей жизни не видел фильма «Снежная сказка», снятого режиссерским дуэтом Эльдара Шенгелая и Алексея Сахарова в 1959 году, и даже не читал книги Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Сказка среди белого дня», изданной в том же самом 1959 году. Последнее особенно странно — если фильм «Снежная сказка» действительно очень редко показывали по телевизору, то повесть-сказка только в советские годы переиздавалась пять раз (для сравнения, «Мэри Поппинс» в переводе Заходера — всего два). Википедия уверяет нас, что «фильм планировался к показу на фестивале детских фильмов в Каннах, но цензура заподозрила в персонаже Евгения Леонова намёк на Никиту Хрущёва, и решением комиссии во главе с председателем Сергеем Михалковым фильм не был допущен на фестиваль и был выпущен в прокат небольшим тиражом под четвёртой прокатной катего

Однажды я заявил, что единственной новогодней сказкой, снятой в СССР для детей, был фильм «Новогодние приключения Маши и Вити».

Я был неправ.

Так получилось, что я никогда в своей жизни не видел фильма «Снежная сказка», снятого режиссерским дуэтом Эльдара Шенгелая и Алексея Сахарова в 1959 году,

и даже не читал книги Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Сказка среди белого дня», изданной в том же самом 1959 году.

-2

Последнее особенно странно — если фильм «Снежная сказка» действительно очень редко показывали по телевизору, то повесть-сказка только в советские годы переиздавалась пять раз (для сравнения, «Мэри Поппинс» в переводе Заходера — всего два).

Википедия уверяет нас, что «фильм планировался к показу на фестивале детских фильмов в Каннах, но цензура заподозрила в персонаже Евгения Леонова намёк на Никиту Хрущёва, и решением комиссии во главе с председателем Сергеем Михалковым фильм не был допущен на фестиваль и был выпущен в прокат небольшим тиражом под четвёртой прокатной категорией (5—10 копий с оригинала), что было равнозначно приговору “положить фильм на полку”».

Ссылаются они при этом на мемуары «Я счастливый человек» исполнительницы одной из главных ролей Клары Лучко.

-3

У меня в этой связи два замечания. Во-первых, любой историк скажет вам, что нет хуже источника, чем мемуары. Верить им можно, только если показания мемуариста подтверждаются другими, объективными источниками.

Люди есть люди — они все путают, и имя и названия.

И мемуары Лучко это хорошо подтверждают. Рассказ о съемках в этом фильме Клара Степановна начинает фразой: «Эльдар Шенгелая и Алексей Сахаров снимали “Снежную сказку”, это была их первая картина, по сути — дипломная работа».

-4

На самом деле это был уже второй фильм режиссерского дуэта — до этого был фильм «Легенда о ледяном сердце» — крышесносящее переложение сказки В. Гауфа «Холодное сердце» на реалии Киргизской ССР с экскаваторщиком Мээрканом в качестве главного героя.

А для Алексея Сахарова так вообще третья лента — если считать телеспектакль «На бойком месте», снятый совместно с Ольгой Викландт и Еленой Скачко.

-5

Во-вторых, Клара Лучко действительно много рассказывает о гонениях на «Снежную сказку», о негативной роли Сергея Михалкова в судьбе картины, но она ничего не говорит о четвертой категории, которая действительно мало чем отличалась от невыпуска в прокат. Цитирую ее мемуары:

«Снежная сказка» всем понравилась. И её решили представить в Каннах, на Международном фестивале детских фильмов. Юткевич поздравил своих воспитанников, а они были счастливы. Ещё бы! Первая картина — и в Канны.

И вдруг восторги поутихли. Кто-то из начальства посмотрел фильм, увидел, что на Евгении Леонове финская шапка «пирожок», как у Хрущева, и сказал: «Смотрите, Леонов похож на Хрущева». Это была роковая фраза. Ни о какой поездке в Канны уже не могло быть и речи.

-6

Причин не выпускать фильм на экраны не было. Тогда картину решили обсуждать и осудить… Так «Снежная сказка» не получила признания, которого она, бесспорно, заслуживала».

Почему у меня вызывает сомнения многочисленные сообщения о фактическом запрете фильма? Потому, что «Снежную сказку» в прокате посмотрели 3,9 млн зрителей. Есть такое уникальное издание — Александр Федоров. Статистические данные посещаемости советских фильмов: 1950-1990 гг. М.: 2023 г., — монография из цикла «О, сколько нам открытий чудных…».

3,9 млн — это действительно немного — на уровне «Темы» Глеба Панфилова или «Крейцеровой сонаты» Михайла Швейцера — но, согласитесь, охватить почти четыре миллиона человек десятью прокатными копиями было бы несколько затруднительно.

В конце концов, зачем было ради 10 копий рисовать столько афиш? Только я нашел три прокатных варианта.

-7

Что действительно было в реальности — это многочисленные обсуждения «Снежной сказки», часто весьма эмоциональные.

В фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся три стенограммы обсуждения этого фильма — первая была после просмотра чернового варианта 14.07.59 и дважды препарировали окончательную версию — 15.10.59 и 03.11.59.

При этом каждая стенограмма не меньше 50 страниц, то есть обсуждение было очень бурным. Самым спорным был вопрос целевой аудитории: для кого эта сказка — для детей или для взрослых? Именно при обсуждении этого вопроса Сергей Михалков занял резко критическую позицию, даже заявил, что не знает, как этот фильм примет, например, Хрущев.

В общем-то, сколько понял, версия "двойника Хрущева в шапке-пирожке" возникла из этого фрагмента выступления: "Вот возникает вопрос — покажут картину детям, они будут смотреть с интересом, а покажут взрослым? Я себе представляю, допустим, Хрущеву? /в зале смех/ Я серьезно говорю… /смех/. Должна быть ясность и логика, а, к сожалению, логики нет или, вернее, очень мало".

-8

И здесь я диспутантов понимаю. Дело даже не диалогах вроде:

"Старый год мрачно взглянул на неё.
— Да-а… Если бы твоя воля, ты бы распродала всё на свете! Даже звёзды в небе. Даже муравьёв по штуке.
— Будьте спокойны, — самодовольно сказала Продажная душа. — Муравьёв я бы дёшево не отдала. У них спирт".

Просто и фильм, и книга и впрямь получились страшноватыми для детской аудитории. Не фильм ужасов, конечно, но близко к тому.

Все началось утром 31 декабря и закончилось с боем курантов. Мальчику Мите родители подарили игрушечные часы с нарисованными стрелками.

-9

Чтобы набить цену новому приобретению, он рассказал всем, что эти часы могут остановить время на всей планете. Потом эти часы вставили вместо сердца слепленной снежной бабе, которая после этого превратилась в красавицу-снегурочку по имени Леля.

-10

Тут откуда не возьмись появляется Старый Год, который услышал про остановку времени, и ему эта идея понравилась. Поэтому он решил совершить кунштюк, противоположный «я устал, я мухожук». Доставай, Митя, часики, уговорили, буду с вами навсегда, давай время останавливать.

Митя врет, что часы потерял и сбегает от дедушки. Тогда тот оживляет трех снежных баб, вставив им вместо сердца другие митины «сокровища» — копейку, сургучную печать на обрывке документа и уголек.

-11

Первую нарек Душа Продажная,

-12

вторую - Душа Бумажная,

-13

а третья стала Черная Душа.

-14

Велев им непременно добыть скрываемые часы, Старый год отбывает на такси в свою штаб-квартиру — в Часовую башню вымышленного города Синеярска в кино и в башню Знаменских ворот Ярославля в книге…

Вроде бы — обычная новогодняя сказка…

Но если открыть книгу, то первая фраза, которую мы там прочтем, будет посвящением: «Памяти Евгения Шварца».

Великий советский сказочник умер за год до премьеры фильма и выхода книги, и отсылок к его творчеству «запасхалили» предостаточно. Достаточно вспомнить эпизод с той самой сургучной печатью, что стала сердцем Души Бумажной:

«Над старинной сургучной печатью с выпуклыми буквами Старый год задумался. Вертя её между пальцев, он прочёл: “Волшебная к-iя. Столъ п. времени”.
— Ах, волшебная канцелярия! Стол потерянного времени!.. — вспомнил он. — Хм, попробовать, что ли…»
.

-15

Дело, разумеется, не только в цитатах из довоенной еще сказки, и даже не в играх со временем современных школьников.

Витковичу и Янгфельду, а за ними и Шенгелая и Сахарову удалось гораздо более сложное — повторить фирменный шварцевский прием «достоверность волшебства». Их сказка, как и почти все шварцевские, выглядит слишком реальной — и потому пугает по-настоящему.

То, что все события происходят не в волшебном, а в нашем собственном мире подчеркивалось множеством мелких деталей (которые, правда, с годами стали выглядеть архаизмами).

Так, Душа Продажная поет Леле самые хитовые шлягеры тех лет: «Пять минут» (в фильме) и «Бродяга я-я-я…» (в книге).

-16

Еще одна примета второй половины пятидесятых, первых послесталинских лет — огромное количество артелей, которые Хрущев вскоре изведет.

Надпись на волшебных часах: «Артель “Игрушка”, 1-й сорт» — является одной из сквозных доминант сказки, да и часовой мастер Петушков на фото сверху выписывает Душе Продажной квитанцию на бланке «Артель “Точное время”».

И так далее, и тому подобное — вплоть до появления в кадре чрезвычайно модной тогда китайской пудреницы, которая в связке с губной помадой вызвала особое негодование комиссии.

-17

Но дело не только в приметах времени, придающих достоверность чуду. Со Шварцем «Снежную сказку» роднит еще и то, что я называю «сказочным реализмом» — схватка идет на равных, здесь нет и не будет никакого подыгрывания добру, никакой изначальной слабости и ущербности зла.

Здесь зло красивое и эффектное.

Самая опасная из снежных баб — Черная Душа (Клара Лучко просто блистает в очень необычной для нее роли) вполне достойна топа тогдашних экранных красавиц.

-18

Здесь зло очень могущественное.

Ведь, если задуматься, в роли главного злодея здесь выступает никто иной, как… Дед Мороз. В тогдашнем СССР роли Старого года и Деда Мороза были фактически неразделимы — ведь именно старик в шубе и с бородой передавал планету приходящему мальчишке — Новому году и уходил навсегда.

-19

А в сказке — не захотел уходить. И в этом — третье «сродство» со сказками Шварца.

Ведь в фильме Старый год, по большому счету, не хотел никому ничего плохого. Он просто хотел, чтобы время остановилось и всегда было 31 декабря. Никто уже никуда не спешит, никто никуда не опаздывает. Можно катать снежных баб, играть в снежки, наряжать елку… Никогда не стареть и не болеть. Чем плохо?

Старый год просто не хочет уходить, он просто хочет остаться и не уступать нагретое место другому — это что, такой страшный грех?

Заметьте — он ведь даже злодействует «через не хочу», все гадости делает с огромным нежеланием.

-20

— Нехорошие вы бабы, — вздохнул старичок. — Но без вас не обойтись… Главное, я уже совсем собрался уходить, как и все до меня, и вдруг этот мальчишка меня надоумил… И мне так захотелось остаться…

Старичок мучился, вздыхал. Наконец мрачно махнул рукой: «Действуйте!» — и пошёл к дороге.

-21

Но это Старый год, роль которого вовсе не случайно исполнил молодой и еще никому не известный Евгений Леонов — воплощенная доброта.

Иное дело — оживленные им «нехорошие» снежные бабы. Для них ставки гораздо выше. И первой это понимает все та же опасная красавица Черная Душа.

— Девочки, — сказала Чёрная душа проникновенно. — Наш старикан выжил из ума. Но без него нам будет худо: придёт весна, и солнце нас — хлюп, хлюп! — Она игриво ткнула в бок Бумажную душу, которая чопорно отодвинулась. — И потом — наш старикан слишком жалостливый. С таким пропадёшь. Поэтому предлагаю: как только старикан остановит время, запрём его в эту развалину и будем сами править миром от его имени!

-22

Если Старый год, по сути, просто не хочет уходить на пенсию — весьма простительная слабость — то для оживленных им снежных баб не допустить весны — это вопрос жизни и смерти.

И вот уже наш маленький читатель-слэш-зритель с ужасом понимает, что в этом чудесном мире обычно у каждого своя правда.

И потому в битве со злом поддавков ожидать не приходится — зло тоже хочет жить и пойдет до конца.

И вот тут детские страхи зримо обретают плоть и кровь.

Когда две злые бабы угрожают утопить Митю в проруби — никто уже не сомневается, что утопят. Коварное убийство после реплики «Какая замечательная вещь — дружба!» воспринимается как естественное развитие логики сюжета. И даже сошедший в какой-то момент с дистанции Старый год, не желающий больше злодействовать, — в свете вышесказанного уже не вызывает удивления.

-23

Добавьте к этому замечательную операторскую работу Виктора Листопадова и Юрия Схиртладзе, которую отмечали все выступавшие в прениях на дебатах.

Приведу только один пример — в одном из эпизодов исполнителя роли Мити, школьника Игоря Ершова без сопровождения взрослых спускали тросом на лесную поляну с вертолета. А знаете, почему?

Потому что операторам был нужен мальчик, стоящий в центре поляны, а вокруг него — нетронутый снег без следов.

-24

К сожалению, несмотря на все достоинства повести и фильма, сказки шварцевского масштаба не получилось.

Недостатков у них более чем изрядно, я просто не акцентировался на них.

Достаточно сказать, что концовку, например, сценаристы не просто слили, а слили с какой-то отчаянной наглостью, практически экранизировав анекдот «Построим ероплан и улетим нахрен отсюда».

Все были в таком изумлении, что даже «Пионерская правда» задавалась вопросами: «Девочка Лёля — кто она? Куда она улетает?».

-25

И, вынужден признать, — это очень характерно для дуэта сказочников Виктора Витковича и Григория Ягдфельда — их произведения очень часто не дотягивают до завершенной цельности.

Но — той же справедливости ради — сказками при этом оставались настоящими. Из тех, что живут долго, плохо забываются и не стареют с годами. Что при чтении, что при просмотре периодическое ощущение злободневности происходящего вам гарантированно.

В общем, и книгу, и фильм — рекомендую.

Не худший вариант для создания новогоднего настроения.