- Король будет моим! – самодовольно произнесла девушка, и вокруг нее раздались смешки. Ну разве можно? Полин не считалась красавицей, у нее была крепкая, почти мужская фигура и она явно пренебрегала мытьем. Тем не менее, самоуверенности у мадмуазель было не занимать. И, как многие знают, такое качество помогает сворачивать горы!
А 15-го июля 1737 года королева Франции благополучно родила очередного ребенка. Девочку, названную Марией Луизой, сразу отдали на попечение кормилицы. А сама усталая королева, откинувшись на подушках, принесла клятву: «Больше не будет никаких детей!».
Ее можно было понять. Мария Лещинская – так звали эту королеву – с момента свадьбы была беременна каждый год. В итоге она родила своему мужу десятерых детей за десять лет (и не выжили только двое). Разумеется, именно для этой цели ее и выдавали замуж, но женщина чувствовала, что она полностью вымотана. Поэтому, когда она оправилась от родов и супруг снова весело постучался в ее двери, Мария Лещинская твердо заявила:
- Мне нехорошо! Сегодня и навсегда!
Королева закрыла двери своих покоев на замок. Попытки воззвать к ее голосу разума ни к чему не приводили. И пылкому мужу пришлось всерьез задуматься о том, что делать дальше.
Надо сказать, что король Людовик XV нежно обожал свою польскую жену. Мария была старше на семь лет, но отличалась грацией и добрым характером. Она была скромной, непритязательной, послушной… Демарш заставил государя иначе взглянуть на супругу. Сдвинув брови, он отправился к той, что и прежде принимала его.
Когда королева была тяжела, то Людовик XV периодически навещал одну очень набожную даму – Луизу де Майе-Несль. Эта женщина, выданная замуж за собственного дядю, была чрезвычайно несчастна в браке. Дело в том, что ее супруг так много времени проводил в обществе разнообразных красавиц, что… подхватил какую-то хворь. Она же передалась несчастной Луизе. В итоге, несмотря на многочисленные попытки родить ребенка, у нее это так и не получилось.
Для короля она была идеальной дамой сердца – Луизу отличала скромность, поэтому она не болтала о расположении короля. Луиза всегда была готова выслушать Людовика XV (а он часто жаловался ей на жизнь!). Но она не отличалась красотой… Поэтому, конечно, государь начал посматривать по сторонам. И женщина испугалась! Она очень боялась, что потеряет внимание монарха.
Что ей следовало делать? Найти себе замену! А тут еще королева наделала шуму, объявив, что больше не станет принимать мужа… Так что к началу осени 1737 года созрел план действий.
Из провинции была вызвана сестра, Полин. Хотя в семье было пять дочерей, выбор пал именно на нее вот по какой причине: еще во время учебы в монастыре Пор-Рояль, Полин громко заявляла, что ее выберет король. Настало время сбываться мечтам!
В тот момент Луиза уже несколько лет не видела свою сестру и ожидала немного иную встречу… Но, когда из экипажа выскочила рослая, крепкая и громко горланящая девушка, отшатнулась.
- Я еду в Версаль? – почти кричала Полин. – Когда? Сейчас?
Пришлось успокаивать мадмуазель, что представление ко Двору состоится обязательно… но только надо чуток подождать. И привести ее в порядок.
«Она пахнет, как обезьяна, и похожа на солдата в юбке», - писала Луиза своей родне.
Сначала для Полин пошили новые платья и заказали несколько пар туфель. Затем надо было выбрать удачное время… При Дворе уже ходили слухи, и кое-кто кивал в сторону Луизы… Король, которому заранее пообещали интересное знакомство, каждый день спрашивал: когда оно состоится?
И вот все сложилось. Затянутая в корсет, одетая в шелк, Полин склонилась в реверансе перед королем Франции на одной из парковых дорожек Версаля. Когда она выпрямлялась, то слегка покачнулась и чуть не упала, о чем тут же громко и со смехом поведала Людовику XV. А он был очарован такой непосредственностью!
Полин была полной противоположностью и сестре, и королеве – шумная, бойкая, грубоватая… Ей не было присуще стесняться, если она хотела высказать какую-то мысль. Она могла произнести вещи, которые заставляли других краснеть, но именно это и нравилось королю. Он хохотал громче всех!
Но хуже всего оказалось то, что Полин была невероятно неблагодарной. Зная, кто привез ее в Версаль, кто похлопотал о ее судьбе, она повернулась спиной к отправленной в отставку Луизе. Опасаясь, что сестра сумеет снова очаровать Людовика XV, она даже настояла, чтобы Луизу выгнали из дворца.
- Я буду править Францией и Европой! – говорила Полин, не стесняясь, что ее слышат.
Такой женщины в Версале давно не видели – жадной до подарков и очень тщеславной. Государь начал дарить Полин украшения, а ей было мало. Он приобрел для нее особняк в Париже, обеспечил годовым доходом, а она все равно жаловалась, что ей не хватает на покрытие расходов. Полин играла! Но и на это король смотрел снисходительно. Ради улыбки своей дамы он был готов на многое.
-Как он ее терпит рядом с собой? – недоумевали другие дамы. – Она же редко моется!
Но король продолжал оказывать знаки внимания своей Полин.
— Это очень нехорошо, ваше величество, - посмел себе заметить один из советников Людовика XV. – Мадмуазель Полин принадлежит к знатному роду… Нельзя, чтобы пострадала ее репутация!
И тогда король хлопнул в ладоши. Моментально был найден человек, за которого Полин предстояло выйти замуж. Тогда она приобрела бы достойное положение матроны, могла держаться увереннее (хотя Полин и так не робела) и на нее никто не посмел бы указывать пальцем.
Мужа звали Жан Батист Юбер Феликс, граф де Винтимиль. Он приходился внучатым племянником парижскому архиепископу и вырос при Дворе. Граф понимал правила игры: нельзя отказаться. Во все времена короли находили мужей своим фавориткам. Так что 28 сентября 1739 года нескладная Полин пошла под венец.
Как на все это смотрела королева? Мария Лещинская кусала локти от досады. Она терпела присутствие тихой Луизы, но она и подумать не могла, что ко Двору явится такое чудо, как Полин де Винтимиль. Однако королева решила играть в игнор и попросту не замечала эту новоявленную графиню. Многие дамы следовали ее примеру, рискуя навлечь на себя королевский гнев.
А Полин было все равно! Ее оглушительный хохот раздавался в галереях Версаля, и она демонстрировала, что чрезвычайно довольна собой.
Когда графиня понесла, никто не сомневался, кто является отцом. Разумеется, король! 2 сентября 1741 года Полин произвела на свет сына, названного Шарлем. И оказалось, что здоровье у графини вовсе не такое крепкое. Мария Лещинская родила десятерых, а Полин не перенесла появления на свет единственного малыша. Несколько дней спустя она покинула этот мир.
Король был безутешен! Он повелел организовать пышную церемонию прощания с Полин. А потом, захлебываясь в слезах, велел послать за Луизой… И та, конечно, явилась по первому зову. Для чего, как вы думаете? А чтобы предложить ему обратить внимание на другую свою сестру.
Шарль де Винтимиль до конца своих дней носил шутливое прозвище «полу-Луи», потому что был чрезвычайно похож на французского короля! Он прожил долгую жизнь и скончался в 1814 году. Его не признавали официальным королевским сыном, поэтому он считался наследником своего отца (которого не стало в 1777).
А Полин положила начало череде самых жадных фавориток в истории Франции. Считается, что на их прихоти Людовик XV потратил несколько государственных бюджетов своей страны, отчего привёл в полную негодность экономику королевства. Он оставил потомкам нищее наследие. Говорят, что однажды Людовик Пятнадцатый сказал: «После нас – хоть потоп». На самом же деле, эта фраза была произнесена одной из его дам сердца, но вот какой именно – историки спорят. Вряд ли эту фразу сказала Полин. Она для этого была не слишком сообразительна.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!