Леша все же остался учиться в той же школе и в том же классе, к тому же у него появился друг, Сережка Сидоров, который жил в соседнем доме и хорошим поведением так же не отличался.
Сережка хоть и рос в полной семье, но отец его любил выпивать и воспитанием сына особо не занимался, а все силы матери уходили на то, чтобы ругаться с мужем и жаловаться на него по телефону многочисленным подругам. Так что мальчик был предоставлен сам себе и ни сколько об этом не переживал.
Каждую перемену Леша и Сережка носились по школьным коридорам, сбивая всех на своем пути, дергали одноклассниц за косички, прятали их портфели, да так, что они с трудом могли их найти. А главное их объединяло то, что они оба невзлюбили Мишу Кондратьева и всячески над ним подтрунивали:
- Мишка — мартышка,- кричал Сережка, а Леша добавлял,- Мишка- кошку жарил, на тарелке хвост оставил.
Миша не обращал на них никакого внимания, опускал голову и проходил мимо. Лишь однажды он разозлился и полез с ними в драку.
- А у Мишки мамашка- алкашка,- как то раз громко прокричал Сережка, позабыв, что его отец тоже любит приложиться к рюмке.
- Мамашка- алкашка, мамашка - алкашка - подхватил Леша и расхохотался.
Миша налетел на него, повалил на пол и несколько раз ударил по лицу, да так сильно, что у Леши из носа пошла кровь.
- Я... я... маме скажу,- пролепетал Леша и заплакал.
Сережки рядом не было, он спрятался за дверью, вместо того, чтобы помочь другу. Учительница отвела Лешу в медкабинет и отпустила домой. А вечером к Анне заявилась Ольга. Анна была трезвая и от этого очень злая.
- Это что же получается?- начала кричать Ольга, едва Анна открыла ей дверь,- Преступника решили вырастить? Сегодня он нос моему сыну разбил, а завтра с ножом на него кинется?
Анна, нахмурившись, смотрела на незваную гостью, пока ничего не понимая.
- Мишка мой что то натворил?- сурово спросила она.
- Ваш Миша избил моего сына, да так сильно, что на мальчике живого места не
оставил. Лешенька плачет весь день, мне едва удалось его успокоить, пообещав, что куплю ему новый велосипед.
- Мишка,- громко позвала Анна,- Иди сюда, засранец. За что ты избил Лешу.
- Я его не избивал?- Миша по привычке опустил низко голову,- Ударил несколько раз и то несильно, а у него сразу кровь из носа пошла.
- За что ты его избил?- ледяным голосом снова спросила Анна,- Только правду мне говори, иначе ремня получишь.
- Он тебя обзывал,- тихо ответил Миша.
- Что?- Анна с удивлением посмотрела на сына,- И как же он меня обозвал?
- Лешка сказал, что ты мамашка- алкашка,- Миша старался не смотреть на мать,- Я не вытерпел и врезал ему.
- Так ты за меня заступился?- голос у Анны подобрел,- Иди, сынок, делай уроки. А ты...,- она сердито посмотрела на Ольгу,- Пошла отсюда и передай своему сыночку, что если он еще раз рот свой откроет против меня или моего сына, то ему не несдобровать, переломаю ноги и скажу, что так и было,- Анна с силой захлопнула перед Ольгой дверь.
- Ничего,- прокричала Ольга в закрытую дверь,- Еще наплачешься со своим Мишкой. Ему прямая дорога в тюрьму, будешь туда передачки носить, если... не сопьешься окончательно,- это она произнесла уже тихо, чтобы Анна не услышала.
Больше Леша с Сережкой к Мише не приставали, лишь издалека показывали ему язык и сразу убегали. Тот не обращал на них никакого внимания, по прежнему хорошо учился и помогал матери убирать двор и лестничные клетки в подъездах.
А вот на Сережку с Лешей учителя не переставали жаловаться родителям. Со временем их проказы становились все изощреннее. Когда, например, намечалась контрольная по математике или диктант по русскому языку, они забивали замочную скважину кабинета спичками и завхозу приходилось ковыряться в замке или вовсе снимать его с двери, чтобы ученики могли войти в класс. На это уходило 20- 30 минут и ни о какой контрольной уже не было и речи.
А один раз и вовсе чуть не выбили глаз директору школы снежком. Подкараулив девчонок, Леша и Сережка закидывали их снежками. Девчонки визжали, прикрываясь портфелями. Тут внезапно на школьное крыльцо вышел директор, Виктор Иванович и снежок, который метнул Леша, угодил ему прямо в глаз, разбив вдребезги очки.
Ольгу вызвали в школу на следующий же день.
- Ну а что вы хотите,- она пыталась защитить сына,- На то они и дети, чтобы баловаться и хулиганить.
- Как бы такое хулиганство не обернулось в будущем чем то более серьезным,- Виктор Иванович сердито посмотрел на нее,- Нельзя во всем потакать своему ребенку, а нужно заниматься его воспитанием. Как писал Антон Семенович Макаренко: «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни, а правильное воспитание — наша счастливая старость, плохое воспитание —
наше будущее горе, наши слезы.»
- Я правильно воспитываю своего сына- с вызовом ответила Ольга,- Он ни в чем не знает проблем, я забочусь о нем. А это значит, что когда Леша вырастет, то будет заботиться и о нас с отцом, чтобы ответить благодарностью.
- Ваше мнение может быть ошибочным,- Виктор Иванович устало потер лоб,- Уж поверьте мне, я давно работаю с детьми и их родителями. Прошу вас серьезно поговорить с сыном, чтобы он задумался о своем поведении и всерьез занялся учебой, если ничего не изменится, то мы вынуждены будем оставить его на второй год.
- Учителя к Лешеньке просто придираются,- с раздражением ответила Ольга,- Мальчик старается, но они этого не замечают. И вообще,- она с вызовом посмотрела на директора школы,- Раз так обстоит дело, то мы будем переводиться в другую школу. Надеюсь, что там к Алексею будут относиться более внимательно, чем в вашей.
- Ваше право, - безразлично ответил Виктор Иванович, давая понять, что разговор с Ольгой закончен.
Новый учебный год Леша начал в другой школе, но и там он продолжи хулиганить и плохо учиться, к тому же связался с ребятами из старших классов, стал курить и прогуливать уроки. Ольга всего этого словно не замечала, она рьяно отстаивала поведение сына на педсоветах и говорила, что учителя снова предвзято относятся к «ее Лешеньке», только и мечтая, чтобы оставить его на второй год.
А Миша учился очень хорошо, участвовал в районных и городских Олимпиадах по математике, истории, химии, каждый раз занимая призовые места. Но особенно ему нравилась информатика. Дома компьютера у него естественно не было и он много времени проводил в школе в компьютерном классе, но все равно успевал помогать матери в уборке придомовой территории. Анна стала выпивать меньше и ей с сыном, наконец то, выделили отдельную квартиру в которой она почувствовала себя настоящей хозяйкой. Она устроилась еще на одну работу, мыла полы в соседнем магазине и потихоньку копила деньги, чтобы купить Мише собственный компьютер, откладывая понемногу, но нужной суммы никак не набиралось. Но теперь у нее была цель, к исполнению которой Анна стремилась.
Прошло время, Михаил окончил школу и поступил в институт на факультет «Информатики и вычислительной техники». Учился он с увлечением и уже подрабатывал, писал на заказ программы. Анна уже не работала дворником, сын запретил ей заниматься тяжелым физическим трудом. Теперь она устроилась диспетчером аварийной службы все в том же ЖЭКе, отвечала на телефонные звонки жильцов.
Она вовсе не притрагивалась к бутылке, после того, как однажды упала возле подъезда, сильно ударилась головой и вдруг, как наяву увидела рядом с собой двух дочек, погибших много лет назад. Они стояли рядом, укоризненно смотрели на мать и качали головами.
- Доченьки,- прошептала Анна одними губами,- Вот мы с вами и свиделись, как же хорошо,- она хотела обнять девочек, но те отстранились,- Куда же вы?- Анна протянула к ним руку,- Не уходите, я хочу, чтобы мы были вместе.
- Ты нужна сыну,- услышала Анна мужской голос, рядом с дочками стоял ее муж ,- Мы так о нем мечтали, а тебе он оказался не нужен. Как же так?- муж сердито посмотрел на Анну,- Может и его у тебя забрать? Тогда ты останешься совсем одна на всем белом свете. Как жить будешь?
- Я к вам хочу,- по лицу Анны потекли слезы.
- Нет,- муж медленно покачал головой,- Такая, какая ты сейчас есть, ты нам не нужна. Придет время и мы встретимся, но не сейчас. Наш сын живет за всех за нас, люби его,- муж помахал рукой и с дочками растаял, словно в дымке.
Очнулась Анна в больнице, кто то из соседей вызвал скорую помощь. И хотя она была без сознания, но помнила все, что ей сказал муж. Когда Миша пришел навестить ее, то Анна расплакалась, взяла его за руку и тихо, впервые в жизни сказала ему:
- Прости меня, сынок, за все прости. Я очень виновата перед тобой.
- Не плачь, мамочка,- Миша испугался, что мать с ним прощается перед смертью,- Ты ни в чем не виновата.
- Помни сын, я люблю тебя,- Анна продолжала плакать,- И постараюсь теперь стать для тебя хорошей матерью.
Так они и плакали, мать и сын, пока в палату не вошла медсестра.