Найти в Дзене

Зачало Недели: Неделя 29-я по Пятидесятнице (Лк. 14:16–24). Неделя святых праотец.

Притча о званных на пир Введение.
На трапезе у одного фарисея некто из возлежавших, услышав слова Христа о воскресении праведных, воскликнул: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). В ответ Господь рассказал притчу. Один человек приготовил большой ужин (великую вечерю) и позвал многих гостей. Когда всё было готово, он послал раба звать их, но все, как сговорившись, стали отказываться. Один сослался на только что купленную землю, которую нужно осмотреть; другой — на купленных волов, которых надо испытать; третий — на женитьбу. Тогда разгневанный хозяин велел рабу поскорее привести на пир нищих, увечных, хромых и слепых с улиц города. Сделав это, раб доложил, что ещё есть место. Хозяин приказал тогда идти за город, по дорогам и изгородям, и убедить людей прийти, чтобы дом наполнился. И завершил притчу суровыми, но спасительными словами: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). В этой истории — в

Притча о званных на пир

Введение.
На трапезе у одного фарисея некто из возлежавших, услышав слова Христа о воскресении праведных, воскликнул: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). В ответ Господь рассказал притчу. Один человек приготовил большой ужин (великую вечерю) и позвал многих гостей. Когда всё было готово, он послал раба звать их, но все, как сговорившись, стали отказываться. Один сослался на только что купленную землю, которую нужно осмотреть; другой — на купленных волов, которых надо испытать; третий — на женитьбу. Тогда разгневанный хозяин велел рабу поскорее привести на пир нищих, увечных, хромых и слепых с улиц города. Сделав это, раб доложил, что ещё есть место. Хозяин приказал тогда идти за город, по дорогам и изгородям, и убедить людей прийти, чтобы дом наполнился. И завершил притчу суровыми, но спасительными словами: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). В этой истории — вся драма Божьего призыва и человеческого ответа, тайна отвержения и избрания.

Текст Евангелия:
¹⁶ Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
¹⁷ и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
¹⁸ И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
¹⁹ Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
²⁰ Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
²¹ И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
²² И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
²³ Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
²⁴ Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Вопросы и комментарии:

1.Какой повод послужил к произнесению этой притчи Иисусом Христом?
Комментарий: Притча была ответом восклицание одного из гостей-фарисеев, который, услышав слова Христа о воскресении праведных, сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Господь произносит притчу, чтобы показать, что не все, кто считает себя достойным и уверен в своём месте на небесном пиру, на самом деле туда войдут.

Цитата из толкований:
«В притче о званных на вечерю или ужин Господь указывает евреям, что Он сначала призывал их в Свое царство, т. е. в Свою церковь на земле и к райскому блаженству на небе... но те, вследствие своего неправильного представления о Его царстве, отказались вступить в царство Христово; и тогда Господь призвал в него язычников» (протоиерей Иоанн Бухарев).

Тематические параллельные места:
Лк. 14:15 — Непосредственный контекст: «Услышав это, некто из возлежавших с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!»
Мф. 21:31 — «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».

2. Перечислите отговорки, которые привели приглашённые гости. Что их объединяет?
Комментарий: Гости приводят три отговорки: 1) Необходимость осмотреть купленную землю; 2) Необходимость испытать купленных волов; 3) Женитьбу как причину невозможности прийти. Объединяет их то, что все эти дела — законные и даже благие в обычной человеческой жизни (хозяйство, труд, семья). Однако в контексте притчи они становятся символами того, как благое становится врагом лучшего, как земные попечения и привязанности полностью вытесняют интерес к Божьему призыву и духовной жизни.
Цитата из толкований:
«И начали все, — говорит Он, — как бы сговорившись, извиняться (Лк 14:18) — то есть с одной целью, без промедления, они отговаривались. <...> Бессмысленно предаваясь земным вещам, они не в состоянии видеть вещи духовно. Одержимые любовью к плоти, они далеки от праведности. Они алчны и жадны до богатства. Они ищут то, что на земле, но не питают ни малейшей надежды на те богатства, что уготованы Богом. Гораздо лучше вкусить радость райского блаженства вместо земных полей и временных борозд» (святитель Кирилл Александрийский).
«Он купил землю, и она стала ему дороже брачного пира Христа, Сына Божия, ибо только на земное возложил он свое упование, только к земным благам направил все помыслы... Кто вступит на путь любостяжания, никогда не сходит с него, поскольку оно всецело овладевает сердцем человека, делает это сердце ненасытным» (святитель Лука Крымский о первом и втором гостях).
«Имей мя отречена. (Лк. 14:18). Так ответствовали все званные на вечерю! Какая нечувствительность! Если бы человек убогий – людей неизвестных приглашал к своей трапезе, такой отказ не был бы удивителен. Владыка дому, Отец семейства зовет уже званных, – зовет детей своих, зовет на вечерю велию. Какая же причина удерживает вас, рабы непокорные? «Село купих..; волов купих» (Лк. 14:18-19) они ответствуют. Но или забыли вы чей это дар, чье благословение – «ищите прежде царствия Божия», сей великой вечери, и «вся», разумея гораздо более, нежели село и волы ваши, «приложатся вам» (Мф. 6:33). Притом не говорит уже: «ищите», избавляя нас труда сего; но «грядите, яко уже готова суть вся» (Лк. 14:17). «Грядите»; но один ответствует – «жену поях» (Лк. 14:20); эта-то жена, которая помощницею дана на пути к сей вечери, теперь делается идолом, которая сердце своего мужа отнимает у Бога, которая сделала тебя уже прелюбодеем, заставив изменить благости Божией. Это Ева падшая, дающая Адаму невинному снедь запрещенную в приданое – и приносит проклятие, рождает болезни, оставляет в наследство смерть. Оставь ее! Напрасные убеждения: уже воля в плену, сердце в оковах. Он ответствует вестнику Божию с первыми: «имей мя отречена».» (святитель Филарет Московский).

Тематические параллельные места:
1 Ин. 2:15-16 — «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».
Мф. 6:24 — «Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне».
Лк. 9:59-62 — О других, кто хотел следовать за Христом, но просил времени для мирских дел.

3.Кого хозяин велел привести на пир после отказа первых гостей? В каком порядке?
Комментарий: После гнева на отказавшихся, хозяин приказывает рабу: 1) Сначала пойти «по улицам и переулкам города» и привести «нищих, увечных, хромых и слепых» (ст. 21). 2) Затем, когда осталось место, пойти «по дорогам и изгородям» и «убеди придти» (ст. 23). Этот порядок символизирует исторический и духовный путь Евангелия: сначала к «нищим» духовно из народа Израиля (кающимся грешникам, простому народу), а затем — к язычникам, находящимся за пределами «города» — ветхозаветной церкви.

Цитата из толкований:
«Вожди израильтян остались в стороне от вечери, так как были упрямы, горды и непокорны... Были приглашены люди с улицы и сразу же после них — язычники» (святитель Кирилл Александрийский).
«Кто эти слепые, хромые, нищие и убогие... Это те, о которых говорит апостол Павел: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:27-28)... Кого же велел Он искать по загородным дорогам и проселочным путям? Это язычники, жившие далеко от Иерусалима... вот кем наполнилась горница, уготованная для пира» (святитель Лука Крымский).

Тематические параллельные места:
Деян. 13:46 — «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его... то вот, мы обращаемся к язычникам».
Рим. 11:11 — «От их падения спасение язычникам».
Лк. 6:20 — «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».

4. Кого в притче символизируют: а) хозяин дома; б) раб; в) «званые»; г) «нищие и увечные»?
Комментарий: Притча является аллегорией, раскрывающей замысел Божий о спасении. Её персонажи имеют глубокое богословское значение.

Цитаты из толкований:

а) Хозяин дома: «Мы подразумеваем под человеком (Лк 14:16) Бога Отца... Создатель вселенной и Отец славы приготовил великую вечерю, праздник для всего мира в честь Христа» (святитель Кирилл Александрийский). «Бог, Царь Небесный, сотворил вечного блаженства великую вечерю... и звал и зовет всех по Своему человеколюбию» (святитель Тихон Задонский).
б) Раб: «Посланный раб... По всей видимости, это Христос. Хотя Бог Слово — по природе Бог... Он опустошил Себя, чтобы принять образ раба (Флп 2:7)... Можно справедливо приложить образ раба к ограниченности Его человеческой природы» (святитель Кирилл Александрийский).
в) «Званые»: «Звал же Он многих, то есть, двенадцать колен Израиля. Ибо они были призваны прежде язычников, как избранный народ Божий» (Евфимий Зигабен).
Заранее были приглашены на брачный пир некоторые избранные. То были вожди народа Израильского, учители его: первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины народа, — их в первую очередь звал Господь на Свой пир» (святитель Лука Крымский).
г) «Нищие и увечные»: «Это те, о которых говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:27--28). Это были нищие и телом и духом, простые и смиренные» (святитель Лука Крымский). «Охотнее слушают нищие и бедные, и худородные и презренные этого мира зовущий голос Господа и идут на ту вечерю, ибо мало имеют благ этого мира» (святитель Тихон Задонский).

Тематические параллельные места:

Мф. 22:2-3 — «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых».
Ис. 53:3-4 — О Рабе Господнем, «презренном и умаленном», «взятом на Себя немощей и болезней».
1 Пет. 2:9 — «Но вы — род избранный... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

5. Что означает фраза «идите, ибо уже всё готово» (ст. 17) в богословском смысле?
Комментарий: Это центральные слова притчи, раскрывающие суть евангельской вести. Они означают, что дело спасения человека полностью завершено Богом во Христе. От человека требуется не «заработать» приглашение или «дособираться», а просто откликнуться на уже совершенный акт милости и прийти.

Цитата из толкований:
«Приготовленный пир. Какова суть приглашения? Идите, ибо уже все готово (Лк 14:17). Бог Отец приготовил в образе Христа дары для живущих в мире. Посредством Христа Он даровал прощение грехов, очищение от всего оскверняющего, общение Святого Духа, славную честь стать детьми Божиими и обрести Царствие Небесное» (святитель Кирилл Александрийский).
«Зовет через Единородного Сына Своего, звал через святых апостолов. Зовет и ныне через проповедников слова Своего, пастырей и учителей: «идите, ибо уже все готово»» (святитель Тихон Задонский).
«Итак, приготовил отпущение грехов, причастие Святого Духа, славу усыновления, Царствие Небесное и пророчества Евангелий» (Евфимий Зигабен).

Тематические параллельные места:

Ин. 19:30 — «Совершилось!» (Слова Христа на Кресте).
Евр. 10:14 — «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».
Откр. 22:17 — «И Дух и невеста говорят: приди!... и желающий пусть берет воду жизни даром».

6. Почему хозяин, узнав об отказе, не просто огорчился, а «разгневался» (ст. 21)?
Комментарий: Гнев (ὀργίσθη) хозяина в притче — это образ праведного гнева Божия, Его справедливого суда над неблагодарностью, высокомерием и пренебрежением величайшим даром. Это не человеческая вспышка раздражения, а святое возмущение против зла, против того, что творение отвергает любовь и жертву Творца.

Цитата из толкований:
«Какое неблагоразумие! Какое порабощение суете! Какое невнимание к нашему собственному истинному и вечному благу! Какая неблагодарность пред Богом Благодетелем! Какое отсутствие страха Божия! Ибо как милосердию Божию свойственно открывать для нас, даже и недостойных, сокровища благодати Своея, в ожидании нашего покаяния и исправления: так равно и правосудию Его свойственно отнимать Божественные дары, оскорбляемые пренебрежением, и наказывать неблагодарность» (святитель Филарет Московский).

Тематические параллельные места:
Рим. 1:18 — «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою».
Евр. 10:29-31 — «Насколько тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия... Страшно впасть в руки Бога живаго!».
Пс. 7:12-17 — «Бог есть судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается, то Он изощряет Свой меч…».

7. Как понять повеление хозяина «убеди придти» (ст. 23)? Разве вера — не свободный выбор?
Комментарий: Это один из самых глубоких моментов притчи. Повелительное «убеди» (ἀνάγκασον — заставь, принудь) указывает на особую, настойчивую форму призыва Божия по отношению к тем, кто находится в плену греха, неверия или чуждости истине (прообраз язычников). Это не означает насилия над волей, но описывает силу Божьей благодати, которая может действовать через обстоятельства, скорби, внутреннее влечение, чтобы помочь ожесточённой или заблудшей человеческой воле сделать свободный выбор в сторону спасения.

Цитата из толкований:
«Но каким же образом людей принуждают? Да, и это было сказано не без причины. Ибо было необходимо, в высшей степени необходимо для язычников, которые находились под гнетом невыносимой тирании, попали под иго диавола и были опутаны, так сказать, неразрывными сетями своих грехов, и совершенно не знали Того, Кто по природе и истинно есть Бог, — необходимо, чтобы их призвание было очень настойчивым, сходным с применением силы, дабы они смогли воззреть к Богу, и вкусить святых учений, и оставить прежнее заблуждение, и отскочить, словно от руки сатаны» (святитель Кирилл Александрийский).
«На многих Он посылает болезни и бедствия, и через то невольно заставляет отказаться от такой жизни, по судьбам, по каким Сам знает, и приводит их на Свою вечерю, обращая в побуждение для них наведение бедствий» (блаженный Феофилакт Болгарский).

Тематические параллельные места:
Ин. 6:44 — «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».
Деян. 9:1-5 — Обращение Савла (будущего апостола Павла) по дороге в Дамаск — яркий пример «убедительного» призвания.
1 Кор. 9:19-22 — «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» — о форме апостольской «убедительности».

8. В чём главная разница между «зваными» и «избранными» (ст. 24)? Кто такие «избранные»?
Комментарий: Это ключевой вывод всей притчи. «Званы» (κληθέντες) — это все, кто слышал евангельскую проповедь, кто формально принадлежит к Церкви, кто получил приглашение на пир. «Избранны» (ἐκλεκτοί) — это те из званых, кто откликнулся на призыв не формально, а всей своей жизнью: верой, покаянием, изменением сердца и дел. Избранность — это не предопределение к спасению помимо воли человека, а результат соработничества (синергии) свободной человеческой воли, отвечающей «да» на благодатный призыв Божий.

Цитата из толкований:

«Мнози бо суть звани, мало же избранных. Это значит, что многих из своих современников и единоплеменников звали в Церковь Христову и Сам Иисус Христос и Его Апостолы, но немногие из них вошли в нее. Затем, многие и из всех прочих народов призывались и призываются ко Христу, но сравнительно немногие принимают Его веру. Да и из самых призванных всегда сравнительно немного истинных христиан» (протоиерей Иоанн Бухарев).
«Почему сказал: «мнози звани», то есть, многие были от Бога призываемы, но «малые», по доброму расположению и по преуспеянию в добрых делах, остаются избранными и вечного блаженства достойными» (архиепископ Никифор (Феотокис)).
«Охотнее слушают нищие и бедные, и худородные и презренные этого мира зовущий голос Господа и идут на ту вечерю, ибо мало имеют благ этого мира. Любовь чести, славы, богатства, сластей и роскоши этого мира ослепляет душевные очи и не допускает видеть вечных благ. А человек чего не видит, того не желает. О, когда бы человек увидел будущие блага, то стремился бы к ним не иначе, как «лань на источники водные» (Пс. 41:2)! Но у всех любителей этого мира тьма, как покрывало некое, лежит на очах душевных, и потому не видят они тех благ. А тот, кто чистым сердцем к Господу «обратится, тогда покрывало это снимается» (2 Кор. 3:16), и оком веры видит те блага и усердно ищет их» (святитель Тихон Задонский).

Тематические параллельные места:
Мф. 22:14 — «Ибо много званых, а мало избранных» (заключение параллельной притчи).
Мф. 20:16 — «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».
Рим. 8:29-30 — «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил... а кого предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил». (Здесь показана цепочка Божьего действия, где «призвание» — этап, требующий ответа).
2 Пет. 1:10 — «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь». (Избрание нужно «делать твердым»).
Ис. 66:2 — «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

9. Притча говорит о «большом ужине» — Царстве Небесном. Является ли для нас общение с Богом (молитва, Литургия, Причастие) радостью и праздником, или чаще тягостной обязанностью?
Комментарий: Ключевой образ притчи — радостный, желанный пир. Это проверка для нашего сердца: чувствуем ли мы, приходя в храм или вставая на молитву, что идём на встречу с Живым Богом, источником вечной радости, или выполняем обременительный долг. Внутреннее устроение нашего сердца показывают глубину нашей веры.

Цитата из толкований:
«Можем ли мы сказать, что общение с Богом для нас — праздник, а собрание верующих в Него — источник радости? … Церковь у наших современников нередко ассоциируется с темными тонами и тяжелыми периодами в жизни. Для верующих утренние и вечерние молитвы также могут постепенно становиться монотонным «вычитыванием», церковное богослужение — тяжелым «выстаиванием», а церковные предписания — чемто давящим и неудобным. Однако Христос использует для описания Царства Божия образ радостной трапезы, на которую приглашаются все... Свадебный пир — глубокий библейский образ, поскольку именно брак используется в Священном Писании для описания отношений Бога и Его народа, вечной и неизменной любви Творца» (протоиерей Владимир Хулап).
«Вкусив этой радости во Христе, мы откроем в себе ее неиссякаемый источник, который преображает нас не только в благополучные моменты нашей жизни, но и дает силы в ее самые тяжелые периоды» (протоиерей Владимир Хулап).

Тематические параллельные места:
Пс. 41:2-3 — «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому».
Флп. 4:4 — «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».
Откр. 19:7, 9 — «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца... Блаженны званые на брачную вечерю Агнца».

10. Какие современные «я купил землю», «я купил пять пар волов» и «я женился» могут помешать сегодня следовать за Христом?
Комментарий: Притча обличает не сами дела (хозяйство, труд, семья — благи), а наше сердце, которое может сделать их кумирами. Сегодня такими «отговорками» могут быть: карьера и профессиональный успех («волы»), стяжание имущества и комфорта («земля»), погружение в семейные или личные отношения до забвения Бога («женитьба»), а также увлечения, хобби, социальные сети, бесконечные бытовые попечения. Вопрос в приоритетах: что занимает первое место в моём сердце?

Цитата из толкований:
«И начали все, — говорит Он, — как бы сговорившись, извиняться... Бессмысленно предаваясь земным вещам, они не в состоянии видеть вещи духовно. Одержимые любовью к плоти, они далеки от праведности. Они алчны и жадны до богатства. Они ищут то, что на земле, но не питают ни малейшей надежды на те богатства, что уготованы Богом» (святитель Кирилл Александрийский).
«Но разве притча Христова относится только к тем древним людям, врагам Христовым, вождям израильского народа, нечестивым книжникам и фарисеям? Слова Христовы имеют вечное, непреходящее значение и для нас. Ибо подлинно, разве не все люди, которых Он искупил Божественною Кровью Своею, призваны на вечерю в царстве Божием? А многие ли откликаются на призыв? О, как их мало! Как страшно, что вечеря Христова уничижается! Огромному количеству людей нет дела до царства небесного, они не верят в вечную загробную жизнь, не верят в Бога и в Его вечное царство; они идут своим путем, отвергнув путь Христов. Что же – их воля, но пусть смотрят, куда придут. Однажды они увидят и поймут, что отвергли, над чем смеялись и издевались» (святитель Лука Крымский).
«Из числа отвергших вечерю Христову есть очень много верующих в Бога, которые любят Христа и хотели бы войти в царство небесное. Однако на вечерю они не идут, отвечая Господу: «Имей мя отречена». Почему же? Они смущенно отвечаю «Как нам идти, ведь над нами будут смеяться, будут издеваться. Можем ли идти против течения, можем ли не жить той жизнью, которой все живут? Можем ли выдаваться из среды людей мира сего? Ведь зависим от них во многих отношениях, боимся потерять то, что имеем, если пойдем против них». И плывут по течению. Плывите, только смотрите, куда приплывете, ведь приплывете в полном отчаянии. Убоявшись издевательств людей мира сего, не убоялись слов Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:33). Разве это имеет меньшее значение, чем насмешки окружающих?» (святитель Лука Крымский).

Тематические параллельные места:
Кол. 3:2, 5 — «О горнем помышляйте, а не о земном... Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение».
1 Ин. 2:15-16 — «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».
Лк. 12:15, 20-21 — «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения... Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

11. Что для нас сегодня может значить фраза «много званых, но мало избранных»? Это повод для страха или для более серьёзного отношения к своей вере?
Комментарий: Эти слова — не повод для панического страха или уныния, но для святого, спасительного трезвения. Они снимают с нас иллюзию автоматического спасения («я крещёный, я в церковь хожу — значит, спасён»). Эта фраза — призыв к личной ответственности, к углублению веры, к переходу от формального («званный») к живому и деятельному христианству («избранный»). Страх Божий здесь — начало премудрости, ведущей к любви и ревности о своём спасении.

Цитата из толкований:
«Для того и написано это, т. е. заключение притчи о званных на вечерю, словами: ни един мужей тех званных вкусит моея вечери (никто из тех званных не вкусит моего ужина), чтобы угрозы Писания не исполнились на нас самым делом, чтобы не постигло нас оное бесчестие и наказание, но да послужат сии угрозы к наставлению и исправлению нашему и каждый из нас готовым да приступает к небесной вечери» (протоиерей Иоанн Бухарев).
«Почему сказал: «мнози звани», то есть, многие были от Бога призываемы, но «малые», по доброму расположению и по преуспеянию в добрых делах, оставаются избранными и вечного блаженства достойными» (архиепископ Никифор (Феотокис)).
«Вы слышали в чтенном ныне Евангелии суд Его о званных отрекшихся: «Глаголю ...вам, — сказал он, — яко ни един мужей тех званных вкусит моей вечери» (Лк. 14:24). Подивитесь теперь особенной Его любови к нам. Мы многократно отрицались идти на вечерю к Нему, и Он доселе гласом Церкви не престает звать нас: «грядите»» (святитель Филарет Московский).
«Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человеческая: к чему она с любовью обращается и присоединяется, то в ней и изображается... Поэтому увещевает нас Святой Дух через апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире...» (1 Ин. 2:15-16). А что в душе ныне изображается, с тем она и на Суд Христов явится, если сейчас истинно не покается» (святитель Тихон Задонский)
«В нашей власти уберечь себя. Нам нужно сознавать весь ужас отказа от царства небесного, ибо мы заслужим отречение Самого Господа, если посмеем Ему сказать: «Имей мя отречена» – и не решимся плыть против течения, если выше всего не будем ставить заповеди Христовы, не боясь мнения мирского. Как бы я хотел, чтобы среди вас, малого моего стада, не нашлось ни одного, кто заслужил бы изгнание с Божественного брачного пира, войдя туда в грязной, греховной одежде. Жизнь коротка, смерть приближается, так подумаем же о том, что оставшиеся дни наши надо употребить на очищение сердец и стать достойными участниками великой вечной вечери Христовой. Да сподобит всех этой радости Господь и Бог наш Иисус Христос. Аминь». (святитель Лука Крымский).

Тематические параллельные места:
Флп. 2:12 — «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение».
2 Пет. 1:10 — «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь».
1 Кор. 9:27 — «Но усмиряю и порабощаю тело мое, да, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».
Мф. 7:13-14 — «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Заключение:
Эта притча является зеркалом, в котором каждому стоит увидеть своё подлинное отражение. Она показывает, с одной стороны, безграничную щедрость Бога, приготовившего для всех нас пир вечной радости в Его Царстве, а с другой — нашу поразительную способность променять это вечное сокровище на сиюминутные и пустые земные заботы. Согласно толкованиям святых отцов, эта притча обличает три главные духовные болезни: самоуверенную убеждённость в своей избранности, рассеянность, при которой даже хорошие дела становятся идолами, и опасную привычку откладывать ответ Богу на потом. При этом притча раскрывает великий парадокс: дверь в Царство открыта для всех, но войти в неё могут лишь те, кто понимает свою внутреннюю нищету и нужду, кто освобождает сердце от всего, что занимает в нём место Бога. Поэтому грозные слова «много званых, но мало избранных» — это не приговор, но милостивое предостережение, пробуждающее нас от духовного сна. Это призыв честно спросить себя: что в нашей жизни на самом деле важнее Бога? Спасение — это дар, уже полностью приготовленный Христом. Наша задача — сделать решительный и свободный выбор в Его пользу, откликнуться на приглашение, пока оно ещё звучит. Как писал святитель Тихон Задонский, нужно поспешить, «пока еще двери не затворены».