Посещение какого-нибудь знаменитого музея "бесплатно" может оказаться настоящим социальным экспериментом с целью выяснить: сколько эстетического голода может вынести человек ради слова «халява» и как он будет вести себя в условиях культурного дефицита.
Сегодня для такого эксперимента возьмём Национальный музей КНР.
Итак, испытуемые:
я и тысячи (по секретной информации 20-30 тысяч посетителей каждый день, кроме понедельника) таких же рациональных оптимистов, желающих попасть в Национальный музей КНР, что находится на Площади Тяньаньмэнь в Пекине.
Условия:
бесплатный вход, который превращает музей из храма искусства в полигон народной воли.
- Первый этап — бронирование.
Система регистрации, как первая ловушка, отсеивающая слабых духом.
А для иностранца с его нелокальным IP и неиероглифической клавиатурой — это вообще "задача со звёздочкой".
Приложение WeChat для бронирования не подойдёт, только официальный сайт.
Время заполнения формы - 60 секунд. Не успел, замешкался, запутался в цифрах? - на вылет!
Три попытки бронирования, которые не заканчиваются визитом, блокируют на 30 дней возможность записаться.
В 17.00 открываются свободные слоты на 7 дней вперёд, но обычно их разбирают очень быстро. Есть три временных слота.
- Второй этап — очередь на подробный , неформальный досмотр.
Длинная, демократичная очередь, объединяющая всех: от студента с рюкзаком до искушённого критика.
Здесь рождается "товарищество обречённых", толпа, такое своеобразное "стадо", движущееся к водопою из шедевров.
- Кульминация эксперимента
Это сам музей.
Гипотеза «бесплатно = хорошо» сталкивается с суровой реальностью закона сохранения энергии. Энергия, сэкономленная на деньгах, с лихвой компенсируется затратами физическими и нервными.
Чтобы увидеть экспонат, нужно интегрироваться в живую биомассу, которая медленно перетекает от витрины к витрине.
И человек уже не созерцает, а сканирует пробелы между головами.
Не размышляет, а рассчитывает траекторию рывка к следующей витрине.
Каждый здесь становится частицей большого, медленного организма под названием «Толпа, Приобщающаяся к Прекрасному».
И тут, в самый пик абсурда, наступает контрольный этап.
Свернув в какой-нибудь пустой коридор в поисках выхода, можно оказаться один на один с какой-то гравюрой или древней вазой, старинным украшением или уникальным артефактом.
Никто такого не ждал, не афишировал.
И в этой внезапной тишине, глядя на экспонат, ловишь странную мысль: "А что, если благодаря терпению и настойчивости, мы смогли найти крохи личного впечатления в этом вареве коллективного опыта?.."
А причина бесплатного входа, очевидно, кроется в самой философии музея.
Для Китая это не туристический аттракцион, а инструмент культурного образования и национальной памяти.
Государство сознательно делает ключевые исторические коллекции доступными каждому — школьникам, студентам, семьям, пенсионерам.
Скорее всего, отсюда и постоянный поток посетителей: музей живёт не за счёт билетов, а за счёт своей общественной значимости.
Национальный музей находится на площади Тяньаньмэнь, в центре Пекина, недалеко от Запретного города.
Это не просто удобное место для посещения, но и символическая связь между императорским прошлым Китая и его современностью.
После посещения Музея, уже гуляя по Площади, каждый шаг, каждый взгляд по сторонам дают яркое ощущение важности и значимости этого места.
Но, тем не менее, у выхода, обмениваясь впечатлениями, мы лишь пожали плечами: для этого музея нужно несколько дней, чтобы рассмотреть все его сокровища.
Готовы ли мы ещё раз пройти весь этот "культурный" квест ?
Ответ на данный момент : точно "нет".
У выхода я поняла, что мы только что стали участниками живого оксюморона.
И вывод этого дня лежал не в области искусства, а в области филологии.
Всё пережитое — сложности бронирования, томительная очередь, созерцание шедевров украдкой или бегло, сквозь чужие головы — укладывалось в одну ёмкую формулу.
Формула эта — тот самый оксюморон «толпоЮ по культуре». Чётко сформированная толпа и возвышенная, требующая тишины ума, культура.
Именно это противоестественное слияние и стало нашей реальностью: мы не созерцали искусство — мы потребляли его конвейерно, массово, буквально протискиваясь сквозь людские преграды.
И этот оксюморон, этот смысловой диссонанс, запомнится теперь куда ярче, чем какой-нибудь древний сосуд за стеклом.
Само сочетание слов "толпа" и "культура" — какая-то насмешка: ведь культура предполагает диалог наедине, а толпа его исключает.
Так мы "приобщились к прекрасному" самым что ни на есть обезличенным, стадным способом...
Но в жизни всё может быть — можно на три часа превратиться в подопытного "культурного кролика", и в гуще эксперимента сделать свой собственный, никому не навязанный, вывод:
Иногда посещение интересного места превращается в настоящее пособие по смысловым противоречиям.