Найти в Дзене

Толпою по культуре, или Бесплатный сыр в мышеловке искусства

Посещение какого-нибудь знаменитого музея "бесплатно" может оказаться настоящим социальным экспериментом с целью выяснить: сколько эстетического голода может вынести человек ради слова «халява» и как он будет вести себя в условиях культурного дефицита.
Сегодня для такого эксперимента возьмём Национальный музей КНР.
Итак, испытуемые:
я и тысячи (по секретной информации 20-30 тысяч посетителей

Посещение какого-нибудь знаменитого музея "бесплатно" может оказаться настоящим социальным экспериментом с целью выяснить: сколько эстетического голода может вынести человек ради слова «халява» и как он будет вести себя в условиях культурного дефицита.

Сегодня для такого эксперимента возьмём Национальный музей КНР.

Итак, испытуемые:

я и тысячи (по секретной информации 20-30 тысяч посетителей каждый день, кроме понедельника) таких же рациональных оптимистов, желающих попасть в Национальный музей КНР, что находится на Площади Тяньаньмэнь в Пекине.

Условия:

бесплатный вход, который превращает музей из храма искусства в полигон народной воли.

-2
  • Первый этап — бронирование.
Система регистрации, как первая ловушка, отсеивающая слабых духом.
А для иностранца с его нелокальным IP и неиероглифической клавиатурой — это вообще "задача со звёздочкой".
Приложение WeChat для бронирования не подойдёт, только официальный сайт.
Время заполнения формы - 60 секунд. Не успел, замешкался, запутался в цифрах? - на вылет!
Три попытки бронирования, которые не заканчиваются визитом, блокируют на 30 дней возможность записаться.
В 17.00 открываются свободные слоты на 7 дней вперёд, но обычно их разбирают очень быстро. Есть три временных слота.
-3
  • Второй этап — очередь на подробный , неформальный досмотр.
Длинная, демократичная очередь, объединяющая всех: от студента с рюкзаком до искушённого критика.

Здесь рождается "товарищество обречённых", толпа, такое своеобразное "стадо", движущееся к водопою из шедевров.

  • Кульминация эксперимента

Это сам музей.

Гипотеза «бесплатно = хорошо» сталкивается с суровой реальностью закона сохранения энергии. Энергия, сэкономленная на деньгах, с лихвой компенсируется затратами физическими и нервными.

-4

Чтобы увидеть экспонат, нужно интегрироваться в живую биомассу, которая медленно перетекает от витрины к витрине.

И человек уже не созерцает, а сканирует пробелы между головами.

Не размышляет, а рассчитывает траекторию рывка к следующей витрине.

Каждый здесь становится частицей большого, медленного организма под названием «Толпа, Приобщающаяся к Прекрасному».

-5

И тут, в самый пик абсурда, наступает контрольный этап.

Свернув в какой-нибудь пустой коридор в поисках выхода, можно оказаться один на один с какой-то гравюрой или древней вазой, старинным украшением или уникальным артефактом.

Никто такого не ждал, не афишировал.

И в этой внезапной тишине, глядя на экспонат, ловишь странную мысль: "А что, если благодаря терпению и настойчивости, мы смогли найти крохи личного впечатления в этом вареве коллективного опыта?.."

-6

А причина бесплатного входа, очевидно, кроется в самой философии музея.

Для Китая это не туристический аттракцион, а инструмент культурного образования и национальной памяти.

-7

Государство сознательно делает ключевые исторические коллекции доступными каждому — школьникам, студентам, семьям, пенсионерам.

Скорее всего, отсюда и постоянный поток посетителей: музей живёт не за счёт билетов, а за счёт своей общественной значимости.
-8

Национальный музей находится на площади Тяньаньмэнь, в центре Пекина, недалеко от Запретного города.

Это не просто удобное место для посещения, но и символическая связь между императорским прошлым Китая и его современностью.

После посещения Музея, уже гуляя по Площади, каждый шаг, каждый взгляд по сторонам дают яркое ощущение важности и значимости этого места.

Но, тем не менее, у выхода, обмениваясь впечатлениями, мы лишь пожали плечами: для этого музея нужно несколько дней, чтобы рассмотреть все его сокровища.

Готовы ли мы ещё раз пройти весь этот "культурный" квест ?

Ответ на данный момент : точно "нет".

-9

У выхода я поняла, что мы только что стали участниками живого оксюморона.

И вывод этого дня лежал не в области искусства, а в области филологии.

Всё пережитое — сложности бронирования, томительная очередь, созерцание шедевров украдкой или бегло, сквозь чужие головы — укладывалось в одну ёмкую формулу.

Формула эта — тот самый оксюморон «толпоЮ по культуре». Чётко сформированная толпа и возвышенная, требующая тишины ума, культура.

Именно это противоестественное слияние и стало нашей реальностью: мы не созерцали искусство — мы потребляли его конвейерно, массово, буквально протискиваясь сквозь людские преграды.

И этот оксюморон, этот смысловой диссонанс, запомнится теперь куда ярче, чем какой-нибудь древний сосуд за стеклом.

Само сочетание слов "толпа" и "культура" — какая-то насмешка: ведь культура предполагает диалог наедине, а толпа его исключает.

Так мы "приобщились к прекрасному" самым что ни на есть обезличенным, стадным способом...

-10

Но в жизни всё может быть — можно на три часа превратиться в подопытного "культурного кролика", и в гуще эксперимента сделать свой собственный, никому не навязанный, вывод:

Иногда посещение интересного места превращается в настоящее пособие по смысловым противоречиям.