Можно виртуально посетить храм, нажав сюда
Можно обойти храм снаружи, нажав сюда
В лабиринте московских улочек, где время словно замедлило свой бег, притаилась церковь Трёх Святителей Вселенских на Кулишках — немой свидетель минувших эпох. Её стены помнят и благочестивые молитвы, и шумные толпы Хитровки, и шепот истории, который до сих пор витает в воздухе.
Церковь на Кулишках: от болота до святыни
Если прислушаться к шёпоту ветра, гуляющего между старинных зданий, можно услышать отголоски далёкого XIV века. Именно тогда на Кулишках — территории, окутанной легендами о болотах и куликах, — появилась первая деревянная церковь. Поначалу она была освящена во имя святых Флора и Лавра — покровителей лошадей, ведь рядом располагались царские конюшни.
После пожара 1547 г. конюшни эти перевели в Чертолье (ныне - район близ станции метро "Кропоткинская"), где позже был Колымажный двор, а церковь стала называться "что у старых конюшен".
Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы на высоком живописном холме, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке спрятанная в трубу) … "Кулишками" или "кулижками" называли не вырубленные участки леса, покрывавшего в древности холм, являющийся водоразделом между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу.
Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни.
В XV веке великий князь московский Василий I, сын Дмитрия Донского, построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как храм Святого Владимира в Старых Садех, речь о котором пойдет в другой статье.
В XVI-м веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму - Ивановская горка. В настоящее время — это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы.
Как уже упоминалось выше, в 14 веке здесь был построен храм Флора и Лавра.
Шли десятилетия, столетия.... Менялись престолы: главный освятили во имя Живоначальной Троицы, один придел остался за Флором и Лавром, а другой посвятили Трём Святителям Вселенским. Ныне существующее здание возвели в 1674 году. Эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней "Хохловкой" - местностью, которую заселяли выходцы из Малороссии, что запечатлелось в названии и самой "Хохловки" и улицы Маросейки, и Хохловского переулка.
Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России. Здесь же, поблизости, в Колпачном переулке стояли палаты самого гетмана Мазепы. И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. А в приходе Трехсвятительской церкви стояли дворы московских служивых людей и "разных чинов".
Храм был построен на средства состоятельных прихожан с редким для Москвы архитектурным приемом - постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже были расположены теплые приделы - Трехсвятительский и Флоролаврский. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. С 1699 года за храмом закрепилось нынешнее название.
На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII - начала XVIII веков.
Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские. На их средства в 1770-х годах была разобрана древняя шатровая колокольня на углу и построена новая, с западной стороны, сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел несколько иной облик в стиле классицизма. В 1771, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры, у храма упразднили приходское кладбище.
В 1812-ом году в приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов, на самом храме пострадала только кровля, но он был полностью разграблен.
В 1813 году освятили придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к стоящему рядом храму Иоанну Предтечи Ивановского монастыря.
В 1815 году прихожане собрали средства на восстановление Флоро-Лаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 годах, и церковное руководство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестроилось, получив новый, на сей раз декор фасадов в стиле ампир, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.
В 1858 году по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 году крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же снова была разобрана ограда и построена новая.
Храм дал название двум переулкам - Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок.
Хитровка: рынок, ночлежка и «биржа труда»
Именно здесь, рядом с этой чудом уцелевшей церковью находилась страшная Хитровка – рынок и ночлежка для московских нищих, на месте которой после ее сноса в советское время были построены школа и четырехэтажное здание с магазином. Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.
Мало известно, что сама "Хитровка" была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.
Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности. Многие "хитровцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.
Отсюда Горький черпал материал для пьесы "На дне", и еще в 1901 году К.С. Станиславский вместе с художниками и декораторами Московского Художественного театра приезжали на "Хитровку", готовя постановку этой пьесы. Станиславский вспоминал потом: "Явилась натура, с которой можно лепить живой материал для творчества образов". И поэтому после уничтожения "Хитровки" в память о знаменитом шедевре Горького местному переулку и площади присвоили имя писателя.
Прихожане и обитатели: от Морозовых до Тютчева
Стены Трёхсвятительской церкви помнят многих знаменитых прихожан. В первой половине XIX века московский обер‑полицмейстер А. С. Шульгин щедро жертвовал на украшение храма. Во флигеле дома № 5 по Малому Трёхсвятительскому переулку провёл детские годы поэт Фёдор Тютчев. А в доме № 1 в Большом Трёхсвятительском в 1892–1900 годах располагалась мастерская Исаака Левитана, где бывали Шаляпин и Нестеров, а Валентин Серов написал знаменитый портрет художника. Надо сказать, мастерская великого "поэта русской природы" И. Левитана находится в удручающем состоянии...
Но самые громкие имена связаны с семьёй Морозовых, хотя Морозовы не были прихожанами ни Трехсвятительской, ни Троицкой, ни какой-либо другой из местных церквей. В их домашней молельне служили приглашенные Рогожские священники, так как владельцы великолепного особняка на возвышенности со сквером были старообрядцами (о Рогожке будет отдельная статья).
После Революции
Последним священником Трехсвятительского храма служил Василий Пятикрестовский, при нем помещения церкви и других помещений переданы представителям новой власти, которые решили ее закрыть. Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом, в Ивановском монастыре, устроен фильтрационно-концентрационный лагерь.
Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило под склад и мастерские. В 1927 году администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать окончательного закрытия храма.
Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е годы церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом, ныне поликлиника ФСБ.
В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку.
В 1950-е годы разрушили ограду, в середине 1960-х здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных организаций.
Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 году здание заняла мультипликационная студия "Пилот".
Эхо прошлого
Сегодня Трёхсвятительская церковь на Кулишках стоит, как остров среди городского шума. Её стены хранят память о Хитровке, о Морозовых, о Тютчеве и Левитане.
Но если прислушаться, можно услышать шёпот истории: звон колоколов, голоса прохожих, смех детей. Москва помнит. И пока помнят её камни, прошлое остаётся живым.
Если понравилась статья - поставьте лайк, и подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.