Найти в Дзене

"Они прикрылись любовью к Богу, чтобы лишить любви человека..." Священник Антоний Борисов о том, что соединяет нас с Творцом

Притчи, рассказанные Христом, во время Его земного служения, давно уже подверглись толкованиям различных исследователей Писания. Но, удивительно, не Самим Христом. Он как будто в большинстве случаев удалялся от необходимости разъяснения рассказанных Им историй. Лишь несколько притчей Христос самолично растолковал ученикам. В остальных случаях Сын Божий хранил молчание. Почему? Ответов может быть несколько. Один из них - потому что образы, приведённые в притчах, были знакомы слушателям. И не нуждались в пояснении. Вторая версия - потому что полезных выводов из истории можно сделать много. И узаконенная Христом единственная версия могла бы сузить горизонт мысли слушателей и читателей. Что Спасителю, видимо, было совершенно не нужно. Поэтому история о милосердном самарянине разъяснения от Христа не получает. И это даёт нам право рассмотреть её по-новому. Почему священник и левит проходят мимо пострадавшего соплеменника? Есть вариант ответа. Оба идут в Иерусалим для совершения богослужения
Оглавление
О. Антоний - доцент кафедры богословия Московской духовной академии
О. Антоний - доцент кафедры богословия Московской духовной академии

Почему Христос редко объяснял притчи

Притчи, рассказанные Христом, во время Его земного служения, давно уже подверглись толкованиям различных исследователей Писания. Но, удивительно, не Самим Христом. Он как будто в большинстве случаев удалялся от необходимости разъяснения рассказанных Им историй. Лишь несколько притчей Христос самолично растолковал ученикам. В остальных случаях Сын Божий хранил молчание. Почему?

Ответов может быть несколько. Один из них - потому что образы, приведённые в притчах, были знакомы слушателям. И не нуждались в пояснении. Вторая версия - потому что полезных выводов из истории можно сделать много. И узаконенная Христом единственная версия могла бы сузить горизонт мысли слушателей и читателей. Что Спасителю, видимо, было совершенно не нужно. Поэтому история о милосердном самарянине разъяснения от Христа не получает. И это даёт нам право рассмотреть её по-новому.

Благословение "еретика"

Почему священник и левит проходят мимо пострадавшего соплеменника? Есть вариант ответа. Оба идут в Иерусалим для совершения богослужения в единственном храме Бога и обязаны хранить ритуальную чистоту. Иначе они просто не могли войти на территорию храма. Священник и левит, увидев тяжко избитого иудея могли подумать, что он мёртв. А прикосновение к мёртвому означало осквернение.

Но вот интересная деталь. Греческий текст указывает, что священник и левит шли из Иерусалима. Они уже отслужили. Уже не было опасности лишить себя молитвы и хлеба. Почему же тогда они не стали выяснять - жив ли пострадавший? Они прикрылись любовью к Богу, чтобы лишить любви человека.

Есть ещё одна важная деталь: самарянин, помогая избитому иудею, возливает на его раны вино и масло. Дары, которые обычно приносились Богу. В том числе, и в рамках раскольнического самаритянского культа. Деньги - два динария, которые самарянин заплатил в гостинице - были фиксированной суммой пожертвования на храм.

То есть этот человек, еретик с точки зрения иудеев, жертвует на милосердие всё, что взял с собой для паломничества. И этот дар любви, потраченный с законнической точки зрения не туда и не так, Бог благословляет. Оказывается, что совершивший милость по отношению к человеку, проявляет милость в отношении Бога - становится на евангельский путь служения Господу.

Что приобрёл исцелившийся

Другая евангельская история - об исцелении десяти прокажённых. Они были изгнаны из собственных домов, лишились всего. Так сурово с прокажёнными требовал поступать закон Моисея. Заболевшие не имели права к кому-либо приближаться, обитали за пределами городов, питаясь отбросами. И вот Христос даёт этим людям второй шанс - уникальную возможность вернуть прежнюю, счастливую жизнь. Исцелившиеся прокаженные с радостью устремляются к своим родным, не помня никого от счастья. Но один из десяти вдруг вспоминает, благодаря Кому совершилось чудо. И бывший прокажённый возвращается, чтобы поблагодарить Христа.

И снова поразительная деталь - вернувшийся был самарянином, то есть представителем враждебных иудеям веры и народности. Но у этого человека хватило сил, смелости, смирения преодолеть все имевшиеся преграды. Чтобы прийти ко Христу и сказать Ему от всего сердца: спасибо! И Спаситель похвалил этого человека.

Христос не стал отбирать здоровье у убежавших прокажённых, но подчеркнул следующую, очень важную вещь. Вернувшийся приобрёл нечто большее, чем просто здоровье, чем просто прежнюю жизнь. Он с помощью благодарности открыл для себя реальность Бога Живого - источника непреходящей радости. И этот пример для нас чрезвычайно важен, поскольку демонстрирует всю силу благодарности - удивительного качества, способного соединить человека с Богом.

Когда соединяются ум и сердце

Наука называет человека homo sapiens - человек разумный. Христианство не спорит с тем, что ум действительно занимает важнейшее место в нашем бытии. Но всё же уточняет: ум, при всей его важности, - всего лишь инструмент, с помощью которого мы познаём Бога и окружающий нас мир. Наряду с умом огромное место в существовании человека христианство отводит сердцу. Не как органу, "мышце", а как символу наших чувств и глубинных устремлений.

Вера Христова призывает нас не разделять ум и сердце, но искать для них единства. И одной из важнейших и гармоничных точек соединения ума и сердца Церковь называет благодарность. Именно испытывая благодарность - осмысленную и искреннюю - человек начинает ощущать целостность и радость. Он преодолевает границы эгоизма, открывается безбоязненно для внешнего мира, получает возможность изменить этот мир к лучшему. С помощью Божией, конечно. Такой человек становится уже не просто homo sapiens, а человеком благодарящим, обретающим совершенство бытия во Христе.