Найти в Дзене
Журнал 4x4Club

В японском аэропорту появились беспилотные малыши – электромеханические тягачи Toyota

Пока одни мечтают о робо-мобилях на дорогах общего пользования, другие – внедряют их в строго регламентированной, но не менее суровой реальности. На сей раз прогресс приземлился в самом сердце авиационного хаба Страны восходящего солнца. В токийском аэропорту Ханэда – самом загруженном в Японии – начали работать беспилотные тягачи Toyota. Эти неказистые с виду, но технологически продвинутые трудяги взяли на себя рутинную, но критически важную задачу: буксировку багажных тележек между терминалами и воздушными судами. Проект, о котором впервые объявили весной 2021 года, перешёл из стадии испытаний в практическую плоскость. С декабря 2025 года три автономных электромобиля обслуживают внутренние рейсы, а к марту 2026-го их количество планируется удвоить. И это не только тест, а и первое в Японии полноценное применение технологий автономного вождения четвёртого уровня. Правда, пока на ограниченной территории аэропорта. И если более ранние системы третьего уровня требовали постоянного вниман

Пока одни мечтают о робо-мобилях на дорогах общего пользования, другие – внедряют их в строго регламентированной, но не менее суровой реальности. На сей раз прогресс приземлился в самом сердце авиационного хаба Страны восходящего солнца. В токийском аэропорту Ханэда – самом загруженном в Японии – начали работать беспилотные тягачи Toyota.

Эти неказистые с виду, но технологически продвинутые трудяги взяли на себя рутинную, но критически важную задачу: буксировку багажных тележек между терминалами и воздушными судами.

-2

Проект, о котором впервые объявили весной 2021 года, перешёл из стадии испытаний в практическую плоскость. С декабря 2025 года три автономных электромобиля обслуживают внутренние рейсы, а к марту 2026-го их количество планируется удвоить. И это не только тест, а и первое в Японии полноценное применение технологий автономного вождения четвёртого уровня. Правда, пока на ограниченной территории аэропорта. И если более ранние системы третьего уровня требовали постоянного внимания человека, то новые «тойотовские малыши» действуют практически самостоятельно.

Внешне аппарат напоминает привычный аэродромный тягач, но вся его начинка – из будущего. Спрятанные в кузове лидары, камеры и датчики обеспечивают круговой обзор и точное позиционирование в любую погоду. Система в реальном времени строит маршрут и распознаёт препятствия – от забытого багажа до внезапно появившегося человека. Она даже «видит» и соблюдает сигналы светофоров на своём пути. Ключевая особенность – гибридный режим управления. В полностью автономном состоянии тягач движется со скоростью до 15 км/ч, таща за собой груз массой до 13 тонн. Если же ситуация требует человеческого вмешательства, оператор может дистанционно взять управление на себя или, при необходимости, сесть за руль. В этом случае, возможности расширяются до 25 км/ч и 27 тонн полезной нагрузки. Это гибкий подход, где робот – основной работник, а человек – страховка и наставник.

-3

Под капотом – электромотор, что логично для замкнутой экосистемы аэропорта: нулевые выбросы и низкий уровень шума. Энергии хватает на весь рабочий день, а путь от терминала до грузового ангара, протяжённостью около полутора километров, стал для них первым маршрутом. Работу всего автопарка координирует система управления, интегрированная даже со светофорами, чтобы минимизировать простои и исключить хаос.

Партнёр Toyota в проекте – авиакомпания All Nippon Airways (ANA). Их общая цель – не столько демонстрация технологических фокусов, сколько создание отлаженной, безопасной и экономичной логистической цепочки. Ведь в результате, повышение предсказуемости и точности наземного обслуживания и снижение нагрузки на персонал приведёт к ускорению оборота самолётов. Toyota и ANA ставят роботов на вполне конкретную, измеряемую в тоннах багажа и минутах работы, службу. Это не громкий анонс, а тихая революция на задворках взлётной полосы. И пока пассажиры в терминале листают ленту новостей об автомобилях-беспилотниках, эти незаметные электромеханические труженики уже делают свою работу – без громких слов, но с японской аккуратностью.