Китай доминирует в мировом производстве за счет географической концентрации
Прочитал об этом у Армана Сулейменова в одной запрещённой соцсети.
Баоань (провинция Гуандун) - производит 95% мирового рынка электронных сигарет
Гуанюнь (провинция Цзянсу) - 70% мирового объема женского эротического нижнего белья
Гужэнь (провинция Гуандун) - 50% мирового рынка осветительных приборов
Даньян (провинция Цзянсу) - 50% мирового рынка очков и линз
Датан (провинция Чжэцзян) - 35% всех носков в мире
Иу (провинция Чжэцзян) - 80% мирового рынка рождественских товаров
Люян (провинция Хунань) - 90% мирового рынка фейерверков
Пинду (провинция Шаньдун) - 70% мирового рынка накладных ресниц
Синчэн (провинция Ляонин) - 25% мирового объема купальников
Сюйчан (провинция Хэнань) - 60% мирового рынка париков
Фуян (провинция Чжэцзян) - около 50% производства оптического волокна в Китае
Ханцзи (провинция Цзянсу) - 35% мирового рынка зубных щеток
Хуанцяо (провинция Цзянсу) - 30% мирового рынка скрипок
Цаосянь (провинция Шаньдун) - 90% рынка гробов для японского рынка
Цыси (провинция Чжэцзян) - 60% мирового рынка малой бытовой техники
Цяоту (провинция Чжэцзян) - 60% всех пуговиц и застежек-молний на планете
Чжэнъань (провинция Гуйчжоу) - 15% мирового рынка гитар
Чэньдай (провинция Фуцзянь) - 20% мирового объема кроссовок
Шаодун (провинция Хунань) - 70% мирового рынка зажигалок
Шэнчжоу (провинция Чжэцзян) - 60% мирового объема галстуков
Самое интересное, что эти кластеры появились не из-за специальных экономических зон или того, что, например, китайское правительство объявило город Датан “городом носков”.
После реформ Дэн Сяопина в 80-ых предпринимательство постепенно стало легальным. И частные предприниматели в разных регионах Китая не заставили себя долго ждать. В Цяоту три брата из семьи Йе собирали выброшенные пуговицы с улиц, мыли их и продавали с прибылью. Далее, увидев спрос, запустили бизнес. Их соседи последовали примеру. Сегодня их город производит 60% всех пуговиц мира.
Доминирование города Сюйчан в мировом производстве париков имеет другое происхождение. В 1900-ых немецкие купцы покупали волосы у местных жителей. В 1990-ом местный предприниматель Дженг Ючуан объединил несколько производств и создал компанию Rebecca Hair Products.
В 1978г в Вэньчжоу (провинция Чжэцзян) на одного человека приходилось менее 20 соток пахотной земли. Это горная провинция. Там нет возможности заниматься крестьянством, чтобы выйти из бедности. Местные жители поколениями занимались торговлей изделиями ручной работы, так как другой альтернативы просто не существовало. Был период, когда Вэньчжоу контролировал до 80% мирового рынка зажигалок.
Юньхэ (провинция Чжэцзян) производит 40% всех деревянных игрушек в мире. Здесь помогает большое кол-во местных лесов. Это отличает их от центров производства пластиковых игрушек в провинции Гуандун.
“Маховик” Джим Коллинза раскручивается следующим образом: географические ограничения вынуждают специализироваться, специализация создает условия для нишевого обмена опытом между местными предпринимателями, далее - этот опыт привлекает еще больше специалистов.
Как использовать китайский опыт? На первый дилетантский взгляд, необходимо выявить существующие кластеры для усиления, сделать список текущих активов и ресурсов каждого региона, найти регионы со скрытым или нереализованным потенциалом и устранить барьеры для их естественного развития.
На небольшое исследование и эссе вдохновила короткая заметка Акаша Гупты на X.