Найти в Дзене

В Самару! "Стоквартирный дом" как лицо поселка "Машстрой"

До конца 1930-х годов на протяженном участке вдоль Черновского шоссе (позже ставшему улицей Гагарина) цвели и плодоносили одноименные сады. Садовая территория разбивалась на кварталы расположенными перпендикулярно шоссе проездами, имевшими порядковую нумерацию. В 1938-м, в рамках исполнения принятого «наверху» решения о создании в Куйбышеве единственного в СССР газокомпрессорного завода, под новое предприятие с рабочим поселком на шесть тысяч человек в бывших садах выделили площадку в 200 гектаров вблизи железнодорожной ветки. С началом строительства проезд, связавший будущий завод с Черновским шоссе, получил название Главного. Тогда же был запланирован парадный ансамбль застройки поселка Машстрой с «лицевой стороны» - вдоль Черновского шоссе от Главного проезда в сторону 10-го проезда (нынешней улицы Советской Армии). По проекту центральные многосекционные пятиэтажки располагались с отступом от красной линии, образуя озелененный курдонер, за которым располагалась монументальная а

До конца 1930-х годов на протяженном участке вдоль Черновского шоссе (позже ставшему улицей Гагарина) цвели и плодоносили одноименные сады.

ул. Гагарина, 153 / Проезд 9-го мая, 18. Фото из открытых источников в интернете
ул. Гагарина, 153 / Проезд 9-го мая, 18. Фото из открытых источников в интернете

Садовая территория разбивалась на кварталы расположенными перпендикулярно шоссе проездами, имевшими порядковую нумерацию. В 1938-м, в рамках исполнения принятого «наверху» решения о создании в Куйбышеве единственного в СССР газокомпрессорного завода, под новое предприятие с рабочим поселком на шесть тысяч человек в бывших садах выделили площадку в 200 гектаров вблизи железнодорожной ветки.

С началом строительства проезд, связавший будущий завод с Черновским шоссе, получил название Главного. Тогда же был запланирован парадный ансамбль застройки поселка Машстрой с «лицевой стороны» - вдоль Черновского шоссе от Главного проезда в сторону 10-го проезда (нынешней улицы Советской Армии). По проекту центральные многосекционные пятиэтажки располагались с отступом от красной линии, образуя озелененный курдонер, за которым располагалась монументальная арка проезда внутрь квартала. Поддерживали композицию угловые здания, визуально соединенные с центральными корпусами художественно оформленным ограждением с воротами.

Первоначальный проект ансамбля парадной застройки территории газокомпрессорного завода вдоль Черновского шоссе. Фото из открытых источников в интернете
Первоначальный проект ансамбля парадной застройки территории газокомпрессорного завода вдоль Черновского шоссе. Фото из открытых источников в интернете

Затем была война.В 1941 году площадку газокомпрессорного завода отдали будущему заводу «Металлист», прибывшему в четырех эшелонах из Артемовска. Следом подтянулись оборудование и рабочие оборонных предприятий Москвы, Тулы и Коврова - и в составе авиационного комплекса завод приступил к выпуску пулеметов для самолетов и торпедных катеров.

"Площадь". Фото из открытых источников в интернете
"Площадь". Фото из открытых источников в интернете

Заводской поселок в годы войны сложился из нескольких хаотично размещенных групп жилых построек. 38 засыпных бараков встали по нынешней улице Промышленности, 14 – в «Верхнем поселке». В Брусчатом переулке, помимо семи бараков-«засыпушек» появились десять шлакоблочных двухэтажек. Застройку Главного проезда так же составляли бараки и землянки.

Возведение капитального жилья на проезде 9 мая стартовало в 1946 году с четырех небольших двухэтажек возле перекрестка с улицей Промышленности, и тогда же начал складываться ансамбль парадной застройки поселка Машстрой, переместившийся к трехлучевому перекрестку нынешних переулка Карякина (бывшего Сад-совхозного) и Проезда 9-го мая со своеобразной площадью в центре.

"Парадный проспект" поселка Машстрой. Фото из открытых источников в интернете
"Парадный проспект" поселка Машстрой. Фото из открытых источников в интернете

Сам проезд 9 мая, ведущий к той самой заводской проходной, совмещал роль парадной магистрали, где проходили торжественные (в том числе похоронные) процессии с ролью поселкового Бродвея, где местные жители совершали променад, продолжением которого могла служить главная аллея парка «Дружба» через дорогу.

Заводской ДК "Заря". Фото из открытых источников в интернете
Заводской ДК "Заря". Фото из открытых источников в интернете

Тему парадного оформления продолжило здание клуба «Заря» с довольно нарядными двухэтажными сталинками напротив. Завершающим аккордом ансамбля стал монументальный жилой дом на пересечении с Черновским шоссе, объем которого акцентировал все прилегающее пространство.

Послевоенные сталинки напротив ДК "Заря" - с чердачками-мезонинами, пилястрами, сандриками-фронтончиками и подоконными балюстрадами. Фото автора
Послевоенные сталинки напротив ДК "Заря" - с чердачками-мезонинами, пилястрами, сандриками-фронтончиками и подоконными балюстрадами. Фото автора

Здание стало реализованной частью того самого предвоенного проекта масштабного ансамбля вдоль будущей улицы Гагарина.

Куйбышевские архитекторы Н.В. Подовинников и И.М. Зобина - автор проекта "Стоквартирного дома". Фото из открытых источников в интернете
Куйбышевские архитекторы Н.В. Подовинников и И.М. Зобина - автор проекта "Стоквартирного дома". Фото из открытых источников в интернете

Занимающий выигрышное угловое местоположение Г-образный в плане объем имел переменную этажность – по рельефу – от четырех до шести этажей. Центром секционной объемно-планировочной композиции служил массивный угловой ризалит высотой в пять этажей, увенчанный двумя широкими треугольными фронтонами.

Фото из открытых источников в интернете
Фото из открытых источников в интернете

Перпендикулярно примыкающие к фронтонам крылья формировали два главных уличных фасада со сложным ритмом композиционных осей. Горизонтальное членение достигается контрастом рустованного цоколя и гладко оштукатуренной верхней части и фризовым поясом углового ризалита, связывающего полуциркульные арочные перемычки оконных проемов.

Фото автора
Фото автора

Легкие трехгранные эркеры с трифориями узких оконных проемов завершались аттиковыми стенками.

Фото автора
Фото автора

Классический декор представлен архивольтами окон верхнего этажа, карнизными поясами, круглыми лепными медальонами, барельефными панно со снопами колосьев, рисунком венчающего карниза с медальонами и поясом крупных иоников.

Двор "Стоквартирного дома" Фото автора
Двор "Стоквартирного дома" Фото автора

К строительству первой в районе пятиэтажки приступили 2 ноября 1949-го года – причем подвергавшийся доработкам проект Архитектурная комиссия утвердила только в марте 1950-го.

Фото автора
Фото автора

В эксплуатацию 8-секционное здание, вмещавшее 100 квартир, принималось поэтапно в течение двух следующих лет. На незастроенном участке между новой парадной сталинкой и улицей Запорожской решено было разбить сквер, получивший имя Владимира Маяковского

"Стоквартирный дом" со стороны сквера Маяковского. Фото из открытых источников в интернете
"Стоквартирный дом" со стороны сквера Маяковского. Фото из открытых источников в интернете

На первом этаже дома, получившего название «стоквартирного», открылся гастроном, проработавший три десятка лет. Затем его сменил музыкальный магазин «Соната» - известный всему городу.

Фото автора
Фото автора

Не так давно «Стоквартирный Дом» признали достойным включения в реестр ОКН - под названием «Дом с магазином». Отмечено, что «объект» служит ярким образцом советской архитектуры рубежа 1940-1950-х годов и стиля советского неоклассицизма.

Фото автора
Фото автора

Так же «демонстрирует масштабное ансамблевое градостроительное мышление архитекторов той эпохи» и «уникальность своей активной градостроительной ролью в формировании застройки улицы Гагарина в сочетании с озелененными пространствами парка «Дружба» и сквера Маяковского».

Диссонанс вносят балконные нахлобучки. Фото из открытых источников в интернете
Диссонанс вносят балконные нахлобучки. Фото из открытых источников в интернете