Скоро Новый год, иду по городу, стоит елка.
Почему на елке надпись - Бенуа? Почему не Иванов или Беглов, например? Понятно почему не Беглов, если так подписать елку - жители города озвереют маленько, а зачем же раздражать людей перед Новым годом. Против Иванова, как мне кажется, никто бы не возражал, хороший уральский писатель. Но на елке написана фамилия Бенуа, потому что в Манеже открылась большая выставка, посвященная этой семье. Выставка хорошая, вполне новогодняя и сказочная, но я пишу только про Эрмитаж (хотя один раз я ему изменила с автомобильным музеем в Верхней Пышме). Поэтому сегодня я пишу про Бенуа в Эрмитаже.
Семья Бенуа большая, самый известный ее представитель - Александр Николаевич, художник, критик, искусствовед, но сегодня речь пойдет о его брате, Леонтии Николаевиче. Леонтий Николаевич Бенуа построил в Петербурге много, помните наш главный роддом, НИИ Отта, на стрелке Васильевского острова? Многие из нас там родились, я в том числе. Клиника Отта была построена по самым передовым тогдашним технологиям, между прочим в ней был орган, для создания у рожениц настроения. Правда после революции орган отдали филармонии и я уже рождалась без органа. Но все равно! Когда я узнала, что в роддоме, в котором я родилась, когда-то стоял орган, это очень меня возвысило в собственных глазах. Градус культурности резко подскочил. Кроме клиники Отта можно вспомнить другие постройки Леонтия Бенуа: корпус Бенуа Русского музея, капеллу и т.д. А в Эрмитаже есть один интерьер по его проекту.
Это галерея-переход над Зимней канавкой, между Старым Эрмитажем и Эрмитажным театром. Окна с двух сторон, на Неву:
и на Зимнюю канавку:
Помним, что Лиза в Зимней канавке утопилась только в опере! У Пушкина она не топилась, замуж вышла.
Пройти в Эрмитажный театр здесь мы не сможем, там билет на спектакль нужен
Но побродить по фойе, заглядывая в окна и рассматривая отличное рококо Леонтия Бенуа, можно (брат Александр рококо тоже любил, на выставке в Манеже много театральных работ в этом стиле, вот сказка и все тут!). Этот зал на плане номер 225, иногда бывают небольшие выставки, но тут я против - такой атмосферный зал, не надо его загромождать.
Заходите в 225 зал за романтически-ностальгической атмосферой! "Красавицы в ореховых овалах, портреты дам, поблекшие в пыли, давно уже в букетах ваших вялых изысканные розы отцвели..... И только вы, лишенные приюта, берете розы пальцами наяд и грустно улыбаетесь кому-то, умершему столетие назад." Теофиль Готье, Гелескул переводчик, гениальный был переводчик, ведь по памяти цитирую!
Но хочется посмотреть на арку-переход снаружи, поэтому одну картинку с выставки в Манеже я помещу:
Справа здание Большого Эрмитажа (Фельтен), слева здание Эрмитажного театра (Кваренги), кто построил между ними эту знаменитую арку? Называют и того и другого, время Екатерины, оба здания строились практически одновременно. Но я к Фельтену склоняюсь, умел он построить что-то хоть и не грандиозное, но... как бы это сказать? То, что впечатывается в твой мозг навсегда и там остается.
Но вернемся в Эрмитаж. Рассказ о Бенуа в Эрмитаже конечно должен начинаться с "Мадонны Бенуа", но сколько о ней написано, чего ж я буду повторять? Нет, буду, страшно нравится мне эта история! Леонтий Бенуа женился. Его брат Александр был этим браком страшно недоволен. Как! Бенуа женился на какой-то купеческой дочке? Мезальянс! Впрочем нельзя сказать, что Бенуа каких-то уж голубых кровей, их дед бежал от французской революции и работал при дворе кондитером. Так что дело не в кровном аристократизме, а скорее в том, что купеческая дочка далека от сферы искусства, приземленная она, а не возвышенная. Купеческая дочка, Мария Сапожникова, принесла в приданое картину неизвестного итальянского художника, ее называли "Мадонна с цветком", она была в семье Сапожниковых почти сто лет. Александр Бенуа, человек искусства, посмотрел на картину и предположил авторство Леонардо. Свозил картину к экспертам в Европу, авторство подтвердилось. В 1914 году Бенуа продали картину Эрмитажу, не из выгоды, если бы хотели выгоды - могли бы продать гораздо дороже. Просто считали, что картина Леонардо должна висеть все же в музее, да и времена были смутные, в музее сохранность лучше. Всю эту историю интересно рассказывают в музее-квартире Бенуа, на третьей линии Васильевского острова 20. Этот доходный дом Леонтий Бенуа построил для себя и его семья занимала там квартиру. Нам даже показывали место, где раньше висела "Мадонна Бенуа", между двумя окнами, чтобы не против света. Так что Александр Бенуа зря осуждал купеческую дочку - брак Леонтия оказался счастливым, да еще и картину Леонардо да Винчи в приданое принесла.
Поскольку скоро Новый год я опять возвратилась мыслями к елке и задумалась. Почему бы нашим городам не ставить на Новый год фамильные елки, то есть елки с фамилией современного писателя родившегося или долго жившего в этом городе? Пермь поставит елку "Иванов", Нижний Тагил - "Сальников", Кызыл - "Сенчин", Воркута - "Веркин", Набережные Челны - "Идиатуллин", ну и т.д. и т.п., всех я не знаю. Было бы интересно, мне кажется. Ну это так, к слову.