Когда речь заходит о современных американских V8, на ум сразу приходят три вещи: мощность, звук и Ford Mustang. А сердцем современного Мустанга уже много лет является двигатель с хищным названием — Coyote 5.0. Давайте разберемся, что это за «зверь», как он эволюционировал и почему его так любят по всему миру.
Что такое Coyote?
Coyote — это современный 5-литровый V8 от Ford с двумя верхними распредвалами (DOHC) и четырьмя клапанами на цилиндр. Его главная фишка — сочетание внушительной мощности и относительно компактных размеров. В отличие от конкурентов с их огромными моторами, Ford пошел по пути технологий.
Имя «Coyote» — это дань уважения гоночным болидам легендарного гонщика Эй-Джея Фойта, который выступал на машинах с таким же названием в 60-х и 70-х годах.
Мощность Coyote сильно зависит от версии и автомобиля, в котором он установлен.
Самые «спокойные» варианты выдают 365 л.с., а версии с наддувом легко перешагивают отметку в 811 л.с. Этот двигатель оказался настолько удачным, что его ставили не только в Mustang GT и пикапы F-150, но и в австралийские Ford Falcon и даже в экзотические суперкары.
Эволюция в четырех поколениях
Поколение 1 (2010–2014)
В 2010 году Ford представил первого «Койота». Инженеры взяли за основу старый модульный V8 объемом 4,6 л, но серьезно его переработали. Цель была амбициозной: догнать по мощности более объемный 6,2-литровый LS от GM, не увеличивая собственный объем.
С самого начала двигатель получил передовые на тот момент решения:
- Два распредвала в каждой головке блока цилиндров (DOHC).
- 32 клапана (по 4 на цилиндр).
- Систему независимого изменения фаз газораспределения (Ti-VCT).
- Форсунки охлаждения поршней.
Мощность этого мотора составляла 418-427 л.с. для Mustang GT и 365 л.с. для пикапа F-150, где акцент был смещен на тягу на низких оборотах. Крутящий момент достигал 529 Н·м и 515 Н·м соответственно.
В 2011 году появилась специальная версия Boss 302 Road Runner. Инженеры доработали головки блока, установили кованый коленвал и подняли отсечку до 7500 об/мин, выжав из мотора 450 л.с.
Поколение 2 (2014–2017)
В 2014 году Coyote получил обновление, позаимствовав лучшие наработки от версии Boss 302. Двигатель оснастили кованым коленвалом, увеличенными клапанами и распредвалами с более высоким подъемом. Главным новшеством стал впускной коллектор с заслонками, которые оптимизировали поток воздуха на разных оборотах.
Многие фанаты считают именно второе поколение «золотой серединой» — оно сохранило простоту конструкции, но получило все улучшения для повышения мощности.
- Мощность: 441 л.с. для Mustang и 390 л.с. для F-150.
- Крутящий момент: 542 Н·м и 525 Н·м.
Поколение 3 (2017–2023)
Это было самое серьезное обновление. Ford добавил к уже существующему распределенному впрыску прямой впрыск, создав комбинированную систему. Это позволило поднять степень сжатия и эффективность.
Чтобы немного увеличить объем, инженеры отказались от чугунных гильз в алюминиевом блоке и применили плазменное напыление стенок цилиндров. Диаметр цилиндра вырос с 92,2 мм до 93 мм, а рабочий объем увеличился до 5035 см³. Отсечку снова подняли, на этот раз до 7500 об/мин для стандартной версии.
- Мощность: 466-487 л.с. для Mustang и 400-406 л.с. для F-150.
- Крутящий момент: 569 Н·м и 542-556 Н·м.
Поколение 4 (с 2023 года)
Новейшая версия получила доработанные выпускные коллекторы схемы 4-в-1 и другие улучшения, позволившие поднять планку мощности до 507 л.с. в версии Dark Horse.
Австралийский «монстр» Miami
Отдельного упоминания заслуживает версия Miami, разработанная австралийским подразделением Ford Performance Vehicles (FPV). Инженеры взяли американский блок и коленвал, добавили компрессор и в 2019 году в модели Ford Falcon FPV Holy Grail довели мощность до 657 л.с.
Надежность и проблемы
Ранние Coyote (до 2017 года) считаются очень прочными и выносливыми, во многом благодаря простой и проверенной конструкции. С ними редко случаются серьезные неприятности.
Среди потенциальных проблем можно выделить:
- Расход масла: Двигатель склонен к небольшому расходу масла при активной езде, поэтому уровень стоит проверять еженедельно.
- Отказ катушек зажигания: Проявляется в виде пропусков зажигания и неровной работы.
- Выход из строя маслонасоса: Проблема актуальна при частом использовании на гоночном треке на высоких оборотах. Может привести к фатальному повреждению мотора.
- Натяжитель цепи ГРМ: Если при запуске слышен стук или треск, скорее всего, дело в нем.
Двигатели третьего поколения с плазменным напылением цилиндров нельзя расточить или полноценно отремонтировать, как и другие моторы с подобной технологией.
Где живет Coyote?
С 2010 года этот V8 ставился на множество автомобилей:
- Ford Mustang GT (2011–настоящее время)
- Ford F-150 (2011–настоящее время)
- Ford Mustang Boss 302 (2012–2013)
- Ford Mustang Bullitt (2019–2020)
- Ford Mustang Mach 1 (2021–2023)
- Австралийские Ford Falcon GT, XR8 и другие
- Суперкары Panoz Esperante, Puritalia Berlinetta и De Tomaso P72 (версии с наддувом)
Кроме того, Ford продает Coyote как "crate engine" — готовый к установке мотор для кастомных проектов. Версия с компрессором может выдавать более 811 л.с. (800 hp) и 834 Н·м крутящего момента.
Coyote против LS: вечная битва
Часто Coyote сравнивают с его главным конкурентом — двигателем GM LS. У каждого свои сильные стороны. LS — это нижневальный (pushrod) мотор, более компактный и легкий, ориентированный на крутящий момент на низких оборотах. Coyote же — высокотехнологичный DOHC-мотор, который любит высокие обороты и обладает более "гоночным" характером.
Выбор между ними — это скорее вопрос философии: грубая сила и тяга LS против технологичной мощности и "крутильности" Coyote. Оба двигателя по-своему великолепны и стали иконами американского моторостроения.