Второй фильм Стивена Содерберга, ставший доступным для российского зрителя в 2025 году (на этот раз в прокате; официальная премьера в России 23 января 2025 года) – психологический триллер «Присутствие». Подобный конвейер для одного режиссёра обычно ничего хорошего не сулит и, как правило, сопряжён с падением качества, однако для Содерберга это как будто бы не представляет особой проблемы. Главное – были бы идеи, а кино получится. Вот и сейчас на вопрос, можно ли снять что-то приличное и смотрибельное за 2 миллиона долларов (смешные для профессионального кинематографа деньги) и 11 дней съёмок, американский экспериментатор без тени сомнения отвечает положительно: «Можно!»
«Прелесть проектов такого масштаба в том, что я могу просто делать их, ни с кем не разговаривая».
Стивен Содерберг
Удивлять зрителей всякими нестандартными трюками у 62-летнего американца, такое ощущение, вошло в привычку. Полностью снятый на телефон фильм в его портфолио уже был («Не в себе», 2018), так почему бы не забацать ещё и историю на стыке ужасов и психологического триллера с видом от первого лица… (приготовьтесь!) ПРИВИДЕНИЯ! В очередной раз сэкономив на дармоедах-операторах (да, и зачем они вообще нужны, если на счету самого Стивена 35 операторских работ при порядка 50 режиссёрских?), Содерберг надел мягкие тапки, взял в руки беззеркальную камеру Sony со стабилизатором DJI Ronin (это будет посерьёзнее Айфона) и, бродя туда-сюда по типовому американскому дому, меньше чем за две недели через длинные кадры и мини-сцены сделал оригинальный контент, аналоги которому возможно где-то и есть, но мы о них ничего не знаем (по крайней мере в памяти ничего подобного не всплывает, а сеть предлагает только сюжетно схожие картины).
На самом деле «Присутствие» выглядит, как технический вызов, сродни, например, прошлогоднему «Тогда. Сейчас. Потом», с отличием в том, что если фильм Роберта Земекиса был снят на 99% одной статичной камерой, расположенной в углу комнаты, то оптика Содерберга, через которую мы словно глазами призрака наблюдаем происходящие события, все восемьдесят с небольшим минут хронометража движется и парит по дому, перемещаясь от окна к окну, от стены к стене, от героя к герою, но исключительно в пределах замкнутого пространства жилого дома. Такой подход к съёмке не только механически сложный, но и требует полной синхронизации камеры и всех актёров, потому как если в обычных фильмах орудие кинопроизводства в основном движется за людьми, то здесь данный процесс носит обоюдный характер. И, надо сказать, это даёт нужный эффект: через чередование локаций, углов и ракурсов, самопроизвольное перемещение предметов в воздухе и взаимодействие с потусторонним миром герои начинают чувствовать присутствие незримой сущности, и это чувство так или иначе передаётся через экран зрителю. Как результат подобного эксперимента – автоматическая номинация на лучшую операторскую работу 2025 года в наших традиционных итогах.
К счастью, обсуждение новинки не сводится целиком и полностью к технической части, и там, где была отмечена визуальная импровизация, нашлось место и довольно любопытному хотя и неоднозначному содержанию, за которое снова отвечал давний соратник Содерберга и сам по себе именитый сценарист Дэвид Кепп («Миссия невыполнима», «Комната страха», «Тайное окно», «Война миров» и др.). Обычная американская семья (обычная – в понимании глобалистов, устанавливающих обязательные лимиты на национальные меньшинства и пропагандирующих определённое общественное и семейное устройство) в составе белого папы-тряпки, который не может ударить по столу и разрулить ни одну спорную ситуацию, властной и явно обделённой эмпатией мамы-азиатки и двух азиатской же внешности детей-подростков переселяется в новый дом. Дочь Хлоя переживает депрессию по поводу недавней смерти лучшей подруги, причину гибели которой видят в употреблении запрещённых веществ. Сын Тайлер устраивает всякие подлянки одноклассницам и хочет понравиться местному школьному авторитету, которого приводит в дом, а тот, недолго думая, прыгает с постель к его неразборчивой сестре. И в этой каждодневной суете члены семьи постепенно замечают, что кроме них в доме присутствует некая сущность. Кто оно и какова его цель – вопросы, которые составляют главную интригу фильма и наверняка будут вынесены на разрешение зрителями после его просмотра.
Конечно, в содержательном и событийном плане «Присутствию» далеко до классического «Привидения» (1990) с Патриком Суэйзи, Деми Мур и Вупи Голдберг в главных ролях, однако тут и задача была поставлена другая: сделать потусторонний триллер-головоломку в стиле реалити-шоу. Ведь даже без привязки к жанру наблюдать за жизнью отдельно взятой семьи изнутри при изначально заданной соответствующей тематике может быть весьма интересно. Вот и в «Presence» сценарий сперва работает исключительно, как социальная драма, затрагивая такие проблемы, как непонимание отцов и детей, школьный «буллинг» и поведение современных подростков. Однако, чем дальше, тем больше бедному призраку, который вынужден наблюдать это грязное бельё воочию, начинаешь откровенно сочувствовать. Лобызания и сексуальные сношения не по годам ранних детишек, исповедальные монологи и диалоги, сопли и истерики (вся семья у них какая-то очень уж нервная) и обязательные в таких случаях скандалы. Честно говоря, по истечении часа экранного времени, на месте несчастного привидения мы бы тоже с удовольствием выписали пару-тройку затрещит и пинков героям данной истории; авось, и помогло бы избежать дальнейших проблем. Забавно то, что концовка вызвала бурное обсуждение примерно таких же нетерпимых подростков, какие показаны в фильме, что можно судить по некоторым оставленным в сети комментариям (осторожно, по ссылке спойлеры!). Молодёжь сразу принялась выяснять, что же это было: петля времени, весточка из параллельной вселенной, несколько независимых призраков или что-то ещё? И, надо сказать, парочка хорошо аргументированных вариантов объяснения задумки Дэвида Кеппа там действительно нашлась (особенно на www.reddit.com креативно выглядит версия пользователя с никнеймом Proud-Information495, принимающая во внимание даже двойное имя Хлои).
Что ж, сценарный ребус финала и уже отмеченная оригинальность подачи – именно то, чем запомнится данная работа человека-оркестра Стивена Содерберга, даже несмотря на наличие определённых минусов и недостатков, выразившихся в средневзвешенных рейтингах и отдельных отзывах критиков (недостаточное раскрытие героев, отсутствие глубины повествования, наличие неприятных сцен и т.п.). Мы же со своей стороны только приветствуем качественные попытки предложить зрителю что-то новое, расширить границы кинематографа и отойти от лекала в рамках практически неразвивающегося жанра. Ну, а поскольку любая инициатива должна оцениваться по достоинству, на сей раз наша оценка реализованному проекту американского художника-экспериментатора будет суммарно положительной: действительно, снять достойное развлекательное кино за два миллиона долларов оказалось возможно.
______________________________
Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру