Найти в Дзене
Репетитор Иванова

Нейроразнообразие и учебная нагрузка

Почему одним детям в школе особенно трудно После разговора о том, что асинхронность развития у детей одного возраста это норма, важно сделать следующий шаг. Потому что внутри этой нормы есть дети, у которых расхождения между функциями выражены заметнее. И именно они чаще всего первыми не выдерживают школьный формат. Современная наука называет это нейроразнообразием. Это не диагноз и не ярлык, а описание того, что нервная система у разных детей устроена по-разному и по-разному распределяет нагрузку. В учебном контексте это означает, что при одинаковых требованиях школы разные дети тратят ресурсы на разные процессы. У кого-то больше энергии уходит на понимание речи, у кого-то — на контроль и удержание инструкции, у кого-то — на техническое чтение, у кого-то — на формулирование ответа. Все эти дети сидят за партами и выполняют одно и то же задание, но нагрузка у них распределяется совершенно по-разному.⚙️ Общее у всех этих ситуаций одно. Школа предлагает универсальный формат: один темп,
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

Почему одним детям в школе особенно трудно

После разговора о том, что асинхронность развития у детей одного возраста это норма, важно сделать следующий шаг. Потому что внутри этой нормы есть дети, у которых расхождения между функциями выражены заметнее. И именно они чаще всего первыми не выдерживают школьный формат.

Современная наука называет это нейроразнообразием.

Это не диагноз и не ярлык, а описание того, что нервная система у разных детей устроена по-разному и по-разному распределяет нагрузку.

В учебном контексте это означает, что при одинаковых требованиях школы разные дети тратят ресурсы на разные процессы. У кого-то больше энергии уходит на понимание речи, у кого-то — на контроль и удержание инструкции, у кого-то — на техническое чтение, у кого-то — на формулирование ответа. Все эти дети сидят за партами и выполняют одно и то же задание, но нагрузка у них распределяется совершенно по-разному.⚙️

  • Например, есть дети, у которых очень быстро работает мышление и активно формируется речь. Они много говорят, охотно отвечают, у них много идей. Но при этом удержание инструкции, последовательность действий и контроль требуют от них больших усилий. В результате они могут понимать не всё, перепрыгивать в рассуждениях с одной мысли на другую, терять нить задания. Это ни в коей мере не связано с уровнем интеллекта. Это именно профиль нагрузки, при котором на декодирование и регуляцию уходит больше ресурсов, чем у других детей того же возраста.
  • Есть другая группа детей, у которых значительная часть ресурсов уходит на техническую сторону чтения. На различение букв, звуков, на соотнесение написанного и произнесённого. Даже при хорошем словарном запасе и нормальном мышлении на осмысление текста у них просто не остаётся энергии. Такие дети могут читать, но не понимать. Уставать быстрее. Избегать текстовых заданий 📖. Это значит, что они испытывают перегрузку на ранних этапах обработки.
  • Есть дети, у которых формально хорошо развита речь, словарь, грамматика. Но при этом уязвим уровень понимания контекста. Чего именно от меня хотят? В каком смысле задан вопрос? Где здесь прямое требование, а где подразумеваемое? Про таких детей обычно говорят, что они ничего не понимают. А на самом деле инструкция была воспринята буквально и без учёта скрытых требований.

Общее у всех этих ситуаций одно. Школа предлагает универсальный формат: один темп, один объём и один способ предъявления. Для усреднённого профиля это может быть относительно посильно. Для нейроразнообразных детей перегрузка наступает быстрее. Функции выключаются 🔌 раньше. И дальше мы видим не прогресс, а защитные реакции, как то: усталость, отказ от работы, снижение интереса, уход от сложных заданий.

Обычно нетерпеливые взрослые рассматривают такое поведение детей как отсутствие мотивации.

Но если смотреть на эту проблему функционально, то становится понятно, что это реакция системы, которая постоянно работает на пределе. Ещё раз: не потому, что ребёнок не хочет, а потому что формат обучения не учитывает, где именно сейчас его самая уязвимая точка.

Нейроразнообразие не требует лечения и исправления. Оно требует перераспределения нагрузки. Нужно дать ему опору там, где функция перегружена. Изменить форму, а не содержание. Замедлить темп, а не усилить давление. Задача не в том, чтобы «подтянуть до нормы» (потому что это тоже норма), а в том, чтобы дать функциям дозреть без постоянного стресса.

Пока школа ориентируется на среднее, именно нейроразнообразные дети будут сталкиваться с трудностями первыми. И наша задача как взрослых — увидеть в этом не проблему ребёнка, а несоответствие между требованиями среды и возможностями его нервной системы на данном этапе развития.

В следующей статье я буду подробно говорить о перегрузке как ключевом механизме учебных сбоев и о том, почему попытки «нажать сильнее» почти всегда дают обратный эффект.