Найти в Дзене
Москонцерт

В 2026 году исполняется 250 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана

Автопортрет
Автопортрет

Эрнст Теодор Амадей Гофман — выдающаяся фигура немецкой культуры, совмещающая в себе таланты писателя-романтика, сказочника, композитора, художника и юриста. В 1805 году, вдохновившись музыкальным гением Вольфганга Амадея Моцарта, он изменил свое имя с «Вильгельм» на «Амадей» (Amadeus). Под псевдонимом Иоганнес Крейслер (Johannes Kreisler) он публиковал свои заметки о музыке, что добавило ему популярности среди ценителей искусства.

Хотя Гофман выбрал карьеру в юриспруденции, он всегда стремился вырваться из ее строгих рамок и посвятить себя искусству. В 1800 году он с успехом завершил обучение на юридическом факультете Кёнигсбергского университета и начал работать в государственной службе. С 1800 по 1807 год он занимал различные должности, параллельно развивая свои музыкальные и художественные увлечения.

Автопортрет-карикатура
Автопортрет-карикатура

Уникальная черта гофмановской фантастики заключается в том, что миры человеческого и сверхъестественного пересекаются, создавая единую реальность, в которой реальное и волшебное живут бок о бок. В повести «Золотой горшок» на первый взгляд простая история о студенте Ансельме и его отношениях с семьей ректора Паульмана оборачивается глубоким исследованием сущности бытия. В Линдгорсте люди не замечают скрытых за привычными образами архетипов: архивариус оказывается магом, а простая торговка — ведьмой.

-3

Гофман привносит не только мифологизированную реальность, но и вневременность, запечатленную в мифах, как видно в его новелле о фосфоре и лилии, которая исследует разрыв между природой и человечностью, духом и материей, а также борьбу светлых и темных сил.

Во времена жизни Гофмана его творчество не пользовалось особым признанием в Германии, где критики предпочитали более серьезные и глубокие формы романтизма, свободные от сарказма и сатиры. Однако за пределами Германии его работы были гораздо более популярны, особенно в России, где Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов» и «живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал его произведения как на русском, так и на языке оригинала.

В. Е. Маковский. Иллюстрация к сказке «Щелкунчик». 1882.
В. Е. Маковский. Иллюстрация к сказке «Щелкунчик». 1882.

Согласно исследованиям, идея создания «Щелкунчика» возникла у Гофмана в тот период, когда он сочинял и рассказывал сказки детям своего друга Юлиуса Гитцига — Фрицу и Мари. Основная работа над историей о Щелкунчике велась с 29 октября по 16 ноября 1816 года, после чего рукопись была передана издателю Георгу Раймеру. Повесть увидела свет в первом томе «Детских сказок Карла-Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха де ла Мотт-Фуке и Э. Т. А. Гофмана», который вышел в Берлине накануне Рождества. Известно, что 16 декабря того же года Гофман уже держал в руках только что напечатанные четыре экземпляра этой книги, которая считается первым собранием детских романтических сказок в Германии. Спустя три года история о Щелкунчике и Мышином короле была опубликована в сборнике «Серапионовы братья».

Как отметил исследователь немецкого романтизма Рюдигер Сафранский, сказка о Щелкунчике и Мышином короле привлекла внимание прусского военачальника Августа Гнейзенау, который был впечатлён батальными сценами с участием мышиного войска и армии кукол. Гнейзенау даже признался в одном из своих писем, что автор повести «с невероятным мастерством описал грандиозное сражение, убедительно объяснив поражение Щелкунчика захватом батареи, расположенной неудачно у матушкиной скамеечки для ног».

5 малоизвестных фактов о Гофмане:

  1. В юности Гофман любил отчаянные проделки. Например, когда однажды он влюбился в воспитанницу женского пансиона, располагавшегося по соседству, они с приятелем попытались прорыть туда подземный ход, а когда попытка была пресечена – соорудили настоящий воздушный шар, который, правда, взорвался над двором пансиона (видимо, распугав всех воспитанниц).
  2. Гофман прекрасно рисовал. В 1796-м году, живя в городе Глогау (ныне Глогув) он помог своему знакомому художнику Алоису Молинари расписать местную иезуитскую церковь. Некоторые залы Варшавского «Музыкального собрания», одним из учредителей которого был Гофман, были украшены его росписями.
  3. У Гофмана действительно жил очень любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за ними в ящик его стола, чтобы читать вслух. Кот вполне имел возможность прочитать вслух первый том сатирического романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», вышедший в 1819 году, однако до выхода второго тома (1821 г.) он уже не дожил.
  4. В 1799 году Гофман дебютировал в амплуа композитора, написав несколько коротких опер, которые были с успехом поставлены на сцене театра города Познань, где он в то время жил.
  5. Первый русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.) имел название «Сказка о Щелкуне» (1834 г). Второй перевод назывался «Кукла г-н Щелкушка» (1835 г). Но настоящую всероссийскую (и всемирную!) известность эта повесть получила во многом благодаря балету Петра Ильича Чайковского.
Премьера «Щелкунчика» в Мариинском театре. 1892.
Премьера «Щелкунчика» в Мариинском театре. 1892.

В 1892 году зрители увидели балет Петра Чайковского «Щелкунчик». Либретто к этому произведению было написано Мариусом Петипа, основываясь на рассказе Гофмана и его более позднем адаптированном варианте, созданном Александром Дюма-отцом в 1844 году, получившем название «История Щелкунчика». Интересно, что в первоначальных планах балет должен был включать революционные мотивы, однако, учитывая, что постановка предназначалась для Императорских театров, эту идею решили оставить. Чайковский подходил к «Щелкунчику» как к поэме о любви, юности и триумфе добрых сил, основная тематика которой была выражена в абстрактной, иносказательной форме. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре, где роль Щелкунчика исполнил Сергей Легат. С 1919 года балет стал частью репертуара Большого театра, а с 1966 года появилась замечательная традиция: каждый год 31 декабря на его сцене спектакль «Щелкунчик».

Петр Чайковский
Петр Чайковский

В партитуре «Щелкунчика» Чайковский использовал новые для русской музыки второй половины XIX века инструменты. Внимание композитора привлекла французская челеста — клавишный металлофон. Ее Чайковский услышал на премьере драмы «Буря» Эрнеста Шоссона и остался очарован сказочным звучанием инструмента. О неожиданной находке он написал в 1891 году музыкальному издателю Петру Юргенсону:

«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком… Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Купить его можно только в Париже у господина Мюстэля… Так как инструмент этот нужен будет в Петербурге раньше, чем в Москве, то желательно, чтобы его послали из Парижа к Осипу Ивановичу. Но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают и раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами».

Иван Всеволожский. Эскиз костюмов Клары и ее брата Фрица. 1892 год
Иван Всеволожский. Эскиз костюмов Клары и ее брата Фрица. 1892 год
«Наверное, главная мысль спектакля заключается в том, что каждый ребенок рано или поздно должен стать взрослым и осознать это. Поэтому Мари решается на бегство, подобно тому, как ребенок стремится быстрее стать взрослым. Она делает важный шаг, вставая на защиту незнакомого ей человека. Ответственный, зрелый поступок взрослеющей девочки. Наша сказка об этом — рано или поздно всем придётся брать на себя ответственность: за своё счастье, за свою любовь, за всё», — режиссёр Вадим Летунов.

До 8 января на сцене Москонцерт Холла (ул. Каланчёвская, 33) — "НЕбалет Щелкунчик: Игра начинается."

Постановочная команда Москонцерта подготовила новую версию знаменитой сказки Э.Т.Гофмана. На этот раз музыка Чайковского прозвучит в новой аранжировке, которая, без всяких сомнений, найдет отклик в сердце каждого зрителя. Режиссер Вадим Летунов и хореограф-постановщик цирковых и эстрадных шоу Иван Межевикин создали увлекательное представление по всем законам мультижанровой постановки.

«У нас получилась довольно лаконичная адаптация известной сказки. Мы акцентировали внимание на ключевых персонажах, которые являются двигателями сюжета. Что касается музыки… Пётр Чайковский создал поистине сказочную музыку, и я не могу представить ничего более подходящего для истории Гофмана. Во время обсуждения выбора музыкального сопровождения я отметил, что, на мой взгляд, альтернативы не существует. Ни одно другое произведение, написанное позже на эту тему, не передаёт той атмосферы, которую создаёт музыка Петра Ильича. Тем не менее, в нашем проекте мы не ограничиваемся только его музыкой. Также будут представлены другие хоровые и вокальные произведения, которые добавят разнообразия и станут приятным сюрпризом для зрителя», — режиссёр Вадим Летунов.

Для зрителей приготовлен цифровой квест, где вместе с необычными персонажами всем участникам предстоит совершить путешествие по уровням игры — от Леденцового луга до дворца Щелкунчика, чтобы в финале виртуальный принц смог обрести настоящую жизнь, переместившись в реальный мир. Вам предстоит увидеть не просто спектакль, а настоящий квест Рождества!

Постановщики:
Режиссер-постановщик, сценарист – Вадим Летунов
Художник по костюмам – Анна Тиханушкина
Хореограф – Иван Межевикин
Художник по свету, сценограф - Антон Гордиенко
Постановщик боевых сцен – Евгений Гулюгин
Продюсер – Иоланта Запашная
Видеоконтент – мультимедиа студия SHUM

Действующие лица и исполнители:
Дроссельмейер (крестный) – Руслан Суров
Мари – Анастасия Коршунова
Щелкунчик – Даниил Огнев
Франц – Серафим Саломатников/Никита Павленко
Мышиный король – Равшан Мустафин
Свита, горожане, солдаты, мыши, зефирки, сирины, придворные – артисты Танцевального объединения Москонцерта
Солисты Государственной капеллы Москвы имени Вадима Судакова
Ансамбль солистов Московского хорового театра Бориса Певзнера, художественный руководитель Заслуженная артистка России Елена Гречникова

Звукорежиссеры – Алексей Кушниров, Даниил Зубков
Осветители – Никонов Даниил, Анисимов Даниил, Нискогуз Павел