«Пружина», повесть о поздней любви
Ритм в прозе невозможно создать без волнения, без эмоции, и в прозе можно услышать и это волнение, и дыхание автора. Неравнодушие писателя – это то, что делает прозу почти поэзией.
Татьяна Чекасина – писатель традиционный, работающий методом реализма, а все такие авторы создавали свои произведения не ради сиюминутного, не ради выгоды. Это не коммерческая литература. Не стоило бы вообще такую литературу упоминать, но она у нас в данное время главенствует, а вот настоящим писателям не пробиться к читателю.
Настоящие писатели работают ради той идеи, которой были охвачены на момент создания, начиная с замысла и до полного воплощения этой идеи на страницах готового произведения. Эту идею, эту мысль они хотят непременно донести до читателя, убедить читателя в своей правоте, а в итоге убедить государство внести в общество те поправки, которые ему на данный момент необходимы.
Но писатель художественный – не журналист, не политик, и не социолог, он воздействует на общественное сознание с помощью художественных произведений, для убедительности которых требуется применять самые разные приёмы художественного мастерства. Одним из таких приёмов и является ритмичность прозы.
Приведём фрагмент о строении прозаической речи из интересного исследования М.М. Гиршмана «Ритм художественной прозы»:
«Чем же объяснить относительную невнимательность теории литературы к строению прозаической речи?
Одну из причин очень отчетливо сформулировал Ф. Зелинский, заметив, что вопросам прозаического изложения не придается специального значения…
Если стих своей ярко выраженной “необыкновенностью” речевого строения прямо-таки “требует” специального анализа, то проза на первый взгляд вполне “обычна”, вполне укладывается в общеязыковые нормы, так что в строении и организации прозаической речи прямо не выявляется предмет специального изучения для литературоведческой науки.
В частности, ритм прозы при таком подходе отождествляется с “естественным ритмом” языка, рассмотрение которого находится в ведении лингвистики. Однако и теоретический, и исторический анализ литературного творчества заставляет усомниться в том, что художественную прозу можно рассматривать как “обычную речь”…»
Да, художественная проза имеет своеобразную организованность и свою особую ритмичность, и в этом она не уступает поэзии.
Сегодня мы остановимся на одном лишь художественном приёме ритма прозы, который называют по разному, а по сути эти названия ведут к минимальным различиям того, что они называют.
Итак, ритм прозы в частности создаётся с помощью: повторения элементов текста, одних и тех же мотивов и ситуаций через определённые промежутки. Этот художественный приём ещё называют повтором. Но похожим приёмом можно считать и лейтмотив (с немецкого – ведущий мотив) – образ художественной речи, повторяющийся в произведении как момент переживания героя. И, наконец, рефрен. Это название тоже подходит, хотя и обозначает «припев» в песне.
«Темень. Капель у окна. Поезда. Один – с юга на север, второй – с севера на юг».
«Он рядом с ней на кровати. Поезда грохочут, предлагая уехать от Марии. Идут только в двух направлениях: с юга – на север и с севера – на юг».
Досада: на обычный поезд успел вовремя, на аллегорический опоздал.
«В эти дни – идея удрать из Напалкова, от Марии… Поезда ходят… Вот один с юга – на север, второй – с севера на юг…»
«Капитальный мост дальше по реке. Им поезда идут с юга – на север и с севера – на юг».
«Ночью ледяная метель. Лёд бьёт в окна. А Корневу непогодь обещает перемену. Поезда, правда... С юга – на север, с севера – на юг…»
«В ту ночь он не слышит поездов: ни с юга – на север ни с севера – на юг…»
Это фрагменты повести «Пружина». И даже эти небольшие примеры тотчас погружают нас в непростой и очень поэтичный мир этой повести.
Вот как об этом говорит в приводимой нами научной работе М.М. Гиршман:
«По своеобразному строю речи читатель не только очень часто сразу же узнает писателя, но и улавливает какой-то очень важный, никак иначе не выразимый смысл – смысл, непосредственно причастный к жизненному содержанию и художественной ценности литературного произведения».
И такой вывод:
«Ритм – гарант подлинности произведения»
«Пружина», не только повесть о поздней любви, как означено в заголовке, любви страстной, откровенной и даже неуёмной мужчины к женщине, это повесть о том, как человек начал терять себя, находился в поиске своего пути, и как (нелегко, но радостно) вышел на этот путь.
Художественная функция ритма в предсказуемости «ритмического ожидания». И ощущается читателем как особый эффект. Этот эффект достигается в том случае, если ритмические звенья успели повториться не менее трёх раз. В анализируемой нами повести именно так и выстроен ритм. Герой Степан Корнев переживает глубоко, его жизнь и внутренняя, и внешняя динамична, и каждый из приведённых рефренов – некий итог каждого периода переживаний и действий на каждом отрезке бытия. Есть в этом произведении и другие рефрены, по смыслу также наполненные глубоким содержанием.
Вот как говорил о ритме прозы Дж. Голсуорси:
«Что такое ритм, как не таинственная гармония между частями и целым, создающая то, что называется жизнью; точное соотношение, тайну которого легче всего уловить, наблюдая, как жизнь покидает одушевленное создание, когда необходимое соотношение частей в достаточной мере нарушено. И я согласен с тем, что это ритмическое соотношение частей между собой и частей и целого, иными словами, жизненность, и есть единственное свойство, неотделимое от произведения искусства”.
Подытожим всё сказанное именно словом жизненность, ибо оно и является ключевым словом применительно к повести о поздней любви под названием «Пружина».
«Пружина»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/
ИНФОРМАЦИЯ в интернете: ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА ПИСАТЕЛЬ (книги; авторские видео: чтения произведений, монологи на запретные темы, цикл «Тайны мастерства»)
Н А К А Н А Л А Х: Д З Е Н: «Татьяна Чекасина писатель»;
«Литература-вед»: https://dzen.ru/id/6624b223731b000bc09b0a9e?share_to=link
«Советские писатели»: https://dzen.ru/id/6627a955e8204c09edce2a29;
«Музыка на страницах»: https://dzen.ru/id/678f902071feae4844721cf3;
«Супер-чтец»: https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link ;
Telegram - К А Н А Л: «Татьяна Чекасина писатель»: https://t.me/+3BdHpLlvvd9kZWMy
«Супер-чтец»: https://t.me/+mHc5DWBVHYw0OTRi;
Р У Т У Б: «Татьяна Чекасина писатель».
В К О Н Т А К Т Е: «Татьяна Чекасина писатель»: https://vk.com/chekasinapisatel
«Ева Патия», https://vk.com/wall890607646_5 «Натали Конюшая»: https://vk.com/feed