В программу XVI МРФИ включены спектакли театра «Глобус». 13 декабря – «Дама с собачкой» по рассказу Чехова; 11 декабря – «Кира и Кира» по пьесе и в постановке Александра Липовского. Совершенно разные истории объединены темой любви, но тоже разной. В первом случае она разрушительна, во втором созидательна.
«Нужна трагическая актриса», – так назывался в театре на Красной Пресне давний спектакль Юрия Погребничко по знаменитой пьесе Островского про странствующих актеров. В «Глобусе» тоже шел «Лес» – в постановке Романа Самгина, где Несчастливцев, возмечтавший поставить спектакль, говорил безродной девушке Аксюше: «Нужна трагическая актриса».
Но ему, ремесленнику, пьянице и позеру, было самому некуда идти, тем более вести за собой. Аксюша, чуть было не поверившая в ночные сказки, предпочла остаться дома и выйти замуж за Петю. Спокойная, размеренная, повседневная любовь была для нее важнее, чем призрачные мечты. Да и не про любовь был тот спектакль, а про ее суррогат.
Аксюшу играла Екатерина Аникина. Из ее героини так и не получилось трагической актрисы, она была всего лишь бесприданницей, мечтавшей о семье. Та роль осталась в прошлом, а в настоящем – главные роли в спектаклях «Дама с собачкой» и «Кира и Кира», где любовь далека от спокойствия. Здесь в полной мере проявилось трагическое дарование Екатерины Аникиной, вписанное как в классическую, так и в современную драматургию.
Игорь Теплов поставил печальный рассказ Чехова как площадно-буффонно-фарсовое действо, происходящее, по его определению, в анатомическом театре. Чтобы хоть как-то приблизиться к пониманию такого загадочного явления, как любовь, нужно разъять тело и душу на атомы. Для врачей-патологоанатомов происходящее с другими – еще и повод высмеять всё и вся. Ведь это так забавно, наблюдать, как люди сходят с ума, а потом попадают на больничную каталку. У сотрудников анатомического театра всегда найдутся объекты профессионального цинизма.
Он и она, Анна Сергеевна и Гуров, рассматриваются как пациенты, пережившие болезнь со смертельным исходом. Каждый из них томился скукой повседневности, от которой было некуда деться даже в солнечной Ялте. Он привык развлекаться с «низшей расой», она не понимала ни мужа, ни себя. Их встреча всё перевернула до состояния «дрыдыриц». Любовь, неосознанная и перешедшая в состояние безнадеги, накрыла их, сломила и уничтожила.
Развязный и самовлюбленный красавец Гуров (Алексей Кучинский) и сам не заметил, как попал под расход. Тихая, робкая, ломкая Анна Сергеевна, чей разум и до этого находился в зачаточном состоянии, и вовсе не сознает, что же за страшная сила обрушилась на нее. В театре, где дают пошлую опереттку «Гейша», она сидит тихохонько, как мышка-норушка, в нелепом вечернем платьице, напяленном на больничную сорочку, в антракте быстро и воровато поедает какие-то крошки из своей сумочки. Увидев Гурова, пускается в бегство, забивается под настил подмостков, умоляет его уехать. Она и правда жалкая, эта несчастная женщина, не умеющая владеть ни собой, ни обстоятельствами.
А люди в белых халатах из насмешников и циников постепенно вырастают до сочувствующих гуманистов. Ведь, по сути, такая любовная история может случиться с каждым человеком, пытающимся как-то справиться с пустотой прозябания. Напрасно искать спасение в любви. Любовь по Чехову, писавшему «Даму с собачкой» смертельно больным, только обостряет наше бесплодное стремление к недостижимому счастью.
Традиционный реализм не способен передать то, что остается за гранью повседневности. Игорю Теплову понадобилась особая форма актерского существования, чтобы развеселить зрителя, увлечь его в стихию иронии и гротеска, погрузить в круговерть театрального абсурда – и постепенно привести к осознанию экзистенциального одиночества, из которого нет выхода. Выход находится в иных пространствах.
Вслед за «Дамой с собачкой» Екатерина Аникина шагнула в «Киру и Киру», чей мир звонок, радостен и приветлив. Но бэкграунд заглавных героев – их трагическое одиночество среди родственников и друзей, которые всё понимают, но ничего не могут изменить. Изменить можешь только ты сам.
Оба пережили утрату – у нее погиб муж, он (Максим Гуралевич) остался вдовцом. Прошлое не отпускает, не позволяет строить новые отношения, напоминает о себе музыкой, стихами, первым весенним ливнем, ароматом цветущих яблонь. И всё же отношения неминуемы, если происходит встреча с человеком такой же душевной организации. Если к нему начинает тянуть, если начинаешь постоянно думать о нем. Если решаешься позвать его на свидание, а это подобно прыжку с вышки в воду. А потом влюбленная женщина, трепетная и порывистая, искренняя и нежная, снова убегает в прошлое, и только экстремальная ситуация поможет ей окончательно понять, что им не жить друг без друга.
Любовь накрыла Киру и Киру помимо их воли, как и героев Чехова, но сломила только волю к сопротивлению. А взамен дала жажду жизни, вдохновение, смысл. Дала общее будущее, в котором мир звонок, радостен и приветлив.
Разные чувства вызывают у зрителя эти спектакли. «Дама с собачкой» заставляет задуматься о том, что в мире существуют необъяснимые с точки здравой логики вещи, и это надо принять. «Кира и Кира» внушают надежду, оптимизм, позитивный настрой. Одно не исключает, а дополняет другое.
Яна Колесинская
2 декабря 2025 г.