Найти в Дзене
Эридан Энерджи

Проект КТП: решения, усложняющие обслуживание и ремонт

Неправильный выбор места подстанции усложняет эксплуатацию и обслуживание: Проекты КТП обязаны включать расчёт и схемы заземления с учётом удельного сопротивления грунта и норм по сопротивлению, поскольку некорректный проект заземления приводит к повышенному шаговому/касательному напряжению и ухудшает работу защит. Ошибки типовых схем планировки подстанции, включая размещение трансформаторов, КРУ/ВРУ, шинных мостов, могут: Проекты часто недооценивают требования к вентиляции и температурному режиму внутри КТП, особенно при размещении внутри зданий или в климате с экстремальными температурами. Неправильная вентиляция приводит к тепловым перегрузкам, ускоренному старению изоляции и элементам, и к необходимости частого, дорогостоящего обслуживания. Нарушение норм по электрическим зазорам и расстояниям между токоведущими частями, доступными для обслуживания зонами приводит к снижению безопасности техперсонала и усложняет обслуживание шин, разъединителей и измерительных трансформаторов. Пра
Оглавление

1. Ошибка в выборе места установки КТП

Неправильный выбор места подстанции усложняет эксплуатацию и обслуживание:

  • размещение в зоне ограниченного доступа для техники и людей;
  • слишком близко к зданиям без учёта вентиляции и противопожарных норм;
  • отсутствие учёта климатических условий (высокая влажность, агрессивная среда, вибрации).

    При проектировании учитывают тип, мощность, климат и требования к доступу для техобслуживания, иначе ремонтные работы оказываются затруднительными или небезопасными в эксплуатацию.

2. Неполный учёт требований по заземлению и молниезащите

Проекты КТП обязаны включать расчёт и схемы заземления с учётом удельного сопротивления грунта и норм по сопротивлению, поскольку некорректный проект заземления приводит к повышенному шаговому/касательному напряжению и ухудшает работу защит.

3. Неправильный выбор размеров и компоновки оборудования

Ошибки типовых схем планировки подстанции, включая размещение трансформаторов, КРУ/ВРУ, шинных мостов, могут:

  • ухудшить доступ для обслуживания;
  • создать неудобства при замене крупногабаритных элементов;
  • привести к пересечению путей технического обслуживания с опасными зонами.

    Это особенно критично на стеснённых площадках, где каждый метр влияет на техпроцессы.

4. Отсутствие или некорректная вентиляция и климатический расчёт

Проекты часто недооценивают требования к вентиляции и температурному режиму внутри КТП, особенно при размещении внутри зданий или в климате с экстремальными температурами. Неправильная вентиляция приводит к тепловым перегрузкам, ускоренному старению изоляции и элементам, и к необходимости частого, дорогостоящего обслуживания.

5. Игнорирование требований к минимальным расстояниям и зазорам

Нарушение норм по электрическим зазорам и расстояниям между токоведущими частями, доступными для обслуживания зонами приводит к снижению безопасности техперсонала и усложняет обслуживание шин, разъединителей и измерительных трансформаторов. Правила ПУЭ и международные стандарты регламентируют эти параметры, и их нарушение — прямой риск для обслуживания и РАЗРЕШЕНИЯ работ на объекте.

6. Недостаточный учёт нагрузочного потенциала и будущих расширений

Проект, рассчитанный только на существующую нагрузку без учёта возможного роста потребления, приводит к сложности модернизации:

  • необходимость реконструкции трасс и кабельных вводов;
  • замена оборудования и шин;
  • увеличение стоимости обслуживания из-за многочисленных переделок.

Недостаточный прогноз эксплуатационной нагрузки усложняет ремонт и эксплуатацию в будущем.

7. Проблемы с выбором коммутационных и защитных устройств

При проектировании КТП неправильный подбор защит, коммутации и аппаратуры управления приводит к тому, что:

  • обслуживание устройств оказывается сложным из-за узких мест в доступе;
  • трудоёмкая процедура замены защитных модулей;
  • отсутствие стандартных интерфейсов для подключения диагностических средств.

Это усугубляет эксплуатационную надёжность и увеличивает продолжительность ТО.

8. Недостаточное внимание к электромагнитной совместимости (EMC) и кабельным трассам

При проектировании уделяют мало внимания защите линий связи, вторичных цепей и кабелей управления от электромагнитных наводок. Неучтённые ЭМ влияния могут вызвать ложные срабатывания защит, контрольных устройств и усложнить диагностику и обслуживание.

9. Ошибки в проектировании вспомогательных систем (SCADA, освещение, телевидение контроля и др.)

Недостаточное проектирование вспомогательных систем приводит к необходимости переделок:

  • отсутствие инфраструктуры для мониторинга и дистанционного обслуживания;
  • неудобный доступ к панелям управления;
  • отсутствие условий для безопасной работы персонала в ночное время.

Это увеличивает трудозатраты на регулярное обслуживание.

Вывод

Ошибки проектирования КТП, такие как неучёт требований к месту установки, неверный расчёт заземления и вентиляции, некорректные габариты и расстояния, недостаточный резерв по нагрузке и низкое внимание к EMC и вспомогательным системам, напрямую усложняют обслуживание, эксплуатацию и ремонт. При правильной разработке проектной документации эти риски устраняются на стадии проектирования, что снижает затраты и увеличивает надёжность объекта.

📌 Если вам нужен чек-лист по критериям оценки, помощь в заполнении формы или остались вопросы — напишите в наш Telegram

Мы всегда на связи и будем рады помочь.