Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Кто там играет левой?

В одном из номеров "Лучика" в этом году мы рассказывали – создавая увертюру к фильму "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", композитор Владимир Дашкевич вдохновлялся "Рондо" Генри Пёрселла. Увертюра: Рондо: Музыка получилась совсем другая, но, если попеременно несколько раз прослушать начальные такты обоих произведений, то можно услышать, как "Рондо" звучит в аккордах "Увертюры". Так черты Стэплтона проступали на портрете сэра Гуго Баскервиля... Помните эту сцену в книге и фильмах? Кстати, художник-оформитель, создававший портрет сэра Гуго для декораций Баскервилль-холла в советском фильме, вдохновился реальным портретом сэра Генри Ризли, графа Саутгемптона кисти Джона де Критса, 1603 год. Между прочим, Генри Ризли, граф Саутгемптон, изображённый на оригинальном портрете, был меценатом Шекспира и адресатом многих шекспировских произведений (Шекспир посвящал ему свои стихи и поэмы). Но мы отвлеклись от музыки. Увертюра Дашкевича к "Приключениям Шерлока Холмса..." – произведен

В одном из номеров "Лучика" в этом году мы рассказывали – создавая увертюру к фильму "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", композитор Владимир Дашкевич вдохновлялся "Рондо" Генри Пёрселла.

Увертюра:

Рондо:

Музыка получилась совсем другая, но, если попеременно несколько раз прослушать начальные такты обоих произведений, то можно услышать, как "Рондо" звучит в аккордах "Увертюры". Так черты Стэплтона проступали на портрете сэра Гуго Баскервиля... Помните эту сцену в книге и фильмах?

Кстати, художник-оформитель, создававший портрет сэра Гуго для декораций Баскервилль-холла в советском фильме, вдохновился реальным портретом сэра Генри Ризли, графа Саутгемптона кисти Джона де Критса, 1603 год. Между прочим, Генри Ризли, граф Саутгемптон, изображённый на оригинальном портрете, был меценатом Шекспира и адресатом многих шекспировских произведений (Шекспир посвящал ему свои стихи и поэмы).

-2

Но мы отвлеклись от музыки. Увертюра Дашкевича к "Приключениям Шерлока Холмса..." – произведение юмористическое (подстать фильму), а вот его же Реквием для "Собачьего сердца" – музыка вполне серьёзная, даже трагическая. Здесь задача была передать дух того сурового, беспощадного к людям времени, в котором разворачиваются комические события фильма.

И вряд ли Дашкевич имел в виду первую часть прославленного Александром Дюма Мерлезонского балета, когда создавал эту музыку. Но послушайте!.. Сходство есть, не правда ли?

https://web.ligaudio.ru/mp3/ballet%20de%20la%20merlaison?ysclid=mjicnwrka9792169065

Скорее всего, сходство случайное. Просто нот всего семь и... Ладно, с полутонами получается двенадцать. Хотя нет, струнники, гордясь возможностями своих инструментов, говорят, что у них до-диез и ре-бемоль – это разные ноты... Значит, тогда семнадцать?

Отлично, нот всего семнадцать, и мы наконец-то переходим к фильму "Семнадцать мгновений весны".

-3

Вспомним встречу Штирлица с женой. Эта сцена, совершенно немыслимая в реальности, стала главным украшением фильма. И музыка для неё была написана особенная – с длинным, почти минутным вступлением из монотонно повторяющихся томительных аккордов, задача которых – "выдержать" слушателя наедине с собой, погрузить его в сосредоточенное созерцательное состояние. Это как пост и молитва перед Причастием в духовной практике (не забываем, "откуда есть пошла" высокая европейская классика – от духовной музыки, сопровождающей богослужения).

Вот мягко говоря не лучшее исполнение – пьеса "загнана" и исполняется на расстроенном инструменте:

Лучшего на ВК-видео, естественно, не найти, а Яндекс-музыкой я не пользуюсь, потому что она за деньги.

Ужас в том, что часто это вступление отрезают – публикуют пьесу Микаэла Таривердиева "Встреча" (или "Встреча с женой", или "Двое в кафе") сразу с начала звучания главной темы. Дескать, зачем тратить время уважаемого слушателя на ерунду – надо сразу красоту давать, а не вот это скучное "трям, трям, трям, трям"… И это ужасно. Это отчаянно ужасно. Это тот момент, когда не хочется жить, потому что – а как? И ради чего? Потому что "трям-трям" – это... Во-первых, это красиво. Во-вторых, это главное в пьесе. И в-третьих, это доведённая до крайности, до концептуальной чистоты гениальная завораживающая левая рука из Прелюдии ми минор Шопена! Послушайте...

Да, гармонии другие, темп другой (если Таривердиева не загонять), ну так никто же и не собирался цитировать Шопена буквально. Но в том, что автор "Встречи с женой" восхищался Прелюдией ми минор и много раз её внимательно слушал, я уверен на сто процентов. (Хотел было написать "на тысячу", но решил, что довольно и ста. А вы как думаете?)

Да, музыку на дзене выкладывать нельзя. Если бы мне было куда седеть, я бы поседел сейчас, пока искал на ВК-видео "видосики" для вставок в текст. Но не буду ругаться. По-моему, они только это и ждут, скалясь за моей спиной.