Найти в Дзене
ПАТРИОТ

«Мы сами виноваты? Китай уличили в копировании российских истребителей» Как Пекин превратил российские самолёты в свой бизнес

Когда речь заходит о военной авиации, многие привыкли думать, что Китай идёт своим путём. Но история куда интереснее.
Сегодня Пекин уверенно предлагает свои боевые самолёты третьим странам, хотя ещё недавно закупал их у России. И вот здесь начинается самое любопытное. Такую оценку дал главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачёв.
Он напомнил, что когда‑то Поднебесная закупила у России: Это огромный объём техники, который позволил китайским инженерам буквально разобрать каждую машину «по винтику». По словам Грачёва, Пекин провёл реверс‑инжиниринг, то есть фактически копирование.
Причём не только планера, но и попытался повторить двигатель — самую сложную часть любого самолёта. «Поднебесная полностью скопировала самолёты и пыталась скопировать двигатель. Китайские эксперты утверждают, что они даже улучшали эти решения», — отметил Грачёв. И теперь Китай ничего не закупает у России, а выпускает собственные машины и выходит на международный рын
Оглавление

Когда речь заходит о военной авиации, многие привыкли думать, что Китай идёт своим путём. Но история куда интереснее.
Сегодня Пекин уверенно предлагает свои боевые самолёты третьим странам, хотя ещё недавно закупал их у России. И вот здесь начинается самое любопытное.

«Китайская промышленность успешно скопировала российские истребители»

Такую оценку дал главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачёв.
Он напомнил, что когда‑то Поднебесная закупила у России:

  • около 200 истребителей Су‑27, Су‑30 и Су‑35,
  • до 800 транспортных самолётов,
  • примерно две тысячи двигателей.

Это огромный объём техники, который позволил китайским инженерам буквально разобрать каждую машину «по винтику».

По словам Грачёва, Пекин провёл реверс‑инжиниринг, то есть фактически копирование.
Причём не только планера, но и попытался повторить двигатель — самую сложную часть любого самолёта.

«Поднебесная полностью скопировала самолёты и пыталась скопировать двигатель. Китайские эксперты утверждают, что они даже улучшали эти решения», — отметил Грачёв.

И теперь Китай ничего не закупает у России, а выпускает собственные машины и выходит на международный рынок как самостоятельный игрок.

Индия — противоположный пример

Грачёв отдельно подчеркнул, что Индия, в отличие от Китая, продолжает использовать российские ключевые компоненты и не замечена в попытках копирования.

«За 25 лет Индия не была замечена в реверс‑инжиниринге ключевых компонентов», — напомнил он.

Это важный момент, потому что Нью‑Дели остаётся одним из крупнейших партнёров России в авиационной сфере.

Совместные проекты России и Китая: сотрудничество продолжается, но осторожно

Несмотря на конкуренцию, Москва и Пекин всё же работают вместе над крупными гражданскими проектами.
Глава Минпромторга Антон Алиханов в августе 2025 года заявил, что страны ведут совместную разработку:

  • дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта,
  • тяжёлого гражданского вертолёта.

Срок реализации — до 13 лет.
Проекты масштабные, и каждая сторона вносит свой вклад.

«Мы реализуем программу разработки, производства и обслуживания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, а также проект по созданию перспективного тяжёлого вертолёта», — отметил Алиханов.

Контракт «Вертолётов России» и китайской Avicopter

Ещё в 2021 году российский холдинг подписал соглашение с Avicopter о создании тяжёлого вертолёта AC332 AHL.

Российская сторона отвечает за:

  • рулевой винт,
  • трансмиссию,
  • накачку ресурса,
  • противообледенительную систему.

Срок проекта — всё те же 13 лет.
Это долгий путь, но такие машины не делаются быстро: масса, аэродинамика, надёжность — всё требует времени.

CR929 — флагман будущего

Отдельного внимания заслуживает CR929 — широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер нового поколения.
Его создают совместно российские и китайские авиастроители.

Версия CR929‑600 сможет перевозить до 280 пассажиров в трёхклассной компоновке и преодолевать до 12 000 км без дозаправки.

Для сравнения: это расстояние от Москвы до Буэнос‑Айреса.

Почему России нельзя отдавать производство двигателей ПД‑8 Китаю

Авиаэксперт Роман Гусаров высказался резко и однозначно.
Он считает, что размещать сборочные заводы российских двигателей ПД‑8 в Китае —
недопустимо.

«Это высокие технологии. Если мы их отдадим, то останемся без ничего. Такие подарки делать нельзя. Скопировать самолёт можно, а двигатель — нет», — заявил он.

И здесь он прав: двигатели — самая сложная часть авиации.
В мире всего несколько стран способны создавать их с нуля. Россия входит в этот узкий круг.

Почему двигатели — особая тема

Гусаров напомнил, что технологии создания авиационных двигателей не передают даже союзникам.
Это не просто детали — это десятки лет исследований, материаловедения, испытаний и инженерных школ.

ПД‑8 действительно может заинтересовать Китай, ведь у него есть собственный региональный самолёт ARJ21.
Но российская силовая установка пока проходит серию испытаний для получения сертификата типа — это финальный этап перед запуском в серию.

Что всё это значит на самом деле

Если смотреть шире, ситуация выглядит так:

  • Китай вырос из покупателя в самостоятельного производителя.
  • Россия и Китай продолжают сотрудничать, но каждый защищает свои ключевые технологии.
  • На рынке военной авиации Пекин стал конкурентом, а не клиентом.
  • В гражданской авиации — партнёр, но с оговорками.
  • Двигатели остаются главным стратегическим ресурсом, который никто не отдаёт.

И это логично: кто контролирует двигатели, тот контролирует авиацию.

МНОГОУВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Автор канала недавно перенёс операцию по удалению злокачественной опухоли головы, прошел курс химиотерапии. Онкология 3 стадии. Как никогда нужна ваша поддержка! К тому же, монетизация на Дзене скатилась до нуля. Именно, на вашей поддержке держится канал.

Если хотите поддержать проект и помочь автору в это трудное время, можете отправить донат через кнопку в правом нижнем углу. Это официальная возможность от Дзена. Платеж через СБП в два клика.

Никого насильно не призываю и милостыню не прошу. Просто, для тех кто по-братски захочет поддержать, сообщаю о возможности.

-2