Найти в Дзене
Аврелий Второй

ОБРЯД «ОТДАЧА ТЯЖЕЛОЙ МОНЕТЫ»

Легенда первая о происхождении обряда:
Давным-давно,
ещё до войны, в Одессе жил один купец — Хаим-Бенцион Розенблат.
Торговал он в порту всякой мелочью: свечи, пуговицы, медная посуда,
иногда даже французские зеркальца.
Человек он был честный, но, как говорят, «удача ходила мимо его лавки, только головой кивала».
Деньги у него задерживались ровно до полудня — к вечеру всё уходило на оплату долгов и товара.
И вот однажды, в конце осени, пришёл к нему старый раввин из Привоза, тот самый, у которого глаза — как две свечи в субботу.
Сел он за прилавком, взял в руки горстку медных монет, что лежала на весах,
и сказал тихо: — Хаим, ты держишь в руках тяжёлое. — Да ну, реб! Это
мелочь! — удивился купец. — Мелочь, но с историей. Эти монеты так долго
переходили из рук в руки, что напитались чужой бедой. И пока ты их
держишь, беда твоя будет жить с тобой. Откровение:
Раввин рассказал, что в старых книгах каббалы есть учение о «кейлим» — сосуды, которые принимают и удерживают свет или, н

Легенда первая о происхождении обряда:
Давным-давно,
ещё до войны, в Одессе жил один купец — Хаим-Бенцион Розенблат.
Торговал он в порту всякой мелочью: свечи, пуговицы, медная посуда,
иногда даже французские зеркальца.
Человек он был честный, но, как говорят, «удача ходила мимо его лавки, только головой кивала».
Деньги у него задерживались ровно до полудня — к вечеру всё уходило на оплату долгов и товара.
И вот однажды, в конце осени, пришёл к нему старый раввин из Привоза, тот самый, у которого глаза — как две свечи в субботу.
Сел он за прилавком, взял в руки горстку медных монет, что лежала на весах,
и сказал тихо: — Хаим, ты держишь в руках тяжёлое. — Да ну, реб! Это
мелочь! — удивился купец. — Мелочь, но с историей. Эти монеты так долго
переходили из рук в руки, что напитались чужой бедой. И пока ты их
держишь, беда твоя будет жить с тобой.

Откровение:
Раввин рассказал, что в старых книгах каббалы есть учение о «кейлим» — сосуды, которые принимают и удерживают свет или, наоборот, тьму.
Медь, говорил он, — это металл, что легко забирает на себя тяжёлые энергии.
И если её правильно «отдать», она унесёт с собой бедность, как корабль увозит груз в другой порт.
— В Торе, — сказал раввин, — есть история о Золотом Тельце.
Люди отдали золото, думая, что получат силу, но потеряли благословение.
Мы же сделаем наоборот: ты отдашь медь, чтобы вернуть себе силу.

Первое проведение обряда:
Раввин велел Хаиму три дня носить горсть медных монет в правом кармане, а каждое утро при счёте товара шептать:

Дух мой помощник, возьми всё моё безденежье да маяту, сведи на эти медяки.
Отнеси их туда, где им место, а мне верни благословение и удачу. Да
будет так! Да будет так! Да будет так!

На третий день он отвёл Хаима на церковный двор, где у ворот сидел старый нищий-моряк. Хаим отдал ему медь, думая:

Кто эту мелочь получает, тот моё безденежье забирает.

И ушёл, не оглядываясь.

Чудо:
Через неделю в порт зашла турецкая шхуна, капитан которой искал много свечей и медной посуды. Хаим продал ему почти весь свой товар, получил оплату вперёд и ещё заказ на следующий месяц. С того дня он всегда держал у себя «чистую» медь, а «тяжёлую» отдавал каждое новолуние.

Распространение:
Говорят, что этот обряд Хаим передал своей сестре Рахели, которая была знахаркой на Молдаванке. Она делала его для женщин, чьи мужья никак не могли подняться в торговле. А один молодой колдун, Лазар из Пересыпи, добавил к обряду щепотку мака — «чтоб беда рассыпалась», и у его клиентов долги исчезали как утренний туман.

Мудрость:
В одесских дворах говорили:

Если хочешь, чтоб удача пришла в дом — освободи ей место. А медь, сынок, это не место, это якорь.

И до сих пор старые купцы, когда видят, что в кассе завелась «тяжёлая»
мелочь, тихо перекладывают её в карман и думают о Хаиме-Бенционе,
который первый в Одессе догадался, что от бедности можно избавиться...
просто передав её другому.

ДРЕВНЯЯ ЛЕГЕНДА ОБ ОБРЯДЕ

Начало в Иерусалиме:
Много сотен лет назад, когда Храм в Иерусалиме ещё стоял, жил один молодой торговец по имени Элиэзер бен Шимон. Он был честный, благочестивый, но при всей своей работоспособности всегда оставался без денег.
Как говорили соседи:

Элиэзер зарабатывает днём, а ночью деньги сбегают от него, как голуби с крыши.

Однажды он подошёл к старому мудрецу и каббалисту — раввину Йехуде ха-Леви, который сидел на ступенях Храма.
Элиэзер жаловался, что бедность его преследует.
Раввин посмотрел на него и сказал:
— Ты носишь в кошельке монеты, в которых живёт чужая беда. Каждая медная монета — как сосуд, что впитал в себя тяжёлую энергию.
В Торе сказано (Шмот 32), что люди отдали золото Тельцу и потеряли
благословение. Но мудрые знают: если отдать тяжёлое правильно, можно
вернуть себе свет.

Появление Духа:
Раввин научил Элиэзера особому обряду и сказал:
— Когда ты отдаёшь тяжёлую медь, позови своего помощника — Духа, которого мы называем Малах а-Ошер — Ангел Удачи. Он возьмёт твою бедность и отнесёт её туда, где она не сможет вернуться.
Но помни: Дух этот — гордый, он сам решает, кому отдаст удачу. ёЕсли будешь жаден или лжив, он пройдёт мимо.

Первое проведение:
Элиэзер три дня носил горсть медных монет в правом кармане, а каждое утро говорил:

Дух мой помощник, Малах а-Ошер, возьми всё моё безденежье да маяту, сведи на эти медяки. Унеси их в миры, где им место, а мне принеси
благословение и удачу. Кен йиhье! Кен йиhье! Кен йиhье!»

На третий день он пошёл к воротам города, где сидел старый нищий.
Отдал ему медь и мысленно сказал:
Кто эту мелочь получает, тот моё безденежье забирает. Дух мой помощник, закрепи это в мирах.

Чудо:
Через неделю в город прибыл караван из Дамаска. Купец из каравана искал
именно те ткани, что были у Элиэзера, и купил их за хорошую цену. С того
дня удача стала заглядывать к нему всё чаще, но он всегда говорил:

Это не я, это Малах а-Ошер выбрал меня.

Путь в Одессу:
Прошли века, Храм был разрушен, еврейские семьи расселились по миру.
История Элиэзера и обряда передавалась от купца к купцу.
В начале XIX века еврейский торговец по имени Менахем-Лейб прибыл в Одессу из Яффо.
Он знал этот обряд и делал его каждое новолуние.
В порту о нём говорили:

Лейба всегда товар уходит быстро, а деньги к нему липнут, как мёд к ложке.

Менахем-Лейб обучил этому обряду нескольких одесских купцов и одну колдунью по имени Двойра с Молдаванки.
Двойра добавила к наговору одесный юмор:

— Дух мой помощник, если уж идёшь, так не забудь зайти в лавку удачи, и мне пару ящиков счастья прихвати!

Одесская мудрость:
С тех пор в Одессе говорили:

Деньги — как чайки в порту: если держишь их в ржавой сети, они улетят. Отдай тяжёлое — и дух помощник принесёт тебе лёгкое.

+AV.

Аврелий Второй