Найти в Дзене
[НЕ]ФАКТЫ С КОТОВЫМ

Загадка богов в креслах. Космонавты древности или полёт человеческой фантазии?

Если вы хоть раз залипали в телевизор глубокой ночью, наверняка видели эти кадры: каменные рельефы, на которых загадочные фигуры сидят в странных позах, окружённые змеями или птицами, а голос за кадром с придыханием спрашивает: «Неужели это древние космонавты?». Теория палеоконтакта, популяризированная фон Дэникеном, уже полвека кормит поколения конспирологов. Но что, если за всем этим стоят не инопланетяне, а нечто более прозаическое — и куда более интересное — универсальный язык человеческого мифа? От джунглей Мексики до пустынь Египта и островов Океании разбросаны изображения, которые сводят в единый узор сторонники инопланетной гипотезы: Аргумент звучит убедительно: как могли культуры, разделённые океанами, независимо придумать один и тот же образ — божество в тесной кабине? Ответ, возможно, лежит не в звёздах, а в устройстве нашего собственного мозга и общих для всех цивилизаций экзистенциальных вопросах. Современная археология, антропология и исследования indigenous-учёных (носи
Оглавление

Если вы хоть раз залипали в телевизор глубокой ночью, наверняка видели эти кадры: каменные рельефы, на которых загадочные фигуры сидят в странных позах, окружённые змеями или птицами, а голос за кадром с придыханием спрашивает: «Неужели это древние космонавты?». Теория палеоконтакта, популяризированная фон Дэникеном, уже полвека кормит поколения конспирологов. Но что, если за всем этим стоят не инопланетяне, а нечто более прозаическое — и куда более интересное — универсальный язык человеческого мифа?

Паттерн, который сводит с ума. «Бог в кресле»

От джунглей Мексики до пустынь Египта и островов Океании разбросаны изображения, которые сводят в единый узор сторонники инопланетной гипотезы:

  • Ольмеки, Ла-Вента (Мексика): Монумент 19. Сидящая фигура в «низком кокпите» в пасти пернатого змея — прообраза Кетцалькоатля.
  • Майя, Паленке (Мексика): Крышка саркофага царя Пакаля. Легендарное изображение, прозванное «астронавтом Паленке»: правитель будто бы сидит в сложном аппарате с рычагами и педалями.
  • Маори (Новая Зеландия): Легенды о Пурангахуа, который летал за драгоценным бататом на «серебряном корабле» из мифической Хаваики.
  • Египет: Бог Нила Хапи, изображаемый сидящим в обрамлении из змей или стеблей лотоса и папируса, что трактуется как «кабина управления».

Аргумент звучит убедительно: как могли культуры, разделённые океанами, независимо придумать один и тот же образ — божество в тесной кабине? Ответ, возможно, лежит не в звёздах, а в устройстве нашего собственного мозга и общих для всех цивилизаций экзистенциальных вопросах.

Космос внутри, а не снаружи

Современная археология, антропология и исследования indigenous-учёных (носителей культур) предлагают альтернативу, основанную на контексте, а не на проекции.

  1. Не кокпит, а космология. Поза сидящего со скрещёнными ногами или на корточках — одна из самых устойчивых в мировом искусстве для изображения правителя, шамана или божества. Это поза власти, медитации, связи с мирами. То, что нам видится как «тесная кабина», часто является визуальным обрамлением — нимбом, мандорлой, символическим «окном» в иной мир. Змей — не корпус корабля, а один из древнейших символов подземного мира, мудрости, rebirth (возрождения) и связи между землёй и небом.
  2. Пакаль: полёт души, а не ракеты. Детальный анализ иероглифов и символов на крышке саркофага из Паленке показывает: Пакаль изображён в момент смерти и нисхождения в загробный мир (Шибальба). Он не взлетает, а падает. То, что похоже на рычаги, — это стебли маиса (символ жизни) и стилизованная «мировая ось» или «древо жизни». Птица наверху — это Небесная птица, дух. Вся композиция — это карта загробного путешествия царя, а не чертёж двигательной установки.
  3. Универсальные символы, а не технологии. Почему змеи и птицы? Потому что это самые очевидные для древнего человека существа, связанные с иными сферами: змея ползает внизу, сбрасывает кожу (возрождается); птица парит наверху. Их комбинация («пернатый змей») — гениальное воплощение соединения земли и неба, материи и духа. Мировое древо, растущее сквозь все уровни мироздания, — ещё один такой архетип. Разные культуры приходили к похожим визуальным метафорам для описания одного и того же: структуры Вселенной и места в ней человека.
-2

Психология распознавания образов

Феномен, подпитывающий теорию древних астронавтов, имеет название — парейдолия. Это способность мозга достраивать знакомые образы (лица, машины) из хаотичных деталей. Мы, люди XXI века, живём в мире технологий. Мы видим рычаги, кресла пилотов, шлемы и приборные панели. Наш мозг автоматически проецирует этот шаблон на древние узоры.

Кроме того, работает эффект «подтверждения предвзятости». Сторонник теории выискивает детали, которые вписываются в его гипотезу («смотри, рука на панели!»), и игнорирует горы контекстуальных данных (ритуальные жесты, религиозные каноны, мифологические тексты).

-3

Загадочные рельефы — это не свидетельства визита пришельцев

Это нечто более величественное — свидетельства полёта человеческой мысли. Это попытки наших предков в художественной форме ответить на вопросы: Что над нами? Что ждёт нас после смерти? Как устроен мир?

Они смотрели на небо не в ожидании кораблей, а в поисках смысла. И создавали сложные, многослойные системы символов, чтобы говорить об этом. Видеть в этих символах только примитивные описания технологий — значит обесценивать колоссальную интеллектуальную и духовную работу древних цивилизаций.

-4

Так были ли древние астронавты? Скорее всего, нет. Но были древние космонавты духа — цари, шаманы и боги, совершавшие на крыльях мифа и в креслах из змей путешествия в космос собственного сознания. И этот полёт, пожалуй, ещё удивительнее.