Его не брали в Суворовское училище из-за дефекта речи, над ним смеялись одноклассники. Но именно эта «слабость» помогла ему попасть в Школу-студию МХАТ к Серебренникову, сыграть загадочного пришельца у Бондарчука и построить счастливый брак. История, в которой комплекс стал главной движущей силой.
Пролог. «Лакмусовая бумажка»
Что чувствует подросток, когда любая попытка что-то сказать оборачивается мучительной паузой, а в глазах собеседника читается то ли жалость, то ли насмешка? Для Риналя Мухаметова, выросшего в рабочем посёлке Алексеевское в сотне километров от Казани, заикание долгие годы было не просто дефектом речи. Это была стена, о которую разбивались его мечты.
Он грезил о море и после восьмого класса попытался поступить в Суворовское училище. Не взяли. Причина — то самое заикание и слабые оценки по точным наукам. Одноклассники и дворовая шпана не упускали случая его дразнить, многие отказывались с ним дружить. Казалось, мир говорит ему: «Сиди тихо, не высовывайся».
Но в этой истории всё пошло по другому сценарию. Годы спустя, уже будучи знаменитым актёром, снявшимся у Бондарчука в «Притяжении» и ставшим звездой «Гоголь-центра», он скажет удивительную вещь. Он назовёт своё заикание… «лакмусовой бумажкой».
Оно появляется, когда он играет что-то очень личное, сокровенное. Он научился с ним работать. Более того, он превратил его в своего союзника. Как это произошло? История Риналя Мухаметова — это не сказка о внезапном везении. Это хроника упорного преодоления, где каждый шаг давался с боем. И первый бой он проиграл.
Часть 1. Посёлок Алексеевское: мир без отца и надежда на деда
Риналь Мухаметов родился 21 августа 1989 года в татарской семье. Его отец, к сожалению, был склонен к алкоголю и ушёл из жизни, когда мальчику было всего 14. Всё бремя легло на плечи матери. По профессии бухгалтер, она в те годы работала мастером обжига на кирпичном заводе, чтобы поднять двоих детей — Риналя и его младшую сестру Ангелину.
В этой непростой ситуации спасительной фигурой стал дед по материнской линии. Он был журналистом, человеком творческим, активным участником местной самодеятельности. Именно дед первым разглядел во внуке не просто замкнутого мальчишку с проблемой, а потенциал. Он стал для Риналя проводником в мир искусства, тем, кто показал, что слова можно не только произносить, но и… пропевать.
Парадоксально, но во время пения заикание отступало. Риналь начал заниматься в музыкальной студии «Сад», а позже даже организовал с друзьями панк-группу.
Параллельно он записывал в тетрадь стихи — ещё один способ выразить то, что не давалось в обычной речи. Чтобы побороть комплексы и дать отпор обидчикам, парень ушёл в спорт, добившись коричневого пояса по тхэквондо. Это было первое, но ключевое осознание: слабость можно компенсировать силой — физической и творческой.
Деда не стало, когда Риналю было 17. Но его вера во внука сработала как навигатор. Получив школьный аттестат, Риналь, следуя его советам, поступил в Казанское театральное училище на эстрадно-цирковое отделение. И уже там педагоги, оценив его яркую внешность и необычную энергетику, сказали то, что изменило всё: «Тебе надо в Москву».
Часть 2. Москва: как Серебренников не услышал заикания
В 2008 году, отучившись два года в Казани, Риналь отправился покорять столицу. Набирал курс в Школе-студии МХАТ молодой и уже скандально известный режиссёр Кирилл Серебренников. Это был его первый педагогический опыт. Многие абитуриенты побаивались строгого мастера, но для Мухаметова это был шанс.
Что почувствовал Серебренников, когда на прослушивании к нему вышел высокий, фактурный парень с восточными чертами лица? Он не увидел «заику». Он увидел материал. Чистый, необработанный, мощный. Риналь был принят с первой попытки. Позже из этой группы вырастет знаменитая «Седьмая студия», но тогда это была просто ватага одержимых театром студентов.
МХАТ стал для Риналя школой выживания и триумфа в одном флаконе. Изначально он, конечно, комплексовал. Но здесь, в атмосфере постоянного творческого поиска, его дефект начал отступать. Он обнаружил, что на сцене, в движении, в танце — он свободен.
Он оказался одним из лучших на курсе по сценическому движению, блестяще фехтовал и танцевал. Чтобы заработать, он даже подрабатывал танцовщиком в ночном клубе. Заикание сдавало позиции. Оно оставалось с ним, но теперь это был не господин, а подчинённый, которым он научился управлять. Он выходил на сцену МХТ ещё студентом, а получив диплом в 2012 году, естественным образом вошёл в труппу «Гоголь-центра».
Часть 3. Первая любовь и первый развод: цветы после спектакля
Личная жизнь Риналя, как и его карьера, началась в театре. Его первой супругой стала Каролина Ерузалимская. Они познакомились просто: после одного из его спектаклей девушка подошла и подарила ему цветы. Это были первые цветы в его жизни как актёра. Для парня из рабочего посёлка, выросшего в строгости, этот жест был чем-то невероятно трогательным.
Они начали встречаться. Роман развивался стремительно, на пике эмоций. В 2013 году, сразу после съёмок в «Трёх мушкетёрах», где Риналь сыграл главную роль Д’Артаньяна, они поженились. Казалось, вот оно — счастье. Молодой, красивый, подающий надежды актёр и его муза.
Но брак прожил меньше двух лет. Позже Риналь очень честно и без bitterness (горечи) объяснит причину: «Мне жалко, что так получилось, но это оказалось дикой сумасшедшей влюблённостью, не любовью».
Они были слишком похожи — два творческих, эмоциональных человека. Им не хватало той самой «приземлённости», стабильного тыла. Страсть выгорела, не оставив фундамента для семьи. Они разошлись тихо, без публичных скандалов, сохранив уважение друг к другу. Этот опыт стал для Риналя горьким, но важным уроком. Он понял, что одного влечения мало. Нужно что-то большее.
Часть 4. Муза-организатор: как Сюзанна построила ему тыл
Со своей второй и нынешней женой, Сюзанной Акежевой, Риналь был знаком ещё с 2010 года. Тогда он выступал в московских клубах со своей музыкальной группой, а Сюзанна помогала с организацией концертов. Позже она работала над проектом «Платформа» Кирилла Серебренникова. Между ними долгое время были просто дружеские, деловые отношения.
Всё изменилось, когда Риналь остался один. Они сблизились, и он увидел в ней то, чего так не хватало в первом браке. Сюзанна — не актриса. Она человек дела, блестящий организатор, pragmatic (практичный) и надёжный. В 2015 году они поженились, и Сюзанна полностью взяла на себя организацию его профессиональной жизни, став его агентом и правой рукой.
«Она пришла в мою жизнь, и это лучшее, что случалось со мной, — говорил Риналь. — У нас общие интересы, мы одинаково мыслим, между нами нет тайн, так что и проблем нет. Она — мой агент, потому что ей, прежде всего, это нравится».
Она построила для него тот самый тыл, крепость, в которую хочется возвращаться после съёмок и спектаклей. В 2016 году у пары родилась дочь, которую назвали Эвия. Риналь, выросший без отца, с головой окунулся в отцовство. Он признавался, что с работы всегда спешит домой — к своим «девчонкам». Это не просто слова. В его интонации, когда он говорит о семье, слышна абсолютная, обретённая наконец-то гармония.
Часть 5. «Притяжение» Бондарчука: когда пришелец стал прорывом
Если театр подарил Риналю школу и семью, то настоящее всенародное признание пришло из кино. Его дебют состоялся ещё на последнем курсе — главная роль в фильме «Башня». Затем были сильные работы в военной драме «Искупление» и, конечно, блистательный Д’Артаньян в «Трёх мушкетёрах» Сергея Жигунова, где ему пригодились и фехтовальные навыки, и умение держаться в седле.
Но звездным часом стала роль пришельца Хэкона в фантастическом блокбастере Фёдора Бондарчука «Притяжение» (2017). Его герой — загадочный, молчаливый, обладающий нечеловеческой силой и ранимой душой.
Мухаметов сыграл его почти без слов, выражая всё эмоциями, пластикой, взглядом. Ирония судьбы: актёр, который годами боролся за чистоту речи, покорил миллионы зрителей молчанием.
Сам Риналь называет эту роль переломной. Именно после «Притяжения» он внутренне почувствовал себя настоящим, состоявшимся актёром. На него обрушился шквал предложений. Он снялся в продолжении — «Вторжении», в громких проектах «Эбигейл» и «Кома», сериалах «Пищеблок» и «Чистые». Каждая новая работа подтверждала его статус не просто красивого «лица», а думающего, глубокого артиста.
Часть 6. Музыка, стихи и спа-курорты: жизнь вне кадра
Параллельно с актёрством Риналь никогда не забывал о своей первой отдушине — музыке. Он играет на ударных в музыкально-театральной группе «Корпорация "Жёлтый асфальт"», которая исполняет жанр, иронично названный поп-террор.
В 2024 году он выпустил сольный альбом «Силуэт» с семью композициями. Клип на трек «Запах эвкалипта» он посвятил благотворительному фонду «Подари жизнь», волонтёром которого является. В клипе снялись подопечные фонда.
Семья — его главный источник сил. Он и Сюзанна много путешествуют, объездили США, Великобританию, Грецию. Но сердцем они прикипели к Италии. Эта страна, известная не только культурными памятниками, но и курортами для релаксации, стала их любимым местом для отдыха вдвоём. Возможно, в атмосфере итальянской dolce vita (сладкой жизни) этот вечный боец наконец позволяет себе полностью расслабиться и наслаждаться тишиной, которую так ценит.
Эпилог. Сила тишины
Сегодня Риналю Мухаметову 36 лет. У него есть всё, о чём когда-то не мог и мечтать мальчик из Алексеевского: признание, любимая работа в лучшем театре страны, крепкая семья, дочь.
Его история — это не история победы над заиканием. Это история примирения с ним. Он не изгнал своего «демона», он заключил с ним договор. Он научился слушать его сигналы (тот самый «лакмус») и использовать их в профессии. Слабость, которая могла сломать, закалила его характер. Комплекс, который заставлял молчать, вывел его на большую сцену, где его молчание стало красноречивее любых слов.
Он прошёл путь от изгоя в школьном дворе до секс-символа российского кино. От неудавшегося суворовца — до мушкетёра и инопланетянина. От тихого мальчика, пишущего стихи в тетрадь, — до артиста, чьё внутреннее напряжение завораживает миллионы. И главную роль в этой драме сыграла не удача, а его собственная, выкованная в борьбе, стальная воля. Та самая, которую когда-то воспитали в нём тхэквондо, музыка деда и вера в то, что даже тишина может быть силой.