«РБК Тренды» вместе с экспертами проанализировали: какие прогнозы, сделанные десять лет назад экспертами, остаются актуальными или уже сбылись
Об авторах:
- Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ;
- Ядвига Радомирова, заместитель директора Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ;
- Константин Вишневский, директор Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ;
- Лилиана Проскурякова, заведующий Лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ;
- Софья Приворотская, главный эксперт Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Неопределенность, хрупкость, волатильность — если лет десять назад эти слова казались ужасным будущим, на предотвращение которого хотелось направить все силы и ресурсы, то сейчас этими характеристиками настоящего уже никого не удивишь. Компании прокачивают стрессоустойчивые навыки сотрудников, инвестируют в курсы по трендвотчингу и сценированию, макроэкономисты и аналитики лихо объясняют, «как так могло произойти», академическое сообщество все чаще обращает внимание на разрушающее развитие, вспоминая столетние учения Йозефа Шумпетера и недавних нобелевских лауреатов по экономике Джоэла Мокира, Филиппа Агьона и Питера Ховитта.
Возможно, именно наступление пандемии и последующие события катализировали то, что в сознании российских стейкхолдеров — от представителей государства до компаний и населения — произошел важный трансформационный перелом: «Наукой, передовыми технологиями, инновациями — надо заниматься! Они важны как для конкурентоспособности страны, бизнеса, так и для благополучия отдельно взятого человека».
По данным мониторинговых исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ 2025 года, 88% россиян считают, что развитие науки положительно влияет на уровень жизни людей. В свою очередь, российский бизнес верит в серьезные научные прорывы отечественных ученых — это отмечают почти 60% респондентов форсайт-исследования «Будущее управленческих профессий 2.0.», проведенного в 2025 году Ассоциацией менеджеров совместно с Центром научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. А вот усиление разрывов в научной повестке между Россией и миром — серьезнейшая проблема для почти 80% участников форсайта.
Опыт зарубежных стран-лидеров, которых трудно упрекнуть в отсутствии долгосрочного целеполагания, демонстрирует, что без ориентиров национального уровня, расчерчивающих ландшафты будущих рынков, перспективных продуктов и технологий, говорить о шансах на свое «место под солнцем» сложно. У Китая есть план по превращению в великую современную социалистическую державу до 2050 года, Япония к 2050 году строит Общество 5.0, в котором можно жить до 120 лет, сохраняя любопытство и здравый ум, Южная Корея к 2030 году планирует иметь десять углеродно-нейтральных городов, не забывая про освоение Марса, Луны, астероидов и Мирового океана к 2045 году.
При разработке этих фундаментальных документов использовалась серьезная научно обоснованная методология, привлекались сотни, даже тысячи ведущих специалистов. Однако ключевой постулат форсайта — «будущее нельзя угадать, даже с помощью прорывных инструментов анализа, но его можно сформировать» — говорит нам о том, что без регулярного мониторинга происходящих изменений, готовности бизнеса и общества реализовывать совместно намеченные планы прогнозы и форсайты рискуют так и остаться «в рамочке на стене».
Александр Чулок, российский прогнозист, международный эксперт Программы развития ООН по форсайту, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
«Я до сих пор слышу со стороны ряда российских компаний или чиновников такую постановку: «Какой форсайт? Какое прогнозирование? У нас горизонт планирования пять минут. Мы тушим пожары и проводим по 20 совещаний в день!» Но ведь именно в такой суете мы теряем из виду ориентиры будущего, становимся уязвимыми. Взгляд из 2050 года может дополнить навыки быстрого реагирования и позволит по-другому посмотреть и на совещания, и на сверхсрочные задачи».
В постсоветской России культура стратегического прогнозирования и планирования прошла три этапа становления: от «не до прогнозов, выжить бы» времен перестройки, «можно попробовать» сытых 2000-х до «обязательно к наличию» последних пяти лет.
Прогноз научно-технологического развития на период до 2030 года, разработанный в 2011–2013 годах и утвержденный в начале 2014 года, выступил своеобразным тумблером, переключившим одну эпоху на другую. Созданный по всем правилам и требованиям современного научно обоснованного форсайта, он стал камертоном не только содержательного развития науки и технологий в стране, но и позволил консолидировать ведущие научные школы вокруг обсуждения и формирования общего будущего.
В 2020 году мы уже подводили итоги первой пятилетки прогноза, сбываемость которого была оценена экспертами на уровне 85–90%. Пять лет спустя мы решили сосредоточиться на оценке нескольких наиболее значимых направлений прогноза. Это:
- информационно-коммуникационные технологии;
- новые материалы и нанотехнологии;
- энергоэффективность и энергосбережение.
Рафаэль Поппер, входит в число 30 лучших футурологов мира (2025), директор Futures Diamond («Бриллиант Форсайта», организации исследований в области форсайта) и Академии Futures Capacity (Великобритания):
«В форсайт-исследованиях методология играет ключевую роль. Если сделать ставку только на математическое моделирование или экспертные методы, то результаты будут сильно искажены. Даже анализ больших данных и нейросети не могут применяться изолированно. Российский прогноз научно-технологического развития до 2030 года был разработан по методологии, которую мы в «Бриллианте Форсайта» называем сбалансированной, комбинируя количественные и качественные методы, совмещая креативность участников форсайта и фундаментальные знания ученых. Именно продуманный подход, а также самоотверженность и упорство команды прогноза-2030 позволили им добиться столь выдающихся результатов. Важно отметить, что исследование также продемонстрировало, как подобный методологический баланс может трансформировать выводы форсайта в практические приоритеты в рамках национальной политики».
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Цифровизация оказывает мощное трансформационное воздействие на экономику и общество. Более половины мирового ВВП сегодня создают организации, активно внедряющие цифровые технологии. В 2026 году инвестиции в эту сферу могут превысить $3,4 трлн, увеличившись пятикратно за минувшее десятилетие. За последний год сектор ИКТ в России продемонстрировал рост, почти втрое опережающий средние темпы развития экономики (оценки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата).
Такие серьезные сдвиги позволяют говорить о переходе к экономике данных, ядром которой становится искусственный интеллект (ИИ). По прогнозам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, вклад от использования ИИ в ВВП России составит 11,6 трлн руб. в 2030 году, а к 2035-му достигнет 46,5 трлн руб. Технологии, предсказанные в прогнозе научно-технологического развития России десятилетие назад, сегодня уже вносят реальный вклад в рост эффективности отраслей. Более половины российских организаций, использующих ИИ, отмечают, что это помогает улучшить качество продуктов и услуг, а также повысить эффективность бизнес-процессов.
Так, предиктивная аналитика позволяет прогнозировать возможные поломки производственного оборудования, оценивать риски заболеваний, моделировать реакции организма на новые лекарства. Генеративные модели трансформируют потребительские практики и взаимодействие с пользователями (виртуальные ассистенты и чат-боты, в том числе на базе YandexGPT и GigaChat), преображают креативные индустрии и приближают к созданию сильного ИИ (AGI).
Высокопроизводительные вычисления — включая распределенные и облачные решения — создают инфраструктуру для эффективной цифровой трансформации. Удорожание «железа» на фоне роста потребности в вычислительных мощностях стимулирует спрос бизнеса на облачную IT-инфраструктуру (IaaS): сегодня IaaS-услуги используют 48% компаний. Переход в облако ускоряется за счет развития технологий передачи данных: в мире мобильная связь 4G постепенно уступает место 5G с более высокой скоростью и минимальной задержкой, а с 2028–2029 годов ожидается развертывание сетей 6G, в которых данные могут передаваться в 100 раз быстрее, чем в 5G.
Следующим шагом в развитии инструментов обработки данных станут нейроморфные вычисления — архитектуры, имитирующие работу человеческого мозга. К примеру, такие системы могут быть интегрированы как элементы антропоморфных роботов, способных взаимодействовать с человеком, имитируя естественные поведенческие паттерны. Это открывает широкие перспективы их применения не только в промышленности и логистике, но и в медицине, образовании и сфере услуг.
Подобные разработки (например, китайский Unitree G1, американские Tesla Optimus и Boston Dynamics Atlas) становятся все доступнее: за прошедший год их стоимость сократилась вдвое, некоторые модели уже можно приобрести менее чем за $30 тыс. Уже к 2030 году такие устройства, вероятно, получат широкое распространение и, работая вместе с людьми, смогут радикально изменить индустриальный ландшафт и привычную повседневность.
Новые материалы и нанотехнологии
С использованием нанотехнологий уже разработано множество коммерчески реализуемых решений, и за последние годы накоплена значительная практика их применения. Материалы, созданные на их основе, обладают особыми свойствами: высокая прочность при малом весе, термостойкость, биосовместимость и др. Вместе с тем их массовое внедрение все еще ограничено высокими затратами на разработку, отсутствием единых стандартов, норм сертификации и безопасности.
Особое значение такие технологии и материалы имеют в критически важных отраслях, связанных с жизнью и здоровьем людей. Биосовместимые наноматериалы используются в современных имплантатах, снижая риск отторжения и ускоряя заживление. Целевая доставка лекарств с помощью нанокапсул повышает эффективность терапии и снижает побочные эффекты. Нанодатчики позволяют с высокой точностью анализировать состав воздуха, воды и даже крови, что особенно важно для диагностики заболеваний. В системах очистки воды применяются наноструктурированные мембраны и реагенты, способные удалять даже мельчайшие загрязнения.
Успешно применяются эти технологии в промышленности, в особенности высокотехнологичном производстве. Графеновые нанотрубки и другие углеродные структуры становятся основой новых прочных и легких материалов, востребованных в авиа- и автопроме: графен в 200 раз прочнее стали и в пять раз легче алюминия. Использование таких материалов в авиастроении позволяет снизить вес деталей на 20–30% без потери других характеристик и повысить их прочность на 60%.
Нанотехнологии способствуют развитию микроэлектроники и передовых технологий. Мемристоры, имитирующие работу нейронов, уже используются в прототипах нейроморфных чипов и уже скоро могут сыграть важную роль в развитии ИИ. Нанофотонные системы находят применение в оптических сенсорах, а также в области энергетики, в частности в солнечных элементах и системах управления светопередачей. Нанотехнологии важны и для развития квантовых компьютеров: к примеру, сильно охлажденные в ловушках нанокристаллы могут служить моделью квантовых частиц.
В России ведутся уникальные разработки на базе нанотехнологий. Так, созданы эффективные и экологически чистые электрокатализаторы для использования в топливных элементах. Разработана технология получения новых высокопрочных и высоковязких керамических материалов с нанокристаллической структурой. Запатентована технология приготовления структурированных бифункциональных катализаторов для топливных процессоров и электрохимических генераторов.
Несмотря на многообещающие возможности и уже достигнутые результаты, нанотехнологии пока внедряются точечно — в тех отраслях, где они приносят наибольший практический эффект. Однако в ближайшие пять лет можно ожидать более масштабного распространения: этому будут способствовать удешевление технологий, развитие отраслевых стандартов и создание научных центров в сотрудничестве с индустриальными партнерами.
Энергоэффективность и энергосбережение
Технологии энергоэффективности и энергосбережения чрезвычайно важны для всех отраслей экономики. В последние годы они приобрели особую важность в связи с импортозамещением энергетического оборудования, переходом российской экономики на низкоуглеродный путь развития и обеспечением экологического благополучия населения.
У этого есть несколько причин:
- введение санкций против российского ТЭК, необходимость налаживания новых цепочек поставок и поиск новых рынков сбыта;
- утверждение Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года;
- реализация нового национального проекта «Экологическое благополучие».
Технологии эффективного использования и сбережения энергии позволяют компаниям экономить ресурсы, снижая затраты и негативное воздействие на окружающую среду. Для компаний-экспортеров снижение углеродоемкости выпускаемой продукции и ответственное ведение бизнеса являются важным условием выхода и закрепления на зарубежных рынках, в том числе на рынках стран — участниц БРИКС. В масштабе страны эти решения позволяют улучшить качество воздуха и воды (а следовательно, и качества жизни граждан), а также выполнить международные обязательства по снижению выбросов парниковых газов.
Уровень отечественных исследований и разработок существенно варьируется в зависимости от технологического направления — от мирового лидерства до догоняющего развития.
В ИСИЭЗ НИУ ВШЭ отмечают существенные достижения последних лет в области импортозамещения, что позволило довести долю отечественного оборудования по отдельным категориям и сегментам почти до 100%. Из перечисленных решений — скорость развития атомных технологий и создания интеллектуальных систем энергоснабжения.
Анализ сбываемости второй пятилетки прогноза вновь продемонстрировал высокий уровень его прогностической состоятельности: по рассмотренным направлениям он превысил 90%. Безусловно, события последних пяти лет не могли не отразиться на ряде его выводов, катализируя массовое распространение ряда прорывных технологий, особенно основанных на ИИ, а в ряде случаев, как, например, с энергетикой, переключая вектор интересов с учетом остро стоящих перед страной задач и изменившейся внешней конъюнктуры.
Однако смысл форсайтов не только и не столько в точности наступления их результатов, сколько в подготовке к будущему.
Расиган Махарадж, генеральный директор Технологического университета Цване, член Академии наук ЮАР:
«Будущее, в которое мы входим, будет характеризоваться большим количеством «поликризисов», возникающих на пересечении совместного влияния глобальных социальных, демографических, политических, технологических и экологических вызовов. Поиск ответов для выхода из таких кризисов тоже должен носить комбинированную основу, опираться на комплексные полноценные форсайты и обеспечивать информирование и вовлечение в формирование будущего всех ключевых стейкхолдеров, в первую очередь общество. Российский прогноз-2030 служит хорошим примером того, как подобные ответы могут быть получены даже в рамках такой огромной страны, как Россия».
Китайцы говорят: «Если не знаешь, куда плыть, — ни один ветер не будет попутным». Формирование в России комплексной системы прогнозирования и планирования может стать прочным фундаментом для роста, платформой, которая позволит увязать отдельные важные инициативы последних лет в поиске прорывов в ИИ, космосе, освоении Арктики и Мирового океана, развитии биоэкономики. Спустя более десяти лет после разработки прогноз выдержал испытание временем и показал, что работа с будущим может стать не одномоментным подвигом, а каждодневной управленческой рутиной.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.