Найти в Дзене
Анна Мирренвальд

❄️Видишь, как твой господь простирает тень? Если бы он захотел, то сделал бы ее неподвижной

Затем мы делаем солнце ее путеводителем и затем постепенно сжимаем ее к себе❄️ сура “Аль-Фуркан”(“Различение”) #коран Человек задуман в движении, и пока движется он, тень его движется за ним. С психологической точки зрения тень можно понимать в юнгианском прочтении: то, что не интегрировано, то, что вытеснено, не признано, не осознанно, лишено света сознания. Тень не автономна, но существует по отношению к сознанию. Свет указывает направление и меру тени (“мы делаем солнце ее путеводителем”). Так, в полдень, когда свет достигает своего предела, тень становится почти невидимой: чем сильнее и яснее свет сознания, тем короче тень, то есть - тем меньше она подспудно управляет поведением. ❄️Что значит “сжимаем тень к себе”? Мне кажется, здесь речь может идти про интеграцию тени: тень не столько исчезает, сколько трансформируется, возвращается к источнику, интегрируется в целостность личности. То есть все, что было рассеяно, бессознательно и действовало из тьмы, постепенно собирается, при

❄️Видишь, как твой господь простирает тень? Если бы он захотел, то сделал бы ее неподвижной. Затем мы делаем солнце ее путеводителем и затем постепенно сжимаем ее к себе❄️

сура “Аль-Фуркан”(“Различение”) #коран

Человек задуман в движении, и пока движется он, тень его движется за ним. С психологической точки зрения тень можно понимать в юнгианском прочтении: то, что не интегрировано, то, что вытеснено, не признано, не осознанно, лишено света сознания.

Тень не автономна, но существует по отношению к сознанию. Свет указывает направление и меру тени (“мы делаем солнце ее путеводителем”). Так, в полдень, когда свет достигает своего предела, тень становится почти невидимой: чем сильнее и яснее свет сознания, тем короче тень, то есть - тем меньше она подспудно управляет поведением.

❄️Что значит “сжимаем тень к себе”? Мне кажется, здесь речь может идти про интеграцию тени: тень не столько исчезает, сколько трансформируется, возвращается к источнику, интегрируется в целостность личности. То есть все, что было рассеяно, бессознательно и действовало из тьмы, постепенно собирается, признаётся и удерживается в том, что Юнг называл самостью (нечто, превосходящее эго), а Франкл - ноэтическим в человеке, которое и управляет этим процессом (“мы сжимаем тень к Себе”: инициатива здесь исходит не из психофизического уровня, не из Эго, а из уровня, связанного с трансцендентным).

Замечу на полях: самость и ноэтическое не тождественны, но выполняют сходную функцию, это - условный духовный центр личности, управляющий психикой (я бы сказала, что самость - психологический коррелят ноэтического измерения в структуре личности).

❄️Что интересно: глагол قبض (qabada) означает одновременно сжимать и забирать обратно, поэтому «сжимаем к себе» — не просто «уменьшаем», а возвращаем в источник, забираем обратно под Свою власть.

Оставаясь в юнгианском прочтении, мы видим здесь описание пути индивидуации: за появлением света (утро, пробуждение сознание ) следует возникновении тени (появляется разделение, необходимое, чтобы в опыте постичь феноменальный мир), затем по мере движении света изменяется и тень, пока в итоге не собирается в точку (полдень, достижение целостности).

Возникновение тени самой по себе - нейтральный процесс. Тень в этой метафоре - след света, свидетель развития сознания, признак движения. Сжатие тени - возвращение в форму, вмещающую целое, но уже на осознанном уровне.

❄️

Если подняться на уровень выше, можно увидеть так: мир — это тень по отношению к Божественному Свету. В суфийской традиции этот аят часто читается так: тень соотносится с проявленным миром, эго, феноменальным миром, а солнце с божественным светом/разумом (логосом, сказали бы греки), таким образом сжатие тени - это процесс возвращения форм к Единству.

С экзистенциальной точки зрения “тень” — это наши состояния, образы себя, идентичности, которые сначала «растягиваются» во времени и опыте (разворачивание бытия, появление множественности и различимости), затем постепенно собираются, теряют иллюзию автономности: возвращение к источнику смысла, переход от рассеянности к целостности. В этом смысле, бог не просто заставляет тень исчезать, он возвращает всё проявленное в Свою полноту.

Итак, тень указывает на нечто ещё неосознанное и множественное, что скрыто в опыте человека. Тогда сжимающаяся тень — метафора возможности осознавания.

Свет даёт возможность различить элементы, которые раньше казались единым хаотичным “теневым” переживанием (тревога, гнев, печаль, стыд).

Теневые, скрытые аспекты в опыте - это

• страхи, которые мы не признаём

• желания и импульсы, которые отвергаем

• старые травмы, которые влияют на реакцию, но не осознаются