Я расскажу вам о самой большой в мире золотодобывающей речной драге № 601. Первой и единственной отечественного производства такого масштаба.
Возможно, кто-то из вас даже не видел, не слышал и не знал, что такое драга.
Драга (от англ. drag) — плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат с многочерпаковым рабочим органом. Расположен на плавучей платформе
Золотодобывающая драга № 601, безусловно, являлась самой крупной речной
черпаковой драгой в мире, ее владельцем было объединение "Лензолото".
К сожалению, данная драга больше не существует, так как утром 26
ноября 1992 года она затонула из-за трагического стечения обстоятельств.
Знакомство с драгой № 601
Чтобы лучше понять, что собой представляла драга № 601, необходимо рассмотреть ее характеристики и оборудование.
Оборудование
Драга 601 была настоящей плавучей обогатительной фабрикой, которая была
оснащена самым современным на тот момент промывочным и обогатительным оборудованием. В ее конструкции находилось множество сложных систем, включая двухступенчатую систему подвижных саморазгружающихся шлюзов.
Кроме того, на драге находились элеваторы, концентрационные столы, отсадочные машины, сепараторы, гидроловушки, амальгоматоры, классификаторы и самородкоуловители.
Все эти устройства работали в едином комплексе, обеспечивая высокую
производительность и эффективность добычи золота. Драга была оснащена
169-ю трехтонными ковшами по 600 литров.
Каждый ковш мог выполнять до 22 черпаний в минуту, что позволяло драге
достигать впечатляющей производительности — 550 кубометров воды в час.
Общая мощность трехсот электродвигателей составляла 7300 киловатт. Все
процессы на драге были полностью механизированы и управлялись с
центрального пульта.
За время эксплуатации драги объем добытого золота варьировался от 500 до
1500 тонн, и в целом было добыто около 20 тонн этого драгоценного
металла.
Габариты
Что касается габаритов драги, то ее длина составляла 236 метров, высота —
54 метра, ширина — 50 метров, а общая масса достигала 10 300 тонн.
Осадка драги была равна 3,8 метра.
Таким образом, драга 601 была не только выдающимся техническим
достижением своего времени, но и важным элементом золотодобывающей
промышленности, который способствовал увеличению объемов добычи
драгоценных металлов.
Строительство драги № 601
Находка золотой россыпи на реке Маракан
В 1950 году на реке Маракан, расположенной в Бодайбинском районе
Иркутской области, была обнаружена поистине уникальная находка —
глубокозалегающая россыпь золота, которая находилась на глубине от 40 до
50 метров.
Это открытие стало настоящим событием в мире добычи драгоценных
металлов. В 1965 году на прииске Маракан, который входил в состав
объединения "Лензолото", начались работы по монтажу новой драги,
обладающей впечатляющей емкостью ковша в 600 литров.
Строительство драги
Эта драга была создана при активном сотрудничестве Иркутского завода
тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева (ИЗТМ) и множества других
предприятий, расположенных как на Урале, так и в Ленинграде, всего их
насчитывалось около пятидесяти.
Стоит отметить, что лишь некоторые из самых ответственных узлов в конструкции драги, такие как стакер и ковшевая цепь, были заказаны в Великобритании, что подчеркивает уровень технологической сложности и значимость этого проекта для всего Советского Союза.
Создание такой драги стало выдающимся достижением тяжелого
машиностроения Советского Союза и этот проект стал символом прогресса в
добыче драгоценного металла.
Начало работы
Драга, получившая номер 601, была спущена на воду в ноябре 1967 года, а
уже в 1968 году она прошла проверку государственной комиссии. 30
сентября 1969 года был подписан акт о вводе в эксплуатацию драги,
которая на тот момент являлась крупнейшей не только в СССР, но и в мире.
Это был первый и единственный экземпляр драги отечественного
производства такого масштаба. На тот момент в мире никто не занимался
добычей золота со дна рек на такой глубине. Лишь американская компания
"Бью-Сайрус-Эри" строила 45 метровые драги с емкостью ковша 510 литров,
что было значительно меньше.
Однако, спустя много лет, 26 ноября 1992 года, в Бодайбинском районе
Иркутской области, где стояла морозная погода, произошла трагедия.
Гибель драги
Поломка драги
22 ноября 1992 г. температура воздуха опустилась до 37 градусов мороза.
Драга не была рассчитана на работу в такой сильный холод, потому что
металл "уставал" или давал трещины, так что драгу остановили на временный отстой.
Работники надеялись, что на следующий день потеплеет и можно будет продолжить работу. Но 23 ноября температура воздуха не повысилась, как ожидалось, а наоборот понизилась до минус 45 градусов. Тогда начальник драги принял решение полностью остановить драгу на зимний отстой.
26 ноября 1992 года, настал лютый холод в -46°C. Гигантская драга, скованная толстым панцирем льда, превратилась в неподвижную ледяную глыбу.
Было принято решение удалить лед самым доступным способом – горячей водой. Пока рабочие поливали горячими струями оледеневшую конструкцию, в котельной шла стандартная продувка котла. Именно этот роковой перепад температур стал точкой невозврата. Металл главной фермы, сжатый страшным холодом и резко нагретый с одной стороны, не выдержал.
Многотонная ферма рухнула, словно подрубленное дерево, проломив понтоны правого борта. В образовавшуюся пробоину хлынула ледяная вода. Одновременно был перебит силовой кабель – драга погрузилась в темноту и тишину, лишившись света и энергии. Процесс стал необратим: тяжелое судно, набирая воду, быстро пошло ко дну.
В течение первых нескольких минут она погрузилась на 6-8 метров, а к 8
часам утра уже легла на дно, на глубину примерно 40 метров. Драга почти
полностью ушла под воду. Над поверхностью котлована выступала только
верхняя часть надпалубной постройки.
Работники бегут с драги
У дражников были считанные минуты, чтобы спастись. Работники должны были как можно скорее покинуть тонущую драгу.
Выйти на берег было сложно. Везде был битый лёд. К тому же, у котлована были очень крутые берега.
На берегу стояла группа потрясенных людей, наблюдавших это ужасное
зрелище - как тонет драга и как бегут рабочие ночной смены, спасая свои
жизни.
После трагедии
В последствии драгу подняли, поставили на плав. Для ремонта разрушенной
драги и её дальнейшего восстановления требовались очень большие
капиталовложения. Но так как золотые залежи, находящиеся там, уже почти
все были выработаны, драгу законсервировали в таком виде, в каком она
оказалась после разрухи.