Найти в Дзене
Alena Leyner

Фантазии русского авангарда, или как Яков Чернихов построил будущее, не потратив ни одного кирпича

Яков Чернихов — человек, который проектировал города так, будто у него был личный доступ к машине времени. Причём без визы, без согласований и без градостроительного совета. Его архитектура — это не «давайте впишемся в контекст», а «контекст, подвинься, сейчас будет ХХI век». Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего» в Еврейском музее — это история о том, как в начале ХХ века один русский визионер уже знал, какими будут мегаполисы, небоскрёбы и архитектурные манифесты через сто лет. Пока одни строили доходные дома с лепниной, Чернихов рисовал конструкции, от которых у современного девелопера начинается лёгкая паническая атака. Его проекты — это авангард в чистом виде: никаких «так принято», никаких «а как же жить», только форма, ритм и абсолютная вера в будущее. Как говорил Ле Корбюзье: «Архитектура — это игра масс под светом». Чернихов, кажется, добавил бы: «…и без всяких оправданий перед настоящим». Парадокс в том, что большая часть этих зданий так и осталась на бумаге. Но, как извест

Фантазии русского авангарда, или как Яков Чернихов построил будущее, не потратив ни одного кирпича

Яков Чернихов — человек, который проектировал города так, будто у него был личный доступ к машине времени. Причём без визы, без согласований и без градостроительного совета. Его архитектура — это не «давайте впишемся в контекст», а «контекст, подвинься, сейчас будет ХХI век».

Выставка «Яков Чернихов. Образ будущего» в Еврейском музее — это история о том, как в начале ХХ века один русский визионер уже знал, какими будут мегаполисы, небоскрёбы и архитектурные манифесты через сто лет. Пока одни строили доходные дома с лепниной, Чернихов рисовал конструкции, от которых у современного девелопера начинается лёгкая паническая атака.

Его проекты — это авангард в чистом виде:

никаких «так принято»,

никаких «а как же жить»,

только форма, ритм и абсолютная вера в будущее.

Как говорил Ле Корбюзье: «Архитектура — это игра масс под светом».

Чернихов, кажется, добавил бы: «…и без всяких оправданий перед настоящим».

Парадокс в том, что большая часть этих зданий так и осталась на бумаге. Но, как известно, идеи живут дольше бетона. Сегодня его «фантазии» выглядят пугающе актуально — будто их срисовали с презентаций современных архитектурных бюро, где слова sustainability и urban future произносят с придыханием.

Это выставка не про ностальгию.

Это выставка-пощёчина.

Напоминание о том, что русскому авангарду было тесно в своём времени — и он без спроса шагнул в наше.

Как сказал Оскар Уайльд, «Будущее принадлежит тем, кто к нему готов».

Чернихов был готов задолго до всех. Остальным остаётся только догонять — желательно, с каталогом выставки в руках.

📍 Еврейский музей и центр толерантности

🔗 Выставка: «Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда»

Если вы всё ещё думаете, что авангард — это «странные линии», эта выставка вас приятно переубедит. Или неприятно. Но равнодушных, как известно, в будущем не держат.

👉 https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/yakov-chernikhov-obraz-budushchego-arkhitekturnye-fantazii-russkogo-avangarda/

Как говорил Черчилль, «Будущее принадлежит тем, кто к нему готовится».

А готовиться, как известно, лучше заранее — и с электронным билетом, а не с ностальгией по модерну.

Берите билет.

Будущее уже нарисовано — осталось посмотреть.

-2
-3
-4