А вы когда-нибудь чувствовали себя не любимой родственницей, а бесплатным рестораном «Милости просим», где «всё включено», кроме совести посетителей?
Знаете, это такое место, где гости уверены, что оливье нарезается сам собой, икра материализуется из воздуха. А хозяйка питается исключительно комплиментами и не нуждается в отдыхе.
Сегодня я наткнулась на историю, которая заставила меня задуматься.
Героиню зовут Нина, ей 51 год. Её мужу Григорию — 58. Это та самая пара, которая есть почти в каждом большом семействе. «Зажиточные», надежные, с большой квартирой и, как всем казалось, бездонным кошельком.
Много лет подряд сценарий Нового года в их доме не менялся. 31 декабря двери распахивались, и в квартиру вваливалась шумная толпа родни мужа: сестра с мужем и детьми, брат с женой, тетка с дядей. Родители, когда были живы. Человек десять-двенадцать, не меньше.
Нина начинала готовить за два дня. Холодец, четыре вида салатов, закуски, горячее, нарезки, дорогие напитки, икра. Григорий, гордый глава семейства, оплачивал чеки, не глядя. А что же гости? Гости приезжали с «гостинцами».
— Ой, Ниночка, мы тут баночку огурцов своих привезли, к столу! — радостно вещала тетка.
— А мы вот, тортик вафельный, — добавляла сестра.
— Ну и игрушку на елку, конечно, сувенир!
На этом вклад гостей заканчивался. Они садились за роскошный стол, ели, пили, хвалили хозяйку и расходились под утро, оставляя Нине гору грязной посуды и пустой холодильник. Так продолжалось годами. Все привыкли.
Но прошлый год стал особенным. Финансовая ситуация в семье Нины и Григория изменилась. Их дочь поступила в престижный вуз на платное отделение.
Потребовались дополнительные деньги. Плюс летом они затеяли ремонт, не рассчитали смету и влезли в кредитную карту.
Приближался декабрь. Нина села, посчитала примерную смету на новогодний стол для толпы в 12 человек. Цены на продукты выросли.
Сумма выходила такая, что Нине стало дурно. Она поняла: либо они накрывают стол и потом месяц сидят на гречке, либо нужно что-то менять.
Нина — женщина прямая. Она решила обсудить вопрос как разделить расходы на праздники цивилизованно. И написала сообщение в семейном чате.
Мол, временные трудности.
Давайте скинемся чисто символически — по 3 тысячи рублей с семьи.
Нина нажала «Отправить» и пошла ставить чайник, уверенная, что родня поймет. Три тысячи с семьи за новогоднюю ночь с деликатесами и дорогими напитками — это копейки.
Но когда она вернулась к телефону, там уже полыхал пожар.
— Нина, ты серьезно? — писала сестра мужа. — Мы же родные люди! Брать деньги с гостей — это дно.
— Никогда не думал, что доживу до такого, — возмущался брат. — Мы к вам с душой, а вы нам счет выставляете? Конфликты с родственниками из-за денег — это последнее дело.
— Если у вас нет денег, так бы и сказали, мы бы со своими бутербродами пришли! — язвила тетка. — Но просить скидываться... Какая корысть! Как тебе не стыдно, Нина?
Нина читала и глазам не верила. Её обвинили в жадности. Её, которая кормила их десять лет за свой счет.
Но самый неприятный удар ждал её вечером, когда пришел с работы Григорий. Он прочитал чат, поморщился и сказал:
— Нин, ну правда, неудобно получилось. Ну что нам, эта десятка погоду сделает? Возьмем с кредитки еще, потом отдадим. Зачем ссориться? Они же гости. Пусть приезжают так. Я сам все оплачу.
Нина так и села.
— Гриша, — тихо сказала она. — Дело не в десятке. Дело в принципе. Почему твоя родня считает нормой годами жить за наш счет? У нас долги, у нас дочь учится. А они даже не предложили помощь, они сразу начали оскорблять. Я не буду готовить на ораву халявщиков за свои же деньги, да еще и чувствовать себя виноватой.
— Ты преувеличиваешь, — отмахнулся Григорий. — Это традиции гостеприимства.
Разругались они знатно. Григорий спал на диване. А Нина, кипя от обиды, пошла на форум. Ей нужно было знать: кто должен платить за банкет, если собирается большая компания? Может, она действительно превратилась в черствую мегеру?
Её история вызвала шквал эмоций. Форумчане разделились на три лагеря, и баталии там шли нешуточные.
Лагерь первый: «Святая простота и традиции»
— Автор, ну вы даете, — писали поборники старых устоев. — Пригласили гостей — кормите. Не можете кормить — не приглашайте. Просить деньги с родни это моветон.
Лагерь второй: «Прагматичные европейцы»
— Нина, вы абсолютно правы, — поддерживали её другие. Почему вы должны и платить, и готовить, и убирать? Это не гости, это потребители. Если у них нет совести предложить помощь самим, то надо ставить условия.
Лагерь третий: «Радикальные защитники хозяйки»
— Девочки, о чем вы говорите? — возмущались третьи. — Тут дело даже не в 3000 рублей! Дело в том, что Нина — не прислуга. Она готовит на 12 человек! Это два дня каторги на кухне. А потом гора посуды. Родня приезжает на всё готовое, ест, пьет и уезжает.
Это чистой воды бытовой паразитизм. Они просто привыкли, что есть «бесплатная кормушка». Нина, стойте на своем! Не хотят платить — пусть сидят дома с банкой огурцов.
Нина читала комментарии всю ночь. А утром, когда Григорий проснулся и пошел на кухню мириться (все-таки понимал, что жена устала), она молча сунула ему под нос телефон.
— Читай, Гриша. Особенно вот это, про паразитизм.
Григорий читал долго. Хмурился. Пыхтел. Но комментарии про то, что «жена не рабыня» и «посчитайте стоимость продуктов и труда», видимо, что-то сдвинули в его голове.
В итоге прошлый год семейство отмечали праздник втроем с дочкой. И всё было замечательно.
С родней не общались полгода. Потом, конечно, помирились.
И вот, наступает этот декабрь. Вопрос «Где отмечаем?» снова повис в воздухе. Родня, видимо, решила, что прошлогодняя блажь Нины прошла, и финансовое положение у них выправилось. Намеки в разговорах становились все прозрачнее.
Но Нина подготовила гениальный ход.
За две недели до праздника она, как ни в чем не бывало, пишет в семейном чате, обращаясь к сестре мужа:
— Света, привет! Слушай, мы тут с Гришей подумали. Мы к вам в этом году приезжаем же на Новый год, да? У вас дом большой. Теперь у вас будем отмечать?
Или, может, все вместе поедем к Кириллу (брату мужа)? У него квартира новая. Что скажете? Мы с радостью привезем баночку огурцов и тортик!
Слышали бы вы, как засуетилась родня! Чат ожил мгновенно, но совсем не так, как ожидала бы «гостеприимная» семья.
— Ой, Ниночка... — писала Света через пять минут. — Ты знаешь, мы в этом году совсем не планировали отмечать. Я на работе завалена. Мы, наверное, просто спать ляжем в десять вечера. Не судите строго, принимать никого не сможем.
Следом откликнулся Кирилл:
— Да-да, у нас тоже ремонт не доделан, места нет, и вообще мы, может, к теще уедем в деревню. Так что в этом году без нас.
И тишина.
Нина показала переписку Григорию. Тот хохотал до слез.
— Ну что, Гриша? — спросила Нина. — Видишь? Как только запахло тем, что кормить и обслуживать придется ИМ, у всех сразу дела нашлись. А к нам ездить им ничего не мешало.
Теперь Нина спокойно планирует новогоднее меню на троих.
А как у вас принято в семье? Много гостей приглашаете за новогодний стол?
Спасибо за лайки и не забывайте подписаться, чтобы не потерять канал!