Найти в Дзене
Стражи Родины

Немцы долго смеялись над советскими портянками, но к концу ВОВ уже сами их носили. Причина их перехода на "презренную тряпку"

Глядя на хронику лета 1941-го, сложно не заметить одну крайне любопытную деталь, которая тогда казалась "сверхлюдям" из Вермахта поводом для просто сумасшедшего хохота. В те времена немецкие офицеры, экипированные по последнему слову тогдашней европейской моды, откровенно ржали, видя, как пленные красноармейцы наматывают на ноги какие-то грязные лоскуты ткани размером 35 на 90 сантиметров… И это не мои слова, посмотрите архивы, дневники, истории наших и не наших и сами убедитесь в правдивости такого отношения. "Варвары!" – фыркали они, поправляя свои анатомические сапоги и мягкие хлопковые носочки. Не мудрено, что в то самое время они были уверены на все 100 процентов, что победоносно закончат кампанию еще до первых мух, не то что холодов... Но они еще не знали, что пройдет каких-то пять месяцев, и под Москвой ударит мороз, ну такой, не сказать чтобы больше, под минус 30. Как понимаете, это напрямую относится к нашей сегодняшней теме. Так почему же хваленая немецкая экипировка вчистую

Глядя на хронику лета 1941-го, сложно не заметить одну крайне любопытную деталь, которая тогда казалась "сверхлюдям" из Вермахта поводом для просто сумасшедшего хохота.

В те времена немецкие офицеры, экипированные по последнему слову тогдашней европейской моды, откровенно ржали, видя, как пленные красноармейцы наматывают на ноги какие-то грязные лоскуты ткани размером 35 на 90 сантиметров…

И это не мои слова, посмотрите архивы, дневники, истории наших и не наших и сами убедитесь в правдивости такого отношения.

"Варвары!" – фыркали они, поправляя свои анатомические сапоги и мягкие хлопковые носочки.

Не мудрено, что в то самое время они были уверены на все 100 процентов, что победоносно закончат кампанию еще до первых мух, не то что холодов...

Но они еще не знали, что пройдет каких-то пять месяцев, и под Москвой ударит мороз, ну такой, не сказать чтобы больше, под минус 30.

Как понимаете, это напрямую относится к нашей сегодняшней теме.

Так почему же хваленая немецкая экипировка вчистую проиграла простой русской портянке? О почему немцы резко сменили к ней свое отношение? Ответами на эти вопросы мы как раз сейчас и займемся. Устраивайтесь поудобнее – мы начинаем!

Катастрофа немецкой логистики заключалась в одной простой, но, как оказалось, фатальной ошибке: те по каким-то неведомым причинам напрочь забыли про физику…

Когда ударили знаменитые русские морозы, а в некоторых местах они были вправду лютые доходя до -40, выяснилось страшное. Немецкий сапог, пошитый педантично, "размер в размер" (ну, любят они точность, что тут поделать…), оказался самой настоящей смертельной ловушкой. Надеваешь шерстяной носок – ногу сдавливает, кровообращение нарушается, и стопа перестает греть сама себя.

Но и вышесказанное было бы не проблемой, если бы не сам носок намокший от пота, намок носок – пиши пропало. Ведь даже при мало-мальском советском минусе тот буквально мгновенно превращался в ледяной компресс, а не тело или ногогрейку или как это назвать?

Не мудрено, что первой же зимой 1941 года "непобедимый" Вермахт потерял от обморожений больше солдат, чем от огня советской артиллерии. Как вам такая статистика?

А вот советская портянка…, та работала совершенно иначе. Это было не просто белье, а, не побоюсь этого слова, гениальная инженерная система (сам проверил в армии ее работоспособность)!

Наматывая ткань особым способом "конвертом" или "спиралью", наш боец создавал внутри просторного кирзового сапога воздушную камеру. Получался своего рода эффект термоса.

Но главное чудо происходило, когда солдат промокал!

Ганс с мокрыми носками был обречен: сушить их у костра нужно не один час, а запасных нет.

Иван же просто делал "финт ушами": перематывал портянку другим концом. Мокрая часть оказывалась на голени, где быстро высыхала от тепла тела, а сухая оказывалась на стопе. Вся операция занимала 30 секунд. И как раз та самая разница в полминуты становилась разницей между жизнью и погибелью.

Советские бойцы перематывают портянки на привале
Советские бойцы перематывают портянки на привале

К 1942 году немецкая машина уткнулась еще и в логистический тупик.

Смекаете какой? Тупик был довольно банальным, ведь как оказалось, для того чтобы одеть дивизию в носки, нужно иметь на складе всю линейку размеров – от 38-го до 46-го.

Привезли ящик 41-го размера, а у тебя "ласта" 46-го? Ну, извини, брат, нужно немножечко померзнуть... Ну или поприжать чрезмерно длинный палец.

Портянка же, это универсальный солдат (классная аналогия, да?). Неважно, какая у тебя нога, ведь один и тот же кусок байки идеально садится на любую стопу, просто меняется плотность намотки. Точка.

В окруженном Сталинграде, когда снабжение прервалось, этот фактор стал решающим.

Немцы, спасаясь от холода, дошли до того, что резали на тряпки скатерти и портьеры, пытаясь соорудить подобие наших портянок. Как понимаете, из этого выходила не очень теплая портянка, да и байкового удобства и теплоты от нее сложно было дождаться.

Кстати, хотите услышать историю о шпионах... Неожиданное место для истории, верно? Но только на первый взгляд. Мало кто знает, что именно те самые портянки часто губили немецких диверсантов..

Советская портянка – это прямоугольник (35х90 см). Немецкий уставной аналог (который у них все-таки был, но редко использовался) – квадрат (40х40 см).

Согласитесь, "презренная тряпка" слышится довольно странно, когда в твоем же уставе имеется такая же...? Ну да ладно, говорили и говорили, что с того.

Не мне говорить, что опытный глаз советского старшины мгновенно видел подвох, ведь квадратную тряпку невозможно намотать так, чтобы она закрывала голень по-нашему. Если из сапога не торчал характерный край или намотка была "кривая", то добро пожаловать на беседу в особый отдел!

Не поверите, но таким нехитрым способом был пойман не один нерадивый шпион.

К 1943 году с немецких офицеров окончательно сбили спесь те самые русские морозы. Теперь при виде пленного красноармейца они первым делом смотрели на его ноги…

Правда, ровно в то же время сами немцы с мрачной иронией продолжали называть наши портянки "Erbsensüpplein" – "гороховый супчик". Думаю, не надо объяснять, почему запах после многодневного марша напоминал им прокисшую похлебку... Но, зажимая носы, они мотали эти "варварские тряпки". Потому что жить хотелось всем и даже немцу.

Таким образом "высшая раса" была вынуждена признать, что почти все их технологии и красивый дизайн – пшик, если они просто-напросто не работают в реальных условиях. Русская смекалка, основанная на простоте, оказалась жизнеспособнее немецкого перфекционизма.

Удивительно, но та самая портянка пережила Гитлера аж на 70 лет!

Даже после Победы этот элемент экипировки остался в уставах. ГДР держалась за них до 1968 года, финны (уж они-то знают толк в холоде!) – до 1990-го. А в России министр обороны приказал "забыть это слово" лишь в 2013 году.

Почему так долго? Да потому что даже в XXI веке сложно придумать что-то более эффективное и дешевое для миллионной армии.

А история, история снова в своем репертуаре, на сей раз она дала довольно простой, но крайне суровый урок: в экстремальных условиях побеждает не тот, кто красивее одет, а тот, кто умеет выживать. И иногда для победы нужен всего лишь кусок "варварской" материи и немного той самой солдатской смекалки.

Ставьте палец вверх, если в армии тоже предпочитали портянку вместо носка (как я), ну и если вам понравилась моя сегодняшняя статья, конечно же.

Кстати, а вам доводилось носить портянки? Как ощущения? Может кто-то дома носит, под кирзу в деревни? Пишите свои ответы ниже.

Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить выпуска моих новых материалов!