Найти в Дзене
Дельные советы

Ли-2: «Небесный труженик», который умел абсолютно всё (и немного шутил с пилотами)

Если бы самолёты были людьми, то истребители это лихие кавалеристы на «Яках» и «Лавочках», бомбардировщики суровые артиллеристы, а Ли-2 был бы тем самым многостаночником-универсалом в засаленной гимнастёрке. Тот, кто и пашет, и воюет, и спасает, и даже на «гражданке» покраситься может. Самолёт-солдат, самолёт-почтальон, самолёт-санитар и просто небесный трудяга. Знакомьтесь: главный «воздушный

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Если бы самолёты были людьми, то истребители это лихие кавалеристы на «Яках» и «Лавочках», бомбардировщики суровые артиллеристы, а Ли-2 был бы тем самым многостаночником-универсалом в засаленной гимнастёрке. Тот, кто и пашет, и воюет, и спасает, и даже на «гражданке» покраситься может. Самолёт-солдат, самолёт-почтальон, самолёт-санитар и просто небесный трудяга. Знакомьтесь: главный «воздушный ломовик» Великой Отечественной и мирного времени.

Откуда ноги (и крылья) растут: Американский паспорт, советская душа

А история у нашего героя абсолютно буржуазное начало. В 1930-е СССР остро нуждался в современном пассажирском самолёте. Присмотрелись к американскому Douglas DC-3 эталону надёжности и прибыльности в мировой авиации. Купили лицензию, и в 1938 году на подмосковном заводе №84 началась сборка «русского Дугласа» под индексом ПС-84 (Пассажирский Самолёт завода №84).

Но просто копировать не наш метод. Советские инженеры, что называется, «довели до ума» конструкцию под наши суровые реалии. Усилили планер, поставили более мощные отечественные двигатели М-62ИР (они звездообразные, в капотах-«кастрюлях»), заменили ненадёжные американские свечи на наши, поставили систему запуска от сжатого воздуха (аккумуляторы на морозе часто «умирали»), а салон «заточили» под не отапливаемые жестокой зимой аэродромы. Так американец обрёл советскую душу и фамилию.

«Летающий грузовик»: Война и армейские проделки

Вот тут-то и началась настоящая слава. С началом войны почти все гражданские Ли-2 были мобилизованы. И превратились они во всё, что нужно фронту:

Военно-транспортный самолёт: Мог перевозить 25-28 десантников, или гаубицу с расчётом, или несколько бочек с горючим. Легендарные «ночные труженицы» так их называли.

Самолёт для партизан: Самое его. Садился на крохотные лесные площадки, доставлял боеприпасы, медикаменты, агентов, а обратно вывозил раненых и детей. Пилоты шутили: «Если в лесу есть три сосны на полянке, считай, это аэродром для Ли-2».

Самолёт-бомбардировщик: Да-да! Нес до 2000 кг бомб. Не пикирующий, конечно, но для ночных «ковровых» вылетов по ближним тылам идеально. Лётчики иронично именовали эту модификацию «Летающий тюфяк» за неспешность.

Самолёт-санитар: Вывез сотни тысяч раненых. Это была его самая человечная роль.

Буксировщик планеров: Тягал за собой безмоторные «ящики» с грузами.

На фронте ходила байка. Будто бы один пилот Ли-2, летевший с грузом, увидел, как над аэродромом «играют в кошки-мышки» немецкий «Мессершмитт» и наш «Як». Пилот Ли-2 по рации крикнул истребителю: «Держись, щас помогу!». Открыл грузовую дверь, и штурман с силой выкинул за борт… ящик с тушёнкой. Немец, конечно, не пострадал, но от неожиданности аж в сторону шарахнулся! А «Як» тем временем удачно зашёл в атаку. Вымысел, конечно, но он прекрасно отражает отношение к самолёту как к живому и «своему парню».

Мирная жизнь: «Кукурузник» для всей страны

После войны Ли-2 стал основой «Аэрофлота». Он летал на всех маршрутах огромной страны от Москвы до Владивостока, осваивал Арктику и горные районы. Пассажиры любили его за невероятную надёжность, хотя и ворчали на шум двигателей (в салоне приходилось кричать) и тряску. Но это была «рабочая» тряска старого доброго внедорожника.

Пилоты обожали самолёт за его покладистый характер и прощание ошибок. Ли-2 мог «простить» небольшие превышения скорости на посадке, грубое приземление. Он был как неубиваемая «полуторка» в мире авиации. Шутка гласила: «Ли-2 можно посадить даже на три точки: два колеса и брюхо пилота, высунутое от усердия в окно кабины».

Почему же его стоит помнить? И давайте пообщаемся!

Ли-2 это символ эпохи. Он не был быстрым или роскошным. Но он был нужным. Он делал всю черновую, неблагодарную, но vitalную работу. Он связал страну в единое целое в мирное время и стал настоящей «воздушной лошадкой» на войне.

Интересные факты:

1. У Ли-2 был ручной шаровой аэронавигационный секстант в потолке кабины штурмана. Чтобы «пострелять звёздами», нужно было буквально встать на колени.

2. Салон НЕ ОТАПЛИВАЛСЯ. Тепло шло только от труб выхлопных газов, проходивших вдоль бортов. У окна можно было согреться, а в проходе заледенеть.

3. Последние Ли-2 в «Аэрофлоте» летали аж до 1974 года! Представьте: уже вовсю летали реактивные Ту-104 и Ил-18, а этот патриарх всё трудился на местных воздушных линиях.

А теперь вопросы к вам, дорогие читатели:

1. Ваши родные летали на Ли-2? Может, у вас есть байки от дедов или старые фотографии? Поделитесь в комментариях это живая история!

2. Как вы думаете, почему мы больше помним истребители, а такие труженики, как Ли-2, остаются в тени? Справедливо ли это?

3. Какая современная техника, на ваш взгляд, унаследовала «дух Ли-2» та самая беспроблемная, универсальная рабочая лошадка?

Давайте оживим память об этом удивительном самолёте! Если статья вам понравилась ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Скоро расскажем про других «небесных трудяг»!

Все факты в статье проверены по архивным данным и воспоминаниям лётчиков. Ли-2 это не просто железо и дерево, это часть нашей общей истории, с которой, как оказалось, связано немало и тёплых, и даже забавных историй. Жду ваши мнения и семейные истории ниже!