Найти в Дзене

«Если его не наказывать, он не поймет». Объясняю, почему наказания в 90% случаев не работают. И что делать, если ребенок совершил проступок.

Оглавление

«Пока ремня не дашь, не дойдет» - почему-то это мнение до сих пор очень популярно в обществе. И зачастую родители не видят в этом ничего плохого. Кто-то может ответить: «Меня так воспитывали, и ничего – вырос человеком».

Но если к человеку в детстве применяли физические наказания, то это точно не принесло ему никакой пользы. Он просто смог адаптироваться. Но адаптация – не равно психологическое здоровье.

Есть наказания, которые никак не связаны с физическим воздействием, но их точно так же нельзя применять по отношения к ребенку. Например, поставить в угол.

В этой статье разберем подробно, почему подавляющее большинство наказаний неэффективны в воспитании и как себя вести, когда ребенок совершил проступок.

Наказания не учат, а подавляют

Какая стоит цель у родителя, когда он наказывает ребенка? Вероятно, показать, что так делать нельзя.

Но ребенок в момент наказания не анализирует свое поведение. Ему страшно, он напряжен. Он думает, как избежать наказания. И в голове начинают появляться мысли:

· Со мной что-то не так

· Меня любят только тогда, когда я хороший

· Нужно в следующий раз сделать так, чтобы мама / пап не узнали

И ребенок постепенно действительно становится «удобнее». Он становится более молчаливым. Старается не делать ничего, что может рассердить родителя. Вот только цена этого удобства очень высокая.

· Ребенок закрывается и перестает делиться своими переживаниями.

· В подростковом возрасте он либо становится жертвой буллинга, либо источником агрессии для других детей.

· Он боится ошибаться. А ведь ошибки – это то, на чем формируется любой опыт.

И ключевое: у него не сформирована причинно-следственная связь. Хотя родители хотели добиться наказаниями именно этого.

И что, все спускать с рук?

Нет, конечно, нельзя игнорировать проступки детей, нужно на них реагировать. Но реагировать нужно правильно.

Например, для детей до 3 лет последствия их проступка должны происходить сразу же.

Например, нарисовал на полу красками – ребенок должен сам вытереть. Здесь нельзя растягивать последствия на долгий срок, потому что у них еще не сформированы лобные доли, они не поймут связи.

Для школьников уже работает иной принцип. Там последствия могут быть в конце недели.

Но важно: не должно быть воздействия через боль, страх или лишения материальных благ.

Самым эффективным методом после 5 лет является логические объяснения через наводящие вопросы.

С детьми старше работает косвенная причинно-следственная связь. Где Вы заранее проговариваете, какие последствия наступают при совершении каких-то действий или наоборот при невыполнении договоренностей.

Если получишь тройку в четверти, будет такое-то последствие.

Резюмируя

Приоритетнее сместить фокус с наказаний на выстраивание границ. Чтобы ребенок изначально понимал, что делать можно, а что – нельзя. Если Вы заранее не обозначили границы и не проговорили правила, то наказание не будет иметь никакого результата, потому что ребенок просто не понимает, почему его наказывают, ведь он, по его мнению, не сделал чего-то запрещенного.

Крики, угрозы и ремень не учат ответственности. Ответственность появляется там, где есть понятные границы и ясная связь между поступком и его последствиями.

-2