«Пока ремня не дашь, не дойдет» - почему-то это мнение до сих пор очень популярно в обществе. И зачастую родители не видят в этом ничего плохого. Кто-то может ответить: «Меня так воспитывали, и ничего – вырос человеком».
Но если к человеку в детстве применяли физические наказания, то это точно не принесло ему никакой пользы. Он просто смог адаптироваться. Но адаптация – не равно психологическое здоровье.
Есть наказания, которые никак не связаны с физическим воздействием, но их точно так же нельзя применять по отношения к ребенку. Например, поставить в угол.
В этой статье разберем подробно, почему подавляющее большинство наказаний неэффективны в воспитании и как себя вести, когда ребенок совершил проступок.
Наказания не учат, а подавляют
Какая стоит цель у родителя, когда он наказывает ребенка? Вероятно, показать, что так делать нельзя.
Но ребенок в момент наказания не анализирует свое поведение. Ему страшно, он напряжен. Он думает, как избежать наказания. И в голове начинают появляться мысли:
· Со мной что-то не так
· Меня любят только тогда, когда я хороший
· Нужно в следующий раз сделать так, чтобы мама / пап не узнали
И ребенок постепенно действительно становится «удобнее». Он становится более молчаливым. Старается не делать ничего, что может рассердить родителя. Вот только цена этого удобства очень высокая.
· Ребенок закрывается и перестает делиться своими переживаниями.
· В подростковом возрасте он либо становится жертвой буллинга, либо источником агрессии для других детей.
· Он боится ошибаться. А ведь ошибки – это то, на чем формируется любой опыт.
И ключевое: у него не сформирована причинно-следственная связь. Хотя родители хотели добиться наказаниями именно этого.
И что, все спускать с рук?
Нет, конечно, нельзя игнорировать проступки детей, нужно на них реагировать. Но реагировать нужно правильно.
Например, для детей до 3 лет последствия их проступка должны происходить сразу же.
Например, нарисовал на полу красками – ребенок должен сам вытереть. Здесь нельзя растягивать последствия на долгий срок, потому что у них еще не сформированы лобные доли, они не поймут связи.
Для школьников уже работает иной принцип. Там последствия могут быть в конце недели.
Но важно: не должно быть воздействия через боль, страх или лишения материальных благ.
Самым эффективным методом после 5 лет является логические объяснения через наводящие вопросы.
С детьми старше работает косвенная причинно-следственная связь. Где Вы заранее проговариваете, какие последствия наступают при совершении каких-то действий или наоборот при невыполнении договоренностей.
Если получишь тройку в четверти, будет такое-то последствие.
Резюмируя
Приоритетнее сместить фокус с наказаний на выстраивание границ. Чтобы ребенок изначально понимал, что делать можно, а что – нельзя. Если Вы заранее не обозначили границы и не проговорили правила, то наказание не будет иметь никакого результата, потому что ребенок просто не понимает, почему его наказывают, ведь он, по его мнению, не сделал чего-то запрещенного.
Крики, угрозы и ремень не учат ответственности. Ответственность появляется там, где есть понятные границы и ясная связь между поступком и его последствиями.