Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Отец/Otec (2025 г.) скрупулёзное воссоздание оглушающего головокружения от бессилия и невозможности покарать самого…

Самый непростительный для человека грех – потеря ребёнка хоть по малейшей своей вине. Случайно, ввиду болезни или малоизученного синдрома – ничего не служит оправданием. Окружающие в таком случае, разумеется, не имеют права осуждать, хотя и с садистским упрямством допускают подобные пересуды. Здесь самый строгий судья – родитель, по невольной вине коего произошло событие, расколовшее его судьбу на кусочки. Как такое пережить? Невозможно. Надо ежедневно находить мотивы, которых вовсе не осталось. Нужно заново учиться существовать и стараться следовать дальше. Как, например, Михаль, ответственный семьянин, безмерно любящий маленькую дочку и, кажется, готовый ради неё на многое. В один из многих дней, когда торопишься, спешишь, а впереди ответственное заседание в принадлежащей тебе типографии, надо вдобавок завезти в детсад кровиночку и поспеть ко времени на должность. И всё как всегда, только память подло подводит и случается катастрофа. Что делать? Как жить? Вероятно это конец. Не многи
Кадр из фильма "Отец".
Кадр из фильма "Отец".

Самый непростительный для человека грех – потеря ребёнка хоть по малейшей своей вине. Случайно, ввиду болезни или малоизученного синдрома – ничего не служит оправданием. Окружающие в таком случае, разумеется, не имеют права осуждать, хотя и с садистским упрямством допускают подобные пересуды. Здесь самый строгий судья – родитель, по невольной вине коего произошло событие, расколовшее его судьбу на кусочки. Как такое пережить? Невозможно. Надо ежедневно находить мотивы, которых вовсе не осталось. Нужно заново учиться существовать и стараться следовать дальше. Как, например, Михаль, ответственный семьянин, безмерно любящий маленькую дочку и, кажется, готовый ради неё на многое. В один из дней, когда торопишься, спешишь, а впереди ответственное заседание в принадлежащей тебе типографии, надо вдобавок завезти в детсад кровиночку и поспеть ко времени на должность. И всё как всегда, только память подло подводит и случается катастрофа. Что делать? Как жить? Вероятно это конец.

Не многие отважатся снять реальную историю о гибели девочки от теплового удара, находящейся более 6 часов в автомобиле при тридцатисемиградусной жаре. Можно постараться исследовать жизнь отца и матери после этого, стараясь не затрагивать физиологические подробности медленной смерти ребёнка. Это нагляднее всего продемонстрирует весь ужасный хаос в душах родичей. Так, скорее всего, рассудили авторы данного произведения и, в сущности, отразили посттравматическое бытие супругов в отвратительном мороке между жизнью и смертью. Сделали это с талантливым нагнетанием тревоги, сначала только предвещающей беду, затем всё более поглощающей героев и зрителя, а в заключительной трети, используя простую успокоительную манипуляцию, всё-таки расправляются с вопросом – «Можно ли жить после такого, или нет?». При этом создатели ставят публику и протагониста лицом к лицу, буквально, используя в основном крупный план его эмоций и филигранно парящую камеру по длительным сценам. И то и другое производит дополнительное, вовлекающее, впечатление, которое, правда, скоро испаряется из сознания после просмотра, но в отличие от второстепенных действующих лиц наши руки не тянутся к шее отца в попытке придушить.

Кадр из фильма "Отец".
Кадр из фильма "Отец".

Идея разобраться во всяком поведении личности, в самых крайних ситуациях, посредством кинематографа – она хороша тем, что помогает взглянуть со стороны на такие вещи, которые, как говорится, врагу не пожелаешь. И в этом смысле, как бы ни старались режиссёр сотоварищи, фильм воспринимается, в первую очередь, будто наглядная схематично исполненная иллюстрация из пособия по саморегуляции. И только после этого кино смотрится в качестве произведения искусства, в котором, безусловно, наличествуют все его идентификаторы. Главные артисты очень стараются показать боль, сжирающую всё нутро. Они рвут жилы, выдерживают колоссальные нагрузки. И это не проходит бесследно. Однако пометка – «основано на реальных событиях» сказывается на качестве сценария, его корявости в угоду действительно случившемуся. Это всегда служило проблемой для кинематографистов, сочетание произошедшего на самом деле со всеми допущениями и условностями фильма. И как бы ни старался оператор со своей парящей камерой навести нужную эмоцию при помощи объектива, мы в сухом остатке получаем поларойдный снимок, блекнущий прямо на глазах.

Кадр из фильма "Отец".
Кадр из фильма "Отец".

Отец из тех лент, что во время созидания производят удушающе реалистичное потрясение. Мы глядим и верим, при этом стараемся не свихнуться вместе с персонажами. Это больше эффект восприятия немыслимости представить такое и примерить на себя, чем сила искусства. И потом, после того как и герои начинают приходить в себя, мы понимаем – картина оказалась больше пустой, нежели заполненной чем-то ещё, кроме душещипательного сюжета и формально идеального изображения. Так случается и вовсе не напрасно кино отобрали в Венецию. Тут есть что осмыслить, чему восхититься и в мгновение порадоваться воссоединению мужа и жены. Однако финал, естественный и бескомпромиссный, так же предугадывался, ещё с момента, когда Отец открыл дверь в своём минивене и узрел гром.