Найти в Дзене
Задача выжить

Стелс-двигатель под вопросом: ОАК представила Су-57 с "новым" «Изделием 177».

Обсудим очередную неоднозначную новинку для отечественных истребителей пятого поколения, вызывающую немало вопросов. Приветствую на канале! Начнём с новостей. Буквально на днях, совершенно неожиданно для всех, ОАК публикует видео, в котором рассказывает о некоем новом двигателе для Су-57 под названием «Изделие 177». Параллельно появляется информация о его возможностях, повышенной тяге и прочих мелких деталях, и, на первый взгляд, всё хорошо, если за скобки вынести «Изделие 30» — основной двигатель, который разрабатывается не первый год. С ним-то что? Неужели ОДК не справилась с задачей? Давайте разбираться. Первое, на что стоит обратить внимание — двигатель не такой уж и новый. Впервые он был продемонстрирован ещё в 2024 году, только назывался немного иначе — «Изделие 177С». Многие тогда решили, что речь об экспортном изделии, но, как показывает практика, литеру «С» могут присвоить двигателю и для отечественных машин. Яркий тому пример — АЛ-41Ф1С, стоящий на Су-35С, хотя его базовая ве

Обсудим очередную неоднозначную новинку для отечественных истребителей пятого поколения, вызывающую немало вопросов.

Источник: пресс-служба ОАК. В кадре Су-57, б\н 052, второй лётный прототип.
Источник: пресс-служба ОАК. В кадре Су-57, б\н 052, второй лётный прототип.

Приветствую на канале!

Начнём с новостей. Буквально на днях, совершенно неожиданно для всех, ОАК публикует видео, в котором рассказывает о некоем новом двигателе для Су-57 под названием «Изделие 177». Параллельно появляется информация о его возможностях, повышенной тяге и прочих мелких деталях, и, на первый взгляд, всё хорошо, если за скобки вынести «Изделие 30» — основной двигатель, который разрабатывается не первый год. С ним-то что? Неужели ОДК не справилась с задачей? Давайте разбираться.

Первое, на что стоит обратить внимание — двигатель не такой уж и новый. Впервые он был продемонстрирован ещё в 2024 году, только назывался немного иначе — «Изделие 177С». Многие тогда решили, что речь об экспортном изделии, но, как показывает практика, литеру «С» могут присвоить двигателю и для отечественных машин. Яркий тому пример — АЛ-41Ф1С, стоящий на Су-35С, хотя его базовая версия выступает двигателем первого этапа для Су-57.

Второй важный нюанс в повествовании — «Изделие 177С» выполнено таким образом, что в габаритах и массе полностью совпадает с АЛ-31Ф. Это наиболее массовый двигатель, разные модификации которого присутствуют в Су-30СМ, Су-33, Су-34 и так далее. Тем не менее, двигатели различаются на более чем 80 процентов, если верить словам разработчиков.

Источник: пресс-служба ОАК. Новый двигатель с отличительной особенностью сопла.
Источник: пресс-служба ОАК. Новый двигатель с отличительной особенностью сопла.

Ну и третий нюанс — так ли плох «Изделие 177», как его малюют некоторые источники? Начнём с тяги, и здесь у новинки следующие цифры — 16000 кгс на форсаже. Сухие цифры, но всё познаётся в сравнении. Если взять старенький АЛ-31Ф-М1, стоящий на Су-34, то разница налицо — 13 500 кгс. У вышеупомянутого АЛ-41Ф1С она достигает уже 14500 — то есть новинка мощнее примерно на 10 процентов, что является неплохим показателем. Безусловно, «Изделию 30» уступает, там до 18000, но к этому моменту вернёмся позже. Далее по списку идёт ресурс, один из важнейших моментов, и здесь всё крайне интересно — у «Изделия 177С» заявлено 6000 часов, а значит и у «Изделия 177», скорее всего, цифры аналогичные — сравнивая с двигателем Су-35С, получим разницу примерно на треть, что очень много.

И последний пункт на рассмотрении — технология «Стелс». Очевидно, плоское сопло мы не увидим, это совершенно иной уровень, однако не обратить внимание на характерные угловатые детали сопла было бы неправильно — здесь полная копирка первых версий «Изделия 30», засветившихся ещё в 2019 году. Как говорится, свои пять копеек такое нововведение внесёт и так или иначе скажется на заметности носителя в заднюю полусферу. Некоторые обратили внимание на якобы снижение температуры реактивной струи, но здесь спекулировать не будем — скорее всего, этой технологии не завезли.

Источник: Ростех. "Изделие 177С", 2024 год.
Источник: Ростех. "Изделие 177С", 2024 год.

Суммируя всё вышесказанное, переходим к основной идее. Скорее всего, «Изделие 177» и «Изделие 177С» — это попытка создать универсальное семейство двигателей для всей имеющейся у ВКС авиации. При этом «177С» предназначен для ремоторизации машин предыдущего поколения и на экспорт, а «177» уже для пятого. Звучит неплохо.

Хорошо, но что с «Изделием 30»? И тут мало что изменилось — очевидно, этот двигатель хорош. Причём хорош настолько, что многими специалистами относится к шестому поколению. Насколько это справедливо — вопрос открытый, однако наличие плоского сопла, технологии снижения температуры реактивной струи и многого другого прямо говорит об огромном запасе нововведений, излишних на данный момент. К тому же он крайне дорогой по причине всего вышеописанного, и наверняка переориентирован для Су-57М, в котором и планер немного доработан, и много чего ещё. Более того, линейка «177/177С» не собирается с ним конкурировать — их представили даже раньше, чем в Сети появилась информация о глубоко модернизированном «Изделии 30». И, честно говоря, нашим ВКС сейчас ой как нужен хороший двигатель, способный в массовое производство, и лучше кандидата, чем «Изделие 177», не найти.

Источник: пресс-служба ОАК. Слева "Изделие 177С", справа "Изделие 117".
Источник: пресс-служба ОАК. Слева "Изделие 177С", справа "Изделие 117".

Подводя итог, хотелось бы отметить, что «Изделие 177» — это крайне важный для ВКС двигатель хотя бы потому, что сейчас в серийном производстве находится сразу три машины, и все они с разным двигателем — Су-34, Су-35С и Су-57. Один этот факт уже заставляет задуматься о едином унифицированном изделии, способном не только разгрузить ОДК, но и подтянуть характеристики машин предыдущих поколений — это особенно важно для Су-34, так как его двигатель в плане характеристик самый слабый. Да и про ресурс забывать не стоит — всё-таки бомбардировщики эти работают без остановок.

Дорогие друзья, благодарю всех поддерживающих канал через донаты, лайки и подписки - идём к 110,000. Спасибо каждому!