Найти в Дзене
Автомобилист

«Ромб» или подкатной: честно разбираемся, какой домкрат надежнее и стоит ли переплачивать для гаража

Знаете это чувство, когда стоишь на обочине под мокрым снегом, смотришь на спущенное колесо и понимаешь: сейчас начнется физкультура. И ладно бы просто физическая нагрузка, но ведь от того, какой инструмент лежит у вас в багажнике, зависит не только скорость замены колеса, но и целостность порогов вашей машины. А иногда — и ваши собственные пальцы. Но выбор обычного водителя чаще всего сводится к двум вариантам: классический механический ромбический домкрат (в простонародии «ромб») или гидравлический подкатной. Давайте разберем их по винтикам и манжетам, чтобы понять: что реально надежнее, а что — пустая трата места в багажнике. Именно этот «парень» чаще всего встречает вас в нише запаски, когда вы покупаете машину. Производители любят его за компактность и дешевизну. Как это работает?
Принцип прост, как все гениальное. Четыре рычага, шарниры и длинный винт с резьбой. Вы крутите ручку, винт стягивает боковые углы ромба, а верхняя точка идет вверх. Чистая механика, никакой магии. Почему
Оглавление

Знаете это чувство, когда стоишь на обочине под мокрым снегом, смотришь на спущенное колесо и понимаешь: сейчас начнется физкультура. И ладно бы просто физическая нагрузка, но ведь от того, какой инструмент лежит у вас в багажнике, зависит не только скорость замены колеса, но и целостность порогов вашей машины. А иногда — и ваши собственные пальцы.

Но выбор обычного водителя чаще всего сводится к двум вариантам: классический механический ромбический домкрат (в простонародии «ромб») или гидравлический подкатной.

Давайте разберем их по винтикам и манжетам, чтобы понять: что реально надежнее, а что — пустая трата места в багажнике.

Кандидат №1: Ромбический домкрат. Классика жанра

-2

Именно этот «парень» чаще всего встречает вас в нише запаски, когда вы покупаете машину. Производители любят его за компактность и дешевизну.

Как это работает?
Принцип прост, как все гениальное. Четыре рычага, шарниры и длинный винт с резьбой. Вы крутите ручку, винт стягивает боковые углы ромба, а верхняя точка идет вверх. Чистая механика, никакой магии.

Почему его выбирают (Плюсы):

  1. Компактность. В сложенном виде он становится плоским и влезает в любую нишу. Это идеальный вариант «на всякий случай».
  2. Вес. Он легкий. Таскать его не тяжело.
  3. Цена. Если вы сломали штатный домкрат, купить новый «ромб» в ближайшем автомагазине можно за сумму, эквивалентную полному баку бензина (а то и меньше).
  4. Отсутствие жидкостей. В нем нечему течь. В мороз -30 он будет работать так же, как и летом, потому что масло в нем не загустеет (его там просто нет, кроме смазки на резьбе).

В чем подвох (Минусы и надежность):
Главная проблема «ромбов» — их
устойчивость. Точнее, ее отсутствие. Площадь опоры у него маленькая. Если вы меняете колесо на асфальте — все хорошо. Но попробуйте поднять машину на грунтовой дороге после дождя. «Ромб» так и норовит уйти в землю или, что хуже, перекоситься и сложиться.

Второй момент — износ резьбы. У недорогих моделей металл винта и гайки бывает откровенно «пластилиновым». Если вы используете такой домкрат только при проколах (раз в год) — он прослужит вечность. Но если вы решили сэкономить на шиномонтаже и переобуваете машину сами дважды в год, крутя «ромб» по кругу 8 раз (снять/поставить), резьба может «слизаться» уже на третьем сезоне. Заклинить его может прямо под машиной в верхнем положении. И это та еще задачка — опустить авто обратно.

Ну и удобство. Крутить эту ручку-крючок, сбивая костяшки пальцев об асфальт — удовольствие ниже среднего.

Кандидат №2: Подкатной гидравлический домкрат. Король гаража

-3

Если вы хоть раз заезжали на шиномонтаж, вы видели их в действии. Это тяжелая тележка на колесиках с длинной ручкой.

Как это работает?
Здесь правит балом гидравлика. Вы качаете ручку, насос нагнетает масло в цилиндр, поршень толкает рычаг вверх. Закон Паскала в действии: малым усилием поднимаем тонны.

Почему его хотят все (Плюсы):

  1. Скорость и легкость. Поднять машину можно буквально за 5-7 качков рукояткой. Усилий — минимум. Справится даже хрупкая девушка.
  2. Устойчивость. Это самый жирный плюс. У него широкая база и четыре колеса. Опрокинуть машину с подкатного домкрата нужно очень постараться.
  3. Высота подхвата и подъема. Хороший подкатной домкрат легко залезает под низкие машины и поднимает их достаточно высоко, чтобы вывесить колесо даже у кроссовера с большими ходами подвески.

В чем подвох (Минусы и надежность):

  1. Габариты и вес. В багажнике обычной легковушки он займет половину полезного объема. Это инструмент стационарный, гаражный. Возить его с собой каждый день — сомнительное удовольствие.
  2. Требовательность к покрытию. Вот тут кроется главный нюанс. Чтобы поднять машину, подкатной домкрат должен... подкатываться. Когда рычаг идет вверх, сам корпус домкрата должен немного смещаться под машину. Если вы стоите на рыхлой земле, гравии или льду, колесики не поедут. Домкрат начнет тянуть машину на себя, или сам упрется в землю и согнет шток. Ему нужен бетон или асфальт.
  3. Гидравлика не вечна. Сальники и манжеты со временем дубеют и начинают пропускать масло. Если дешевый «китаец» начал «сопливить», он перестанет держать давление. Вы подняли машину, отошли за колесом, а она плавно опустилась обратно. Плюс, гидравлику нужно обслуживать (менять масло, прокачивать воздух).

Кто надежнее: сталь против масла

-4

А теперь к главному вопросу статьи. Что надежнее?

Если говорить о механической прочности, то хороший, качественный винтовой ромб (желательно с маркировкой грузоподъемности с запасом) — это практически вечная вещь. Там нечему ломаться, кроме резьбы, за которой нужно просто следить (смазывать графитовой смазкой). Он предсказуем. Вы видите, если винт погнулся.

Гидравлика — дама капризная. Особенно в бюджетном сегменте. Отказ гидравлического домкрата часто происходит внезапно. Лопнуло уплотнительное кольцо — и машина резко падает вниз. Без предупреждения и скрипа.

Однако, если рассматривать надежность удержания автомобиля в процессе подъема, то подкатной домкрат выигрывает с разгромным счетом. Шанс, что машина соскользнет с «ромба» при порыве ветра или неловком движении, гораздо выше, чем падение с широкой платформы подкатного устройства.

Важный нюанс, о котором молчат продавцы

-5

Есть одна деталь, которая убивает пороги автомобилей чаще, чем реагенты. Это опорная площадка.

У «ромба» на площадке обычно есть прорезь под ребро жесткости порога. Она там не просто так. Если вы поставите его неправильно, вы загнете ребро.
У подкатного домкрата чашка часто металлическая с зубцами.
Никогда не поднимайте машину голой металлической чашкой подкатного домкрата под порог! Вы продавите антигравийное покрытие, сдерете краску до металла, и привет, коррозия. Обязательно докупайте резиновую накладку (шайбу). Она стоит копейки, но спасет кузов.

Вердикт: что выбрать?

-6

Я рекомендую подходить к вопросу так: разделите задачи.

  1. Для багажника («доехать до дома»). Оставьте там качественный ромбический домкрат. Он легкий, не занимает места и спасет в экстренной ситуации на трассе. Только проверьте его заранее: смажьте винт и попробуйте поднять машину в спокойной обстановке. Если штатный кажется хлипким (из тонкого металла), купите усиленный ромб на 1.5-2 тонны. Это ваша страховка.
  2. Для гаража («сезонная переобувка»). Если у вас есть место для хранения и вы сами меняете колеса «лето-зима», обслуживаете тормоза или подвеску — однозначно берите подкатной гидравлический домкрат. Комфорт работы с ним несравним ни с чем. Ваша спина скажет вам спасибо. Для легковой машины хватит модели на 2 тонны, для кроссовера лучше брать 2.5–3 тонны и смотреть на высоту подъема (чтобы хватало вылета штока).

И самое главное правило безопасности, написанное, увы, не чернилами.

-7

Ни один домкрат — ни за 500 рублей, ни за 50 тысяч — не является удерживающим устройством. Это подъемное устройство.
Как только вы подняли машину —
сразу же ставьте страховочные подставки (в народе «козлики»). Никогда, слышите, никогда не засовывайте руки, ноги или голову в колесную арку или под днище, если машина висит только на домкрате. Гидравлика может стравить давление, винт «ромба» может лопнуть, машина может качнуться.

Если нет специальных подставок, положите под порог (рядом с домкратом) снятое колесо. Если машина упадет, она ляжет на диск, а не на землю (или на вас). Диск можно покрасить или выправить, а здоровье — ресурс невосполнимый.

Резюмирую:

  • Хотите надежности вдали от цивилизации и грязи? Берите механику (ромб).
  • Хотите комфорта и скорости на ровном полу? Берите гидравлику (подкатной).
  • А лучше иметь и то, и другое. Ромб живет в машине, подкатной — ждет хозяина в гараже.

Удачи на дорогах, и пусть домкрат вам приходится доставать только для плановой смены резины!